Пара недель без подвоза продуктов — и Николаевск-на-Амуре может начать потихоньку загибаться

Доставка всего необходимого в город Николаевск-на-Амуре осуществляется либо автомобильным транспортом, либо по воде. Зимой путь один — большегрузными машинами по трассе до Подгорного. А дальше… Дальше начинаются проблемы: через Амур нет переправы к городу. ГУ [...]

Доставка всего необходимого в город Николаевск-на-Амуре осуществляется либо автомобильным транспортом, либо по воде. Зимой путь один — большегрузными машинами по трассе до Подгорного. А дальше…  Дальше начинаются проблемы: через Амур нет переправы к городу.

ГУ МЧС России по Хабаровскому краю режет правду-матку: «В 2020 году первая ледовая переправа в крае была допущена к эксплуатации уже 3 декабря. В текущем году по состоянию на 12 декабря открытых ледовых переправ еще нет, так же, как и автозимников».

Остров невезения

Если смотреть по карте, то Николаевск-на-Амуре напоминает остров: Амур и лиман с одной стороны, с другой — местные горные речки. И поэтому  с доставкой грузов есть сложности.

Летом ходят паромы, на которые можно загнать несколько тяжелых фур — где-то тысяча рублей за тонну груза. Да и то не всегда — на Амуре бывает солидная волна.

Зимой грузы довозят до села Подгорное. Одна тонна обходится в 8-11 тысяч рублей. Чтобы ту же тонну доставить через Амур в Николаевск, придется выложить где-то 8 тысяч рублей — при ширине реки километра в четыре. Сравните стоимость с летними перевозками.

Но — зима. Лед не встал. И грузы перебрасываются менее грузоемким транспортом.

Популярны суда с воздушным мотором. На торосах их порой ломает — выбивает клепки, гнет стойки, разбивает корпус. Можно было бы и суда на воздушной подушке использовать, но ледяные торосы режут их «юбку» из прорезиненной ткани влет. И эти «вездеходы», для которых снег, песок, вода – не проблема, на амурских льдах чувствуют себя неуютно. Еще грузы по тонкому льду таскают на санях, прицепленных к снегоходам. Такой мелкий транспорт за раз может перевезти до тонны груза. Или утянуть за собой.

Самый эффективный транспорт — все-таки автомобильный. В начале декабря 2021 года коммерсант на грузовичке рванул через Амур. Машина была специально подготовлена для рейсов по снегу и льду — три оси, шины низкого давления. Но природу не обманешь, законы физики действуют вне зависимости от политической ситуации и воли районного руководства. Туда пустой грузовичок проскочил, обратно не смог. По информации с мест, хозяин свою технику вытащил, сейчас ей предстоит дорогостоящий ремонт. Не он первый, не он последний — Николаевск в большей степени живет с колес. И поэтому наиболее оптимальное  решение — пропуск большегрузов через ледовую переправу.

Опыт тяжелого прошлого

Технология создания ледовых переправ в Николаевске была отлажена. Финансирование поступало от краевых структур. Край же и контролировал, что и как на переправах происходит. В 2021 году система дала осечку.

К строительству бесплатной переправы фирма «Строй Комфорт» приступила еще осенью 2020 года — отсыпали площадки на обоих берегах, готовили подъездные дороги, уплотняли дорожное полотно и далее по списку. Но вести работы непосредственно на льду долгое время не могли – в 2020-м Амур встал во второй половине декабря, на две с половиной недели позже обычного.

7 октября 2020-го в Хабаровское управление автомобильных дорог пришло письмо от другой организации — ООО ПКФ «Крона», которая захотела возвести ледовую переправу на платной основе, по соседству с бесплатной.

Своевременно или несколько позже,  в январе 2021 года обе переправы были проложены — ниже точек городского водосброса. Через два дня на коммерческой переправе, рассчитанной на 20-тонные фуры, под лед ушел автомобиль общим весом в 16 тонн. Фуру никто не вытаскивал, она до сих пор на том же месте.

Видимо, чтобы снизить влияние теплых течений на ледяной покров трассы, установили этакий подводный щит длиной метров в тридцать. Но, похоже, регулярные теплые стоки, растекаясь, подмывали переправу не только в месте крушения грузовика, но и дальше. Не исключено, что теплые течения зацепили и бесплатную переправу. Да так, что на муниципальной переправе пришлось ограничить тоннаж машин.

