Подражание советскому

или Как отвратить молодежь от желания изучать историю своей страны Чем дальше от нас подлинные деяния ушедших веков, тем больше «деятелей», что хотят дать свое видение прошлого. В преддверии 100-летия заключительных боев Гражданской войны на [...]

или Как отвратить молодежь от желания изучать историю своей страны

Чем дальше от нас подлинные деяния ушедших веков, тем больше «деятелей», что хотят дать свое видение прошлого. В преддверии 100-летия заключительных боев Гражданской войны на Дальнем Востоке желание быть патриотичными закончилось, на мой взгляд, спорным мероприятием в духе «а не сделать ли как раньше».

Попытка возврата в прошлое, «как при Брежневе», обернулась вариацией по мотивам успешной практики 70–80-х годов прошлого века. В то время детей целыми составами привозили в места боев у сопки Июнь-Корань на  поездах с названием «Волочаевские дни». А поезд «Красная гвоздика» имел более обширную географию поездок – Владивосток, Уссурийск и иные города Дальнего Востока.

Вперед, в прошлое!

Новое время, иные технологии.  Детей вагоном электрички (!), не специализированным составом, доставили до Волочаевки. Обратно они ехали на автобусе. Назвать сие поездом «Красная гвоздика» как-то язык не поворачивается.  На обратном пути треть школьников пыталась дремать, треть отчаянно зевала. Все объяснимо: старшекласснику, к примеру, из Сосновки надо встать в 5-6 часов утра, чтобы к 8:30 успеть на вокзал. Чем и как  думали педагоги и чиновники из управления  образования, когда объявляли о массовом визите десятков старшеклассников из удаленных от Хабаровска населенных пунктов?

Александр Тясин, реконструктор, не в силах исправить все косяки. Он хорош, упитан и приятен в образе белогвардейца-«калмыковца». Но удержать внимание без малого 50 тинейджеров, едущих в вагоне электрички, когда половина из них сидит спиной к оратору?! Нет, это фантастика. Очень тяжело слушать 30-минутную лекцию с  последующей демонстрацией снаряжения и оружия времен Гражданской войны, повернув голову и туловище на 180 градусов. Любой педагог знает, что разговаривать с детьми надо глаза в глаза.

И вот результат – половина не слышит и не хочет слышать. «А оно мне надо? Мне училка сказала, чтобы собирался и завтра ехал на экскурсию», — прокомментировал один из старшеклассников. Парень просто отбывал номер, ему вся эта движуха за патриотизм глубоко  безразлична. В этой группе он такой был не один.

Лекция проходит под грохот агитационных плакатов Никтополиона Наумова, копии которых, заключенные в рамки, стучат по окнам электрички. Уж коли так, подклеили бы к рамкам поролон или мягкую резину. Или ни разу не ездили в поездах по Дальневосточной железной дороге?

По прибытии большая часть  экскурсантов ринулась в вокзальный  туалет. А там засада: не все кабинки работают. Более стойкие ждали товарищей в фойе: ожидание затягивалось. Группа постепенно выбивалась из графика, до 15 часов следовало уложиться со всеми мероприятиями – и сопку посетить, и музей, и лекцию о самом сражении 10-12 февраля 1922 года послушать.

Делай дело

На перроне станции Волочаевка-1 детей и сопровождающих их лиц встречал местный учитель-подвижник Алексей Зайцев. Он пришел со своей командой, в которую входят старшеклассники, они обычно сопровождают группы в «поле», и экскурсоводы.

Путь экскурсантов от вокзала до подножия сопки — чуть более полутора километров пешком. Благословленные краткой речью товарища Зайцева дети поднялись на горушку. Получив информацию о мемориале, подростки возложили гвоздики на могилу павших бойцов Народно-революционной армии и под комментарии Алексея Зайцева обошли самые видные места сопки Июнь-Корань.

Наверное, можно  было сделать прогулку более долгой, с возможностью  не только услышать, но и увидеть, и, чем черт не шутит, прикинуть на себя образ  того или иного героя. Для этого есть все — теплые осенние деньки, пара-тройка волонтеров в облике бойцов времен Гражданской,  программа государственно-частного партнерства, музейные сотрудники, масса запущенных в исторический оборот подлинных документов и далее по списку. Но получилось как получилось.

Хочу все знать

По возвращении «с полей» группу старшеклассников разделили на две половины. Пока одна часть учеников слушала лекцию Алексея Зайцева о событиях столетней давности, другая посещала школьный музей. Иначе никак — даже такой крутой педагог, как Зайцев, не сможет удержать внимание без малого пяти десятков детей.

А школьный музей с большим трудом одновременно может вместить не более 10-15 посетителей. Чтобы не на бегу, а вдумчиво, с пользой провести время, нужен как минимум час на экскурсию по истории Волочаевского боя и самого села — эти вещи неотделимы.

После экскурсии и лекции, что прошли в стенах школы села Волочаевка в лучших традициях советского общества «Знание», для школьников из Хабаровского района была проведена онлайн-викторина.  Результат удручающий: из того, что рассказывали ребятам в школе и на сопке Июнь-Корань, они запомнили лишь половину.

Слово профессионалу

На условиях полной анонимности говорим с одним из преподавателей, что все время был с детьми.

 — А знать об этом они и не могут в принципе. Школьников немного, в общих чертах, ознакомили о том, что здесь шла Гражданская война. У этих детей и их родителей  из учебников уже была вымарана история этих событий. Часы истории родного края и краеведения из обязательных часов перевели в дополнительное образование. На историю Гражданской войны из 17 часов в 9 классе давался лишь 1 час. Про Волочаевский бой там написано 2-3 строчки, — информирует  педагог  со стажем в несколько десятков лет.

— Краеведение уничтожено как обязательный образовательный компонент. В России же общее понимание патриотизма идет не от большого к малому, а, наоборот, от любви к малой родине. Особенности памяти современных школьников в нынешних условиях крайне невысокие. Клиповое мышление, любовь к коротким видео, мелькающим перед глазами, создают пустоту в мозгах. Исследования говорят, что лишь 50% информации дети способны запомнить сразу и воспроизвести. Через 2-3 часа в памяти останется лишь 10-7%, — рассказывает педагог.

— Получается, большая часть того, что рассказывал Алексей Зайцев, не зацепилась?

— И не зацепится. Молодое поколение — это поколение без памяти. Эту работу делает наше благородное Минпросвещения уже много лет. Педагогика знания, по их мнению, — это отстой и прошлое, главное — развивать мышление у ребенка, — рассказывает об инновациях в образовании учитель со стажем.

— Простите, но чтобы мыслить, подросток должен что-то знать. Без знаний мыслящего человека невозможно сформировать.

— Не знают они сегодня и знать не будут, потому что преподавание истории в частности и образование в общем превратились в пародию, — подводит неутешительный итог преподаватель.

 Организаторам поезда типа «Красная гвоздика» — наше вам с кисточкой!

Андрей Дунаевский

Фото автора

Новости Хабаровского края