Хабаровск обязан задавать тон всему образованию края — Татьяна Матвеенкова

Сегодня гость редакции Татьяна Борисовна Матвеенкова, начальник управления образования администрации города Хабаровска. - Давайте вначале подведем итоги прошедшего учебного года. Понятно, что каждый год - особенный, а чем отличился минувший? - Было очень важно, что мы смогли начать его в очном режиме. Пандемия не создала нам никаких препятствий. Режим дистанционного обучения, о котором так много

Сегодня гость редакции Татьяна Борисовна Матвеенкова, начальник управления образования администрации города Хабаровска.

— Давайте вначале подведем итоги прошедшего учебного года. Понятно, что каждый год — особенный, а чем отличился минувший? 

— Было очень важно, что мы смогли начать его в очном режиме. Пандемия не создала нам никаких препятствий. Режим дистанционного обучения, о котором так много говорили родители и которого все боялись, к счастью, нас миновал. Но, тем не менее, жизнь научила нас использовать информационные технологии — они помогали в процессе обучения. Начинали работать с ними в пору пандемии, а оказалось, что без них не обойтись и сейчас. Конечно, библиотеки никто не отменял, тем более что есть и электронные библиотеки. Так что год мы прожили в очном режиме и закончили его вовремя.

— Однако была немыслимая напасть: постоянные сообщения о минировании школ, эвакуация школьников, проверка зданий — причем, и зимой, и весной…

— Да, их было очень много! Но мы и с этим научились справляться.

— Как можно справиться с таким регулярным шантажом?

— Я имею в виду учебный процесс. Еще пару лет назад после эвакуации школьников отправляли домой. Нынче же после проверки зданий дети или возвращались в классы, или получали индивидуальные задания, или педагоги проводили дистанционные уроки. То есть образовательный процесс не прекращался. Многие родители высказывали опасения, какими будут результаты этого учебного года при таком большом количестве эвакуаций? Однако результаты хорошие.

— Можно даже похвастаться?

— По итогам года получен 31 стобалльный результат.

— Это много?

— Такого результата не было за последние семь лет.

— А сколько бывало стобалльников?

— Было по 19-20.

— А сколько всего было нынче выпускников?

— Выпускников в Хабаровске было 2540. Так что на общем фоне количества получилось хорошее качество. Среди стобалльников есть две школьницы даже с двухсотбалльным результатом. Много было, скажем так, высокобалльных работ. Это тоже показатель работы школы, учителей, родителей и школьников. В этом году практически по всем предметам средний тестовый балл на экзаменах получился выше, чем в крае.

— Но ведь так и должно быть?

— Конечно. Хабаровск — краевая столица, которая просто обязана задавать тон всему образованию края. Разумеется, хочется большего, есть к чему стремиться.

Еще одним успехом мы считаем медалистов, которые получили аттестаты с отличием. Их в этом году больше двухсот человек.

— Чем отличаются медалисты от стобалльников?

— У медалистов пятерки по всем предметам. А стобалльники — это те, которые получили на ЕГЭ по одному предмету самый высший результат. Как правило, это те ребята, которые заранее выбирают для себя будущую профессию и очень активно работают в этом направлении. Ведь важен не сам результат, а то, что за ним стоит. Причем, для стобалльников это еще и возможность поступить в вуз на бюджетной основе, что очень важно для любой семьи.

— Экзамены прошли, аттестаты выданы — мы уже доучились…

— Доучились. Но нам есть к чему стремиться. Перед краем и городом стоят очень важные задачи. Сейчас нужно развивать инженерно-математическое образование. Мы понимаем, что экономика сегодня диктует свои требования и свои условия. Да, ребята активно занимаются робототехникой, программированием, промышленным дизайном и т. д. Очень много таких востребованных российской экономикой специальностей. Наша задача  — развивать и это направление в городе.

— Где и как?

— В Хабаровске работают краевые учреждения — детский технопарк «Кванториум», детский центр цифрового образования «IT-КУБ». А в школах города действуют клубы легоконструирования, IT-технологий, программирования, есть сейчас даже IT-классы в отдельных школах. В рамках федерального проекта «Современная школа» идут поставки компьютерного и презентационного оборудования, ноутбуков и т.д. То есть школы уже встраиваются в прогрессивную систему, но надо еще больше и лучше.

— А не получится ли перекос в этом плане?