Тогда заместитель главы района Олег Коржов в числе причин, вызвавших «волнения районного масштаба», назвал повышенный температурный режим николаевской ТЭЦ, которая стремилась обогреть жителей холодной зимой, и выросший сброс воды от нового жилого квартала и плавательного бассейна. Очевидное — невероятно.

Все на взводе

С учетом происшествия 14 января 2021 года было много претензий к местным властям. Полномочия город взял, но финансирование по-прежнему поступает от края.

— Хабаровское управление автомобильных дорог обслуживает трассу до Подгорного, —рассказывает Олег Коржов, заместитель главы администрации Николаевского муниципального района по экономике и инвестиционной политике. — Дальше нам приходится решать вопросы самим. В этом году краевое финансирование на устройство ледовой переправы пришло 9 декабря. Скорее всего, на следующей неделе объявим, согласно 44-ФЗ, конкурс на обустройство. Ранее никак — существует финансовая дисциплина. Когда конкретно она появится? — переспрашивает чиновник. — После того как соискатель выиграет конкурс, у него будет 10 дней на обустройство переправы. И специалисты есть, и техника для обустройства такого сооружения имеется. Все упирается сейчас в погоду. Прошла уже без малого половина декабря, и до сих пор мороз не более 10 градусов, днем и того меньше. А тут еще и снежная подушка из-за  постоянных снегопадов. И как результат, лед крайне медленно нарастает. Конкретные сроки ввода в постоянную эксплуатацию ледовой переправы Подгорное — Николаевск пока что назвать никто не может, — завершает разговор Олег Коржов.   

 А ежели хочется свежего и полезного – помидорок там, бананов, а также иных фруктов и овощей? А как же без мандаринов и шампанского на Новый год?! Неужто город останется без праздника? Как уверил Владимир Колодинский, председатель совета по предпринимательству при главе района, население не останется на голодном пайке: «Имеются кое-какие запасы».

Прекрасное — в далеком

Когда-то в Николаевске-на-Амуре было производство. Птица и яйцо в товарном количестве были свои, местные, крупное поголовье скотины давало сырье для местной переработки, свое производство жидкого и разливного — без этого в то время никак. Я уже молчу про рыбу и икру — каждый второй, не считая первого, имел удовольствие кушать рыбку и икру тоже. Не проблема — выйди и налови. Сейчас даже рыбу везут из Хабаровска. Имелся и большой хлебозавод, который из привозной муки пек хлебобулочные изделия.

Да многое чего из производства имелось ТОГДА в Николаевске. Но потом рыночек начал решать… И собственное производства начало умирать. Теперь Николаевск питается «с колес». Литр дизтоплива по трассе ближе к Николаевску уже сейчас стоит 85-90 рублей. Многие, идя в дальний рейс, запасаются горючкой в канистрах.

За последнее время в Николаевске мелкий и средний бизнес резко ужался. И если у человека было несколько точек по продаже нужного и полезного продукта, то сейчас бизнес ужался до единичного магазина. Когда нет потребителя, то нет и спроса, в Николаевске люди за последние пять лет обеднели. И на этом всё, бизнес «купи-продай» в масштабах района начинает умирать. Сами жители Николаевска свой город, где проживает менее 15 тысяч, в сердцах именуют очень не литературно — «задницей страны». А когда-то гордились, что Николаевск — первый основанный город на Амуре.

Мост в будущее

Ежегодные треволнения — кто и как по зиме будет привозить в Николаевск вкусные и полезные продукты, а также как люди буду перемещаться, подталкивают мнение широких народных масс к кардинальному решению вопроса переправы через Амур. В последние годы зимы в крае какие-то не такие – слишком теплые в начале. И тут в головах рождается мысль о постройке моста через Амур, по которому в любую погоду круглогодично можно проезжать. Я вот боюсь представить, во сколько сотен миллионов рублей встанет такое строительство. Специалисты уточняют, что речь идет не о миллионах, но о миллиардах рублей. Хотя альтернатива дорогостоящему мосту есть.

К 2026 году в Хабаровском крае будет обеспечена транспортная доступность «за 4 часа в любую точку края», объявил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. С этой целью планируется приобрести три самолета L-410 взамен АН 24/26 и три самолета Sukhoi Superjet 100. Тем самым внутри региональный пассажиропоток увеличится в два раза — до 100 тысяч человек. Пассажиропоток – это, конечно, очень хорошо, но жаль, что тонна груза, доставленная по воздуху в Николаевск, обойдется в большую сумму, чем нынешняя комбинированная доставка — по суше и воде.

Новости Хабаровского края