Хабаровчанин помогает раскапывать курганы эпохи скифов

Александр Соболев вместе с коллегами из других регионов в раскопках уникального места нашей страны - кургана Туннуг в Республике Тыва участвует не впервые. В 2019 году удалось исследовать 10-15 % от общей площади. Тогда обследовался как сам курган, так и территория вокруг него. Докопались до перекрытий из лиственницы (см. «Копай глубже!», «Молодой дальневосточник XXI век»,

Александр Соболев вместе с коллегами из других регионов в раскопках уникального места нашей страны — кургана Туннуг в Республике Тыва участвует не впервые. В 2019 году удалось исследовать 10-15 % от общей площади.  Тогда обследовался как сам курган, так и территория вокруг него. Докопались до перекрытий из лиственницы (см. «Копай глубже!», «Молодой дальневосточник XXI век», №47, 20-27 ноября 2019 г.).

 И в археологии Александр не новичок — в 2015 году участвовал в раскопках Албазинского острога, работал на Бохайском городище в Приморье, раскапывал памятники средневековья в Амурской области.  Но это все были небольшие экспедиции.

В 2020 году раскопки в Долине царей в Тыве из-за сложной эпидемиологической обстановки не проводились. Но настал 2021-й, и археологи потянулись в поля.

Здесь такая атмосфера

— Для ученого, для исследователя важно открывать и познавать что-то новое! Курган Туннуг неординарен, таких памятников очень немного. Он относится к скифской культуре, что сложилась и развивалась в Центральной Азии. А не к той, что присутствует в европейской части России. Бывает, что ученый копает всю жизнь, но у него не получается затронуть объекты такого уровня. А тут мы получили такую возможность — копать курган с историей в несколько тысяч лет, — с жаром объясняет Соболев.

В сезон-2019 на раскопках Туннуга одновременно работало от ста двадцати до ста сорока человек. Где-то шестьдесят историков и археологов, остальные — волонтеры.

— В этот раз не было специалистов из других стран — Швейцарии, Испании, Австралии. И состав работников изменился — не было волонтеров. Вместо них организаторы нанимали местных из ближайшей деревни. Эти работники с утра приходили на раскоп, там же обедали и вечером уходили домой. И так день за днем. Всего в этот раз работало человек 50, — рассказывает об условиях работы независимый исследователь.

Не изменились и предметы труда — тачка, лопата, кайло. При раскопках  курганов с тысячелетней историей иная техника не приемлема. В этот раз ничего интересного не было найдено.

— В основном разбирали каменную отсыпку кургана. И что интересно, камни, похоже, притащили издалека. Вокруг на холмах, что в долине, и на горах, что ограждают долину, такого камня нет. Как и нет следов добычи, — рассказывает об одной из странностей без мало трехтысячелетнего захоронения Александр Соболев.

Вторая особенность кургана Туннуг — его обособленность. Среди затапливаемой поймы он единственный находится к югу от местной речушки. Но ближе к местным горам, на правой, более высокой стороне подобных насыпных сооружений семь.

— Но эти курганы более позднего периода, — поясняет Александр. — И в самом захоронении кургана Туннуг есть странность. Судя по всему, в центральной камере есть захоронение. Но вот в боковых, в которых обычно хоронились сопутствующие предметы, пока что ничего не обнаружено. И похоже, что там ничего изначально и не было. Пока что непонятно, почему в этом кургане так получилось, — рассказывает Александр Соболев. И добавляет, что до вскрытия центрального захоронения «копать и таскать» года два, а то и три. Вот тогда, возможно, и появятся сенсационные находки и удивительные открытия.

И вот она, среда

— Условия жизни не изменились с прошлого раза, жили в палатках. Я свою привез специально. Умывальник с чистой водой ежедневно к услугам всех желающих. На пару-тройку часов по вечерам включался генератор. Так что электронные девайсы можно спокойно было заряжать. Кстати, сотовая связь была, конечно, не очень, но сообщения через мессенджеры уходили совершенно спокойно. Баня стационарная человек на десять — в любое время после работы в поле. Попарился и сразу с мостков в местную речку Уюк. Ты сам весь красный, распаренный, а вода в речке холоднющая! Красота! — рассказывает Александр. — Сама речка исключительно чистая, из нее брали воду, чтобы помыться.

