Вовлекать население в процессы принятия решений, касающихся социально-экономического развития региона, — такой курс Михаил Дегтярёв взял с первых дней своей работы в качестве главы Хабаровского края

Власти региона активно сотрудничают с некоммерческими организациями (НКО). По данным Минэкономразвития России, Хабаровский край занимал одно из первых мест среди регионов ДФО и далеко не последнее в России по уровню поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Из краевого бюджета в программу «Мой Хабаровский край» на реализацию соцпроектов по направлению «ТОС» внесены изменения по увеличению суммы поддержки до 500 миллионов рублей к 2026 году. Для некоммерческих организаций

Власти региона активно сотрудничают с некоммерческими организациями (НКО). По данным Минэкономразвития России, Хабаровский край занимал одно из первых мест среди регионов ДФО и далеко не последнее в России по уровню поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Из краевого бюджета в программу «Мой Хабаровский край» на реализацию соцпроектов по направлению «ТОС» внесены изменения по увеличению суммы поддержки до 500 миллионов рублей к 2026 году. Для некоммерческих организаций принято решение нарастить финансирование более чем в пять раз — до 50 миллионов к 2026-му.  Стоит перед краевыми властями и задача довести объем социальных инвестиций в регион из федеральных и внебюджетных грантовых источников до уровня 150 миллионов в год к 2026 году.

— Практику постоянного и открытого диалога с обществом — «сведущими людьми» — мы положили в основу работы правительства Хабаровского края. И это действительно максимально повышает эффективность наших трудов, — говорил в своей речи на открытии краевого Гражданского форума, проходившего в конце прошлого года Михаил Дегтярёв.

Предлагаем вниманию читателей подборку материалов, рассказывающих, как грантовая поддержка СОНКО, позволяет общественным организациям помогать хабаровчанам и воспитывать кадры отзывчивые и ответственные.

Учимся на бабушках

Студенты педагогического института ТОГУ  развивают компетенции, обучая старших.

Необычную аудиторию для прохождения практики  предложили руководители некоммерческой организации «Дальневосточный институт содействия общественному развитию» (АНО ДВИСОР). В рамках проекта «Давайте возводить мосты меж поколеньями», поддержанного Фондом президентских грантов студентам предстояло взаимодействовать с представителями старшего поколения. В роли учеников выступали представители пенсионного возраста.

В списке мероприятий  — интеллектуальные, активные и творческие занятия. Особой популярностью у пенсионеров пользуется «Гимнастика для мозга». Ведущим выступил Олег Шахматов, молодой специалист по работе с детьми с особенностями здоровья и одновременно студент магистратуры ТОГУ. Он предложил для людей старшего поколения разнообразные упражнения, направленные на межполушарное взаимодействие, развитие мышления, концентрацию внимания. «Упражнения такие же, что мы даем и для детей. Ничего нового не придумываем. Ведь цель одна – заставить мозг работать, — рассказал Олег.  – Я получил полезный опыт, работая с людьми старшего поколения. Для меня это новая практика. Взрослые люди более дисциплинированы, сразу включаются в работу, занимаются с увлечением. За время занятий мы изучили ряд упражнений ассиметричной гимнастики. Она более эффективно запускает в работу сразу оба полушария головного мозга, развивает мелкую моторику. Упражнения рассчитаны на одновременную смену действий пальцами рук. Для людей старшего возраста это ещё дополнительно суставная гимнастика. Не менее полезны психо-кинезиологические упражнения. Они помогают контролировать эмоции, снимают стрессы, снижают утомляемость, тревожность. Примечательно, что заниматься можно всей семьёй. Времени требуется мало, но при этом нарабатываются новые нейронные связи – основа нашего интеллекта».

На предложение провести творческие мастер-классы для пенсионеров откликнулись самые смелые студенты факультета искусств, рекламы и дизайна ТОГУ. Но отбор прошли те, кто не только умеет творить, но и сумеет научить. Студентам предстояло обучить взрослых учеников навыкам живописи акрилом и технике холодного батика.

