Каждый должен заниматься своим делом. Завет профессора Преображенского определяет профессиональный путь следователей-криминалистов
Ночной звонок в следственное управление СК РФ по Хабаровскому краю позвал в дорогу оперативную бригаду со следователем-криминалистом на борту. Неподалеку от детской площадки в центре Хабаровска было обнаружено тело мужчины со следами насильственной смерти.
В ведомстве уверены: раскрыть жестокое убийство, найти и обезопасить общество на следующие 19 лет от рецидивиста, добавившего к списку своих прегрешений прошлого еще и самый тяжкий проступок против человечности, удалось только благодаря настоящему детективному таланту Дмитрия Головизина, одного из самых опытных криминалистов, его острой наблюдательности и пристальному вниманию к неочевидным, на первый взгляд, вещам.
Без оправданий
Старший следователь-криминалист отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области подполковник юстиции Дмитрий Головизин хорошо помнит это прошлогоднее дело. Не столько за состав преступления — расследовать убийства приходится постоянно, обычно это долгий и кропотливый процесс, сколько за многочисленные детали, которые и привели к разгадке произошедшего на детской площадке. Впрочем, Дмитрий Головизин говорит, что детально помнит каждое свое дело, несмотря на шестнадцатилетний срок службы. Примечательно, что за все эти годы ни один преступник, чью вину он доказал, не получил оправдательного приговора!
На вопрос, как у него так получается, отвечает:
— Следователь прежде всего должен быть наблюдателен, внимателен, должен четко отслеживать взаимосвязь явлений и вещей, уверенно ориентироваться в судебной медицине, разбираться в психологии. Я решил стать следователем, потому что захотел пойти по стопам родителей, а также из интереса. Преступность всегда была и будет, а привлечь преступника к ответственности невозможно без получения доказательств его вины. Тем более что практически любой человек, совершив преступление, пытается всеми возможными способами скрыть его следы, чтобы избежать ответственности. Задача следователя — отыскать эти доказательства, чтобы виновный не ушел от ответственности.
Начало работы следователем Дмитрий Головизин сравнивает с тем, как птицы учат летать своих птенцов, выталкивая их из гнезда, — либо научатся летать, либо разобьются. Чтобы развить детективное чутье, определять в каждом новом, всегда имеющем свои конкретные особенности эпизоде именно те детали, которые приведут преступника к приговору, необходимы не книжные кейсы, а непрестанная работа мозга, воображение, наблюдательность и… школьная программа.
— Мне никогда не давали готового решения, как поступить в той или иной ситуации, как раскрыть преступление, как его расследовать. Мой первый руководитель всегда говорил: «Ты же следователь? Найди ответ на свой вопрос сам. Читай «книжку» (так мы, следователи, называем Уголовно-процессуальный кодекс РФ). Если не найдешь ответа, приходи за помощью». Но ответ всегда находился. Ведь лучший способ запомнить — это самостоятельно найти ответ на свой вопрос, — вспоминает криминалист.
ДНК на службе
Криминалистика очень изменилась за годы службы Дмитрия Головизина. Современная аппаратура видеонаблюдения и фиксации; присущий любому, даже самому далекому от виртуальной жизни человеку «электронный след»; лабораторные мощности вплоть до срочных анализов ДНК жертв и преступников значительно упрощают техническую сторону расследования. Но неизменным залогом успешного определения преступника остается интеллектуальная составляющая.
— Для следователя является крайне важным не утратить знания, полученные еще в школе, по таким предметам, как физика, химия, геометрия, биология. Также необходимо все время совершенствовать уровень знаний в различных областях науки и техники. Все это надо постоянно применять на практике, поскольку ни один учебник или какое-нибудь издание в стиле «настольная книга следователя» сам по себе не поможет раскрыть преступление, — говорит Дмитрий Головизин.
Каждый день выполняя функцию «санитаров леса», наблюдая человеческое горе, следователи-криминалисты не черствеют душой, но и не теряют бдительности. Дмитрий говорит, что его работа — это не рутина, но повод поработать головой, найти более эффективные решения. Приводит пример: можно допросить за два дня 50 человек и не получить необходимые сведения. Но теперь, в том числе благодаря всеобщей цифровизации, можно найти преступника, не выходя из кабинета, например, проанализировав информацию о телефонных соединениях в аппарате жертвы.
Из какого сора…
В истории убийства на детской площадке не было главного, что помогает в расследовании, — орудия преступления. Опергруппа обыскала все окрестности, но не нашла ни ножа, ни другого предмета, которым можно было бы нанести такие раны. Однако Дмитрий Головизин в кромешной темноте нашел множество иных следов, которые вскоре привели к разгадке всей цепочки событий и поимке преступника. Из сотни разбросанных по территории окурков он опытным взглядом приметил и изъял всего два, но именно те, что принадлежали преступнику и жертве.