— Не получится. У наших школ возможностей много и разных. Например, спортивный клуб школы № 6 занял первое место на всероссийских соревнованиях. Команда лицея «Звездный» стала лауреатом всероссийского конкурса молодых профессионалов. Ребята очень активно участвуют во всероссийском конкурсе «Большая перемена», где победитель в качестве приза получает миллион рублей на обучение. Виктор Бартюк — выпускник школы № 12 — был победителем данного конкурса, он нынче поступает в Щукинское театральное училище. Мы гордимся своими участниками и призерами всероссийской олимпиады школьников. К примеру, Лиза Богданова из школы № 35 стала призером на всероссийской олимпиаде по праву. Она еще и двухсотбалльница. Успешных примеров много. Своих юных героев мы знаем, любим и гордимся ими.

— Новые школы будем строить?

— Подписаны концессионные соглашения на строительство школ. В микрорайоне «Строитель» уже ведется расчистка площадки. Готовится строительная площадка под школу на улице Демьяна Бедного. Планируем построить самую большую в Хабаровске школу на 2200 учащихся в микрорайоне «Ореховая сопка».

— Сейчас говорят о том, чтобы сделать учебные заведения школами полного дня. Это как?

— Это когда дети должны быть заняты в школе с утра и до вечера тем, что им интересно. Не только отучиться и идти домой, а когда школа предоставит ему все возможности — или занятий спортом, или IT-технологиями, или танцами, или изучением языков и т. д.

— И в городе уже есть такие школы?

— Мы к этому должны стремиться. Отдельные элементы уже есть во многих школах. Проблема в свободных помещениях, ведь почти все школы работают в две смены.

— Разве в городе есть школы, которые работают в односменном режиме?

— Есть.

— Это частные школы?

— Нет, муниципальные. Например, школа № 80 работает в односменном режиме. Там есть бассейн, немало спортивных объединений (борьба, футбол и др.), есть большой физкультурно-оздоровительный комплекс. Там дети в неурочное время занимаются программированием.

— Это привилегия для данной школы — работать в одну смену?

— Это не привилегия, а требование закона, когда дети, изучающие предметы на углубленном уровне, должны заниматься в первую смену. Есть такая норма. Новый Волочаевский лицей, лицей «Звездный» тоже работают в одну смену, потому что располагают помещениями для дополнительных занятий. А если говорить о школьной инфраструктуре, то в этом году мы приняли решение о строительстве нового стадиона при школе № 67 в микрорайоне «Красная речка». В стадии решения вопрос о крытом манеже на стадионе школы №1 на улице Чехова, где можно будет играть в футбол, где будут беговые дорожки и разные малые формы для занятий спортом. Одобрено предложение по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса при школе № 52 в Южном микрорайоне.

— А как у города с деньгами на сферу образования? Хватает?

— Бюджет города на образование увеличивается ежегодно, потому что мы прирастаем новыми зданиями, которые требуют новых расходов на содержание и материальную базу. На этот год было запланировано порядка 120 миллионов рублей на текущий ремонт, приобретение оборудования и т. д. Мы понимаем, что 120 миллионов на 227 зданий — это очень мало. Но уже было уточнение бюджета, и мы получили еще порядка 120 миллионов рублей. Поэтому летом идет активный ремонт крыш, систем отопления, подготовка школ к новому учебному году.

Еще мы участвуем в программе модернизации школ, которую объявил наш президент. В 2024 году мы намерены капитально отремонтировать девять учреждений. А именно: в школах № 10 и 13 провести комплексный ремонт от пола до потолка, остальные доведем до современного нормативного состояния.

Есть и поддержка краевого бюджета. В этом году нам профинансировали подключение системы полной безопасности в школе «Первые шаги». Еще мы подали девять заявок на участие девяти школ в программе по антитеррору общей суммой в 37 миллионов рублей

— А в классах будет видеонаблюдение?

— Оно устанавливается только там, где родители принимают стопроцентное решение. Да, есть школы, где установлено и внутреннее видеонаблюдение в классах.

— Расскажите о профильном обучении. Что есть в школах города?

— Есть классы физико-математические,  гуманитарные, социально-экономические, общества и права, естественнонаучного профиля. В этом году мы впервые открываем в школах восемь классов медицинской направленности. Ребята могут на раннем этапе осваивать профессию. Будет взаимодействие с медицинским колледжем и университетом, их педагоги смогут преподавать в школах, будут практикумы по оказанию первой медицинской помощи на профессиональном уровне. Нас особенно радует, что четыре школы открывают педагогические классы.