Студентка Екатерина Соломатова, ведущая уроки в технике холодного батика вспоминает — «Первая наша реакция на предложение была – страх. Казалось, чему можно научить умудренных жизненным опытом людей? Но мы посоветовались и решили, что такая практика пойдёт нам на пользу и отказываться от предложения не стоит. С первых же минут занятий мы поняли, что волновались зря. Взрослая аудитория нас поддерживала. Сложилась теплая атмосфера взаимопонимания и доверия. Старшие ученики более усидчивы, чем дети, интересны в общении, старательные. Мы с удивлением наблюдали, как одинаковый у всех эскиз превращался в абсолютно разные работы. Яркие, выразительные. В каждой читалась индивидуальность автора. Мы довольны полученным опытом. Для нас он бесценен».

Студентка Вера Латышева для обучения росписи картин акрилом выбрала эскиз морской черепахи – символ долголетия и достатка. «Это удивительная краска. Вера открыла нам разные способы её нанесения на холст. Оказывается, её можно использовать как акварель и как масло. Без растворения водой изображение получается объёмным, насыщенным. Мы узнали, как правильно растворять краску, какими цветами лучше пользоваться, чтобы получить нужные оттенки, как выразительно выписывать детали. Спокойная атмосфера занятий располагала к умиротворению. Это замечательно, что с нами работали молодые будущие педагоги», — поделилась своими чувствами пенсионерка Ольга Вано.

Студенты кафедры «Физическая культура и спорт» ТОГУ ознакомили пенсионеров с основами йоги.  А уроки иностранного языка для представителей старшего поколения стали уже традиционными. Третий год в роли преподавателей выступают студенты факультета филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации ТОГУ. Пенсионеры имеют возможность вспомнить полученные знания школьной программы или изучить язык с нуля. В этом году помимо занятий по английскому языку пенсионерам предложены уроки китайского. Занятия проходят онлайн – это для старших еще и возможность развивать свои навыки жизни в цифровом мире.

Возрастные учащиеся отметили высокий уровень знаний будущих специалистов, их умение доходчиво донести до слушателей необходимый материал, творческий подход, корректное отношение и терпение. Такое взаимодействие, безусловно, на пользу обоим поколениям. А для студентов это лучший способ закрепить полученные знания, наработать опыт общения и профессионального развития.

Первые шаги… в воде

Благотворительный фонд «Филантропия» при поддержке Главного управления внутренней политики правительства Хабаровского края  реализует проект для тренеров по адаптивному плаванию и специалистов по гидрореабилитации, детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В проекте принимают участие дети с инвалидностью, тренеры и инструкторы по адаптивному плаванию и студенты ДВГАФК.

Спикером обучения выступает судья первой Всероссийской категории по плаванию (ПОДА, ВОС, ЛИН), старший тренер сборной команды РБ спорт ЛИН (плавание), старший классификатор сборной команды РФ спорт ПОДА (плавание), 4- кратный чемпион первенства мира 2005 г, мастер спорта России Наиль Ринатович Гарифуллин

 Дети с ОВЗ от трех до пятнадцати лет  проходят  курс индивидуальных занятий по гидрореабилитации  и  обучение навыкам плавания, а тренеры  и инструкторы
повышают свою квалификацию в данных областях и  получают дополнительные теоретические знания и консультации по работе с детьми разных нозологий.

— В Хабаровске получить профессиональную гидрореабилитацию очень затруднительно. У специалистов не хватает опыта, и желающих работать с особенным ребенком тренеров очень мало, — рассказывает Марина Давейнис, мама двухлетнего Артемия с диагнозом детский церебральный паралич. —  Из-за страха  и отсутствия опыта работы с детьми с ограниченными возможностями,  специалисты либо жалеют малыша не давая выйти ему на нужный уровень, либо занимаются с ребенком, не обращая внимания на особенности его развития.