Обошли окрестные торговые точки — то, что как минимум один из двух фигурантов этого дела был пьян, следователь уже знал. Купить алкоголь ночью можно было только в соседней сауне. Администратор опознала по фото одного из двух мужчин, накануне заходивших к ней за спиртным, а видеокамера в помещении это зафиксировала. Через неделю убийца зашел в эту же сауну по своим личным делам, а также узнать о том, не разыскивают ли его. Он был одет в ту же одежду, в которой и совершил убийство. Там его и задержали сотрудники уголовного розыска.
Следователи не рассказывают всех профессиональных приемов. Прежде всего для того, чтобы преступники не знали, как их будет проще найти. Впрочем, некоторые авантюристы умело миксуют классику и современность. Но на каждого хитрого махинатора рано или поздно найдется свой детектив-криминалист.
Как в недавнем эпизоде с хабаровчанином, который проигрался на электронной бирже и «ушел из жизни» — инсценировал свое убийство, предварительно оформив многомиллионную страховку. Изучив траекторию выстрелов в его затопленный в реке автомобиль, криминалисты подвергли сомнению версию с уплывшим и съеденным рыбами трупом.
— Тела в машине не оказалось. Мои знания в области судебной медицины подсказывали, что при имеющейся траектории полета пуль ни одна из них не могла бы причинить потерпевшему не только смертельные, но и сколько-нибудь опасные для жизни ранения, — рассказал Дмитрий Головизин.
Обнаружили хитреца в соседнем регионе, когда тот не совладал с искушением еще раз поиграть на бирже. Его местонахождение было установлено с точностью до 250 метров, где стоял всего один жилой дом. Там мужчину и нашли, вернув «воскресшего» родственникам вместо страховки.
Эксклюзивное по стремительности раскрытия преступление произошло на днях недалеко от Хабаровска. В составе бригады на место убийства человека в машине возле поселка Приамурский выехал старший следователь-криминалист отдела криминалистики следственного управления майор юстиции Степан Корсаков.
— На лобовом стекле автомобиля увидел следы вырванного видеорегистратора, который с помощью локатора нашли в ближайший кустах, рядом — мобильный телефон жертвы, с треснувшим экраном, но в рабочем состоянии. Приехавшие на место родственники рассказали, что мужчина отправился на встречу с давним приятелем обсудить какие-то общие финансовые дела. Съемки автомобиля, данные ближайшего поста ГИБДД показали, что они сначала колесили по дорогам Еврейской автономной области, но потом водитель, словно бы заподозрив что-то, отвез знакомого на остановку в город, — рассказал Степан Корсаков.
Не исключено, что второй участник этих событий решил их ускорить, не дожидаясь другого удобного случая. Раз уж не получилось «потерять» приятеля где-нибудь в лесу, он покинул автомобиль на открытом перекрестке. Мертвого мужчину с огнестрельным ранением вскоре обнаружил его сын, который поехал на поиски отца. Результаты проведенных следственных действий позволили быстро установить подозреваемого в совершении преступления, он вернулся в город на попутке. От прибытия опергруппы на место до его поимки прошло всего два часа.
Неотвратимо и неуклонно
По данным УМВД России по Хабаровскому краю, в 2020 году зарегистрирован рост особо тяжких и тяжких преступлений. Но при этом число расследованных особо тяжких преступлений увеличилось на 20,6%, в том числе на 15,3% — количество расследованных убийств. Эти цифры подтверждают рост эффективности работы правоохранительных органов, динамическое превалирование ее результатов над преступностью. Важную роль в раскрытии преступлений играют следователи-криминалисты – наиболее опытные сотрудники, владеющие методикой расследования различных видов преступлений, навыками обращения с криминалистической техникой…
Значимость и эффективность службы следователей-криминалистов в раскрытии и расследовании преступлений значительно возросла за эти 59 лет. В современных условиях, когда способы совершения общественно опасных деяний приобретают более изощренный и замаскированный облик, добыть веские, убедительные доказательства виновности и привлечь к ответственности преступника является непростой задачей. Именно она возлагается на следователей-криминалистов с момента установления факта совершения преступления. От их профессионального мастерства во многом зависит не только раскрытие преступления, но в целом исход предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела.
Невозможно искоренить зло в человеческой природе, но необходимо последовательно и неуклонно бороться с ним, находить и наказывать виновных, ослабляя криминальные порывы еще не ступивших на скользкую дорожку потенциальных убийц и насильников. Это главная задача всех, кто работает в правоохранительных органах. Это то, чем каждый день занимаются сотрудники службы криминалистики.
Елена Романова
Днем образования криминалистической службы в органах прокуратуры считается 19 октября 1954 года. Тогда, 59 лет назад, Указом Генерального прокурора СССР в штат органов прокуратуры были введены должности прокуроров-криминалистов. При создании Следственного комитета как отдельного самостоятельного ведомства служба криминалистики полностью перешла во вновь образовавшуюся структуру.