Как жители Хабаровского края заготавливали кедровый орех

Калорийный корм, появляющийся с многолетними интервалами, оживляет жизнь в лесу. Улучшается не только жизнеспособность животных и птиц, в разы увеличивается рождаемость нового поколения. Зашевелился и народ в таежных поселках, предвидя хороший заработок. В лучшем положении оказываются охотники, имеющие в тайге участки с кедровыми выделами. Немаловажный фактор - наличие избушек, что определяет результативность работы. Семья лесника

Калорийный корм, появляющийся с многолетними интервалами, оживляет жизнь в лесу. Улучшается не только жизнеспособность животных и птиц, в разы увеличивается рождаемость нового поколения.

Зашевелился и народ в таежных поселках, предвидя хороший заработок. В лучшем положении оказываются охотники, имеющие в тайге участки с кедровыми выделами. Немаловажный фактор — наличие избушек, что определяет результативность работы.

Семья лесника Саши Вишнякова взяла меня на свои угодья. Женщины заморачивались сбором продуктов и бытовой утвари, а для мужиков оживленные приготовления к выходу начались с отлова лошадей. Летом лошади свободно паслись в тайге, отвыкая от своих прямых обязанностей. Упаковав и распределив вьюки, в путь тронулись на второй день. Женщины ехали верхом, мы пешком, возглавляя и замыкая караван.

При спуске с хребта обратил внимание на безлесый квадрат в долине: большая поляна обильно заросла травой. Из расспросов узнал, что здесь, в глухой тайге, сотни лет назад был острог для совершивших тяжкие преступления. На оскверненном участке лес не восстановился, несмотря на длительное время.

Проходя кедровник перед спуском к избушке, обратил внимание на обилие шишки на земле и следов медведя.

Зимовье — в целости и сохранности: ни медведь, ни росомаха не успели напакостить. Чаще всего разбой устраивает косолапый, пытаясь таким образом изгнать со своей территории конкурентов. Ломает в щепу все внутри, продукты съедает.

Оттаборившись, навязываем лошадей калмыцким узлом на обширной поляне, заводим им дымокур. Ужинаем и на ночлег.

Рано утром, ничего не говоря мужикам, побежал на сопку в кедровник. Захотелось самостоятельно добыть медведя на прокорм. Со взведенными курками ружья тихонько крался по лесу. Попались свежие следы и помет кормящегося зверя. Но в кедровнике никого не обнаружил. Обратил внимание на ложбинку со свежей лежкой медведя, со сломанного стебелька травки выделялась капля сока. Оказалось, учуяв человека, мишка залег в ямку, пропустил меня и тихо ушел. Из-за обилия шишки я как еда его не заинтересовал. Возвратившись в табор, все рассказал мужикам и получил добрую взбучку за вредную инициативу.

Нашу утреннюю трапезу нарушает жеребенок. Спасаясь от гнуса он, подбежав, прыгает в дымокур и, обжегшись, с визгом выскакивает: кто смеется, кто достает из пепла выбитые тарелки.

Приступаем к работе. Прежде всего собираем шишку-паданку и доставляем в зимовье на переработку (одна лошадь перевозит до пяти мешков). Вначале шишка дробится на специальной машинке, затем с помощью системы сит удаляется мусор. Чистые орехи засыпают в брезентовые вьюки. Но основная масса шишки — еще на деревьях.

Пробуем добывать ее, залезая в кроны, но это трудоемко и невыгодно. Колот делаем из комля свилеватой березы и толстой жерди метров семь длиной. Соединяем их запилом по форме ласточкиного хвоста.

Для сбивания шишек нужно три мужика. Основанием колот ставится к корням дерева. Две длинные веревки пускаются с разных сторон ствола кедра. Вытягивая руки, мужики отводят ударную чурку от дерева и с силой тянут на себя, ударяя по стволу. Третий человек стоит напротив и своей веревкой направляет колот. По команде направляющего чурка отводится от ствола, следует удар.

Все одеты по-зимнему: телогрейки, шапки и рукавицы — шишка сыплется градом, больно щелкая по голове и рукам.

Неделя работы и, наполнив вьюки, отправляемся домой. Теперь вся ответственность перекладывается на лошадей. Какой бы крепкой ни была ткань вьюков, острый еловый сук может легко распороть ее. Поэтому впереди по тропе идет лесник и топором срубает такие сучья. Попадаются и умные лошади, избегающие касания поклажи о деревья.

Теплая солнечная погода и однообразие пути притупляют внимание. Не обходится без происшествий. Отставший от нас жеребенок вдруг громко ржет. Напал медведь или рысь, мелькает мысль. Похватав ружья, бросаемся на шум. Но навстречу нам несется «кобылье чадо», преследуемое тучей разъяренных земляных ос. Проходя, мы потревожили их гнездо, а бредущий следом жеребенок попал под раздачу. Успокоив напуганных лошадей, поправив сбитые вьюки, к вечеру добираемся до дома.

В последующие дни женщины сушат орехи. Затарив в мешки, лесники отвозят и сдают урожай в Госпромхоз, получают вознаграждение за свой нелегкий труд.

Леонид Тимченко, Вяземский район

С пищевой точки зрения зрелый кедровый орех – кладезь полезного: в ядре 18-20% белка, до 15% крахмалистых веществ и 50-60% масла. Энергетическая ценность — 875 ккал на 100 граммов продукта.

Кедр растет долго, плодоносить начинает на 50-60-м году жизни. У кедра мягкая древесина. После удара колотом остается незаживающая рана, дерево начинает сохнуть.

Новости Хабаровского края