Найти «своего» тренера очень сложно. Благодаря проекту мы получили возможность узнать, какие должны быть упражнения в воде, получили рекомендации и неоценимый опыт. Особая благодарность Наилю Ринатовичу за отношение к ребёнку, профессионализм и оптимистический настрой.   Надеюсь, что тренеры нашего города смогли «впитать» все, чему он их учил.

После интенсива ребенок стал лучше контролировать свое тело в пространстве. Увереннее держит голову. Стала появляться сила в руках. Надеюсь, что укрепился дух и усилилась выдержка.  Выражаем огромную благодарность организаторам проекта — Фонду «Филантропия» за возможность участия нашего малыша в таком значимом для реабилитации ребёнка мероприятии.

«Наиль Ринатович — Мастер своего дела! С первого занятия, нашёл подход к Артему (мальчику семь лет, он слабо слышит и не ко всем идет с первого раза), научил Артёма держаться на воде, находится длительно под водой, не бояться воды и многому новому. Ребенок мой, выполнял все указания тренера, хотя я думала, что он не сможет этого сделать в силу того, что Артём на занятиях находился без слуховых аппаратов. Но перестала  так думать, после первого занятия. Жалко, конечно, что гидрореабилитация так быстро закончились. Надеемся, что ещё не раз сходим на занятия к Наилю Ринатовичу. А так будем продолжать занятия с другим тренером, чтоб не потерять навыки»,  —  пишет Юлия Кириллова

«Мне очень понравился этот интенсив, и я хотел бы повторить это снова! Самое главное я научился плавать!» — непосредственный участник проекта Вадим Трифонов благодарен тренеру.

Хочу работать!

А в бизнес-школе  на ул. Дикопольцева в Хабаровске из подростков  растят будущих предпринимателей.  Реализует проект  АНО «Наставники» на субсидию министерства внутренней политики Хабаровского края.  Тут вам не просто  финансовая грамотность, а изучение успешных кейсов, разбор самых смелых бизнес-идей и специфических предпринимательских понятий. На полном серьезе.

На полном серьезе здесь можно обсудить свою идею с наставником. В наставники АНО с одноименным названием приглашает людей , как это принято говорить, «из реального сектора экономики». Это люди не просто понимающие  бизнес, но владеющие своим уникальным опытом  набивания шишек и роста. Люди, умеющие говорить с детьми  увлекательно о серьезном. Наставнику можно задать вопросы, расспросить об опыте, получить объяснения,  почему  один бизнес-проект  успешен, а другой потерпел неудачу.  Отличная тема с точки зрения запросов будущего и ранней профессиональной ориентации. И пусть пока бизнес-идеи  по большей части кучкуются вокруг компьютерных игр, но разве не нужны нам, как воздух, свои Илоны Маски? Он ведь не про романтику, а про законы предпринимательства.

Впереди лето – время возможностей. Юные романтики устремятся в путешествия и закрытые загородные клубы по интересам, а молодые предприниматели  ищут возможности заработать.

Родители школьников от 12 и старше всеми силами стараются помочь ребятам получить не только первый трудовой опыт, но и первые деньги.

Не поздно ли начинать поиски летом? Есть ли вообще у школьника шансы на успешное официальное трудоустройство в летний период? Бывают ли варианты высокого стабильного заработка и почему предприниматели так неохотно берут на работу школьников? Какие государственные программы поддержки летней трудовой занятости существуют и как сами родители могут помочь ребенку в эффективном трудоустройстве?

АНО «Наставники» организует открытую встречу с родителями  для «предполетного разбора». На встречу приглашены и работники центра занятости, и руководители трудовых отрядов старшеклассников, и предприниматели.

Встреча состоится в воскресенье, 26 февраля в 13.00 в “Точке кипения” на Муравьева-Амурского, 33. Регистрация по ссылке https://forms.gle/PW6oT8WTkKU5wxyA6.  Начинайте готовиться к успешному лету!

Мы привели всего три примера из деятельности общественных организаций Хабаровского края, но, уверены, в каждом СОНКО – а их у нас больше двух тысяч – обязательно найдется свой, который покажет: главное – люди.

Наталья Деменкова, Матрена Ефимова

Новости Хабаровского края