— Да что вы говорите?! Неужели?

— Если мы сами не будем повышать престиж профессии, то кто это сделает? Недавно была поездка по летним лагерям: как много девчонок работает там вожатыми! Им нравится. Если это желание подкрепить, да если еще и стимулировать, то будет хорошая смена.

— Как стимулировать?

— У нас есть трудовые отряды старшеклассников с оплатой. А с министерством образования края мы обговорили возможность организации краткосрочных курсов для вожатых. Это тоже стимул. Это и есть ранняя профориентация.

— А теперь о проблемах в образовании.

— Для меня проблема не должна быть проблемой, она должна быть задачей, потому что она должна решаться. Да, есть проблема двухсменного режима, но это наша задача — строить школы надо и строить будем. Есть проблема низкой заработной платы — ее тоже нужно решать. И она решаема разными способами, в том числе, социальной поддержкой. К примеру, учителя теперь могут взять жилищную ипотеку по низкому проценту, которую объявил президент.

— Какая ипотека с мизерной зарплатой учителя!?

— Давайте будем честны: ведь учителя неплохо зарабатывают репетиторством.

— Верно. Наверно, с тех пор, как эта сфера законодательно стала называться «образовательной услугой». Но лучше, чтобы учитель учил в школе.

— Конечно! Однако от «образовательной услуги» мы уходим и говорим о воспитании.

— Как уходим?

— Нынче летом Владимир Владимирович Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника. Министр просвещения России заявил о важности законодательной инициативы по отказу от формулировки «образовательная услуга», о снижении отчетности педагогов.

— Наконец-то! А то дожили: образовательная услуга, медицинская услуга, так и мужа начнем называть «семейной услугой»… Однако вернемся к образованию.

— Наша задача — повышать его качество. Ведь по итогам нынешнего учебного года в стране провалилась математика. Провалилась! По результатам экзаменов 9-11 классов очень большое количество школьников не справились с заданиями. Это означает, что базовый уровень математики не высок. Поэтому мы для себя наметили план и будем с 1 сентября его реализовывать, чтобы сначала научить учителя, дать ему инструмент, чтобы он научил школьников воспринимать этот предмет.  

— А история придет в школы в новом формате? Как это может быть?

— Мы ждем методические рекомендации от министерства просвещения. Но уже знаем, что с 1 сентября в каждой школе первым уроком каждого понедельника будет «Разговор о важном». Это тот  самый классный час, который в наше с вами время был обязательным. И каждый классный руководитель будет на своем уровне вести разговор с ребятами о том, что сегодня важно — об актуальных жизненных моментах, политических событиях, исторических датах и т. д.

— Что еще нового ожидается в школах?

— Планируется единый подход к школьным программам, которые учили детей одному и тому же, но разными методами и способами и в разное время.

— А от ЕГЭ будем уходить — постепенно?

— Не могу сказать, это тема федерального значения. Я отношусь к ней нормально, но понимаю, что есть в ней свои перегибы. С другой стороны: готовы ли сегодня наши дети отвечать на вопросы по билетам? Дети сегодня не умеют говорить, не умеют рассуждать — это беда.

— Но мы же отвечали!

— ЕГЭ — это не просто выбор готового ответа, за ним тоже стоит подготовка, стоят знания. Зато, сдав ЕГЭ, выпускники не сдают экзамены при поступлении в вузы.

— Если результаты ЕГЭ принимаются вузами, то почему там не могли бы принимать аналогично и результаты экзаменов?

— Наверно, могли бы. Но считается, что ЕГЭ исключает человеческий фактор, его результат объективнее, чем оценка учителя на экзамене.

— Как начнем новый учебный год? С гимна?

— Однозначно! Но помним, что сказал наш президент: к вопросу подходить взвешенно и аккуратно. Если  школа не имеет флагштока, то надо его установить, а потом проводить процедуру подъема флага. То есть в каждой школе должны быть «знаменные тройки» и прочее. Мы должны научить детей этому ритуалу. Должны выучить слова гимна. И мы готовимся: в некоторых школах устанавливаем флагштоки, в части школ сделаем их на следующий год. Но каждая школа начнет учебный год с гимна и с поднятия или выноса флага.

Раиса Целобанова. Фото автора

Новости Хабаровского края