Увы, в этот раз Министерство обороны не пришло на помощь — не было снегоболотоходов ТТМ, на которых два года назад утром работников увозили на раскопки, в обед доставляли в лагерь и обратно, а вечером возвращали на базу. Отсутствие техники, что в 2019 году лихо рассекала по затопленным лугам, наложило отпечаток на график работы.

— С утра пораньше после всех личных процедур и сытного завтрака коллектив отправлялся на место раскопок пешим порядком — в одну сторону около трех километров, унося с собой бутерброды, воду, хлеб и посуду. На обед все оставались на раскопе. И после 17 часов несколько десятков специалистов пешком, по грязи и по немного затопленной пойме возвращались назад. Итого в день шесть километров. Вот это я понимаю — романтика дальних странствий!

Кушать подано

Для питья и приготовления пищи воду брали из скважины. В базовом лагере был отдельный повар, который из местных натуральных продуктов (свеженькую баранину и конину местные по божеским ценам регулярно поставляли) готовил много и вкусно.

 — Местная молочная продукция — это что-то с чем-то! Сметану и творог такого качества и такой свежести ни разу в Хабаровске не видел и не покупал, — восхищается Александр Соболев.

Из числа специалистов «главному по кухне» каждый день выделялся помощник. Он же на всю толпу в термосе и обед приносил. После приема пищи в пустую емкость укладывалась грязная посуда, и дежурный возвращался в лагерь, где активно продолжал помогать штатному повару готовить еду. Туда несколько километров с грузом килограммов в 50 и обратно, но уже с гораздо меньшей ношей. Археология — это не только академическая наука, это еще и хорошая физическая подготовка и заряд бодрости до следующего года.

— В прошлый раз, когда на помощь пришли военные, было легче в бытовом плане. В этот мне пару раз довелось быть таким помогающим, — рассказывает о не совсем археологической практике Александр Соболев.

В субботу работали до обеда. В воскресенье весь день без работы.

 — Я за эти выходные дни все окрестные горы обошел. Благо они не очень высокие. Как зайдешь на вершину, вид потрясающий! Ведь там практически не встретишь следов жизнедеятельности современного человека. И в горах, и в низинах чисто. Крайне редко встретишь, даже можно сказать, исчезающе мало антропогенного мусора — бутылок, пакетов, иного пластика, — с восхищением рассказывает Александр Соболев.

Могут и накопать?

Естественно, разговор зашел и о такой национальной беде, как «черные археологи».

— В Тыве такого явления, как «черные копатели», они же незаконные археологи, просто нет. И власти, и местное население бережно, по-домашнему внимательно относятся к своей истории. Любая попытка копать втихую может там закончиться очень плачевно для «диких археологов», — объясняет Александр Соболев. — Народ там тихий, незлобивый. Но за свое стоят горой!

К сожалению, в Хабаровском крае в последние пару десятилетий «черные копатели» порезвились от души. А серьезные академические экспедиции за это время практически не проводились. На данный вид работ просто никто никогда не выделял требуемые суммы (а это порой десятки миллионов рублей). У нас в основном идут или срочно аварийные раскопки (как это было недавно в районе Малмыжского месторождения), или же резвятся во всю ивановскую разные люди, от археологии очень далекие. Что и как происходит в среде нелегальных, полулегальных и иных видов «черных археологов» читайте в ближайших номерах.

Не будьте такими, как вышеперечисленные «специалисты». Если у вас, уважаемые читатели, появилось желание попасть в такое замечательное место, как Долина царей в Республике Тыва, и поучаствовать в полезном и нужном деле, то в следующем году в первую очередь на сайте РГО заполните заявку на участие в экспедиции по исследованию кургана Туннуг.

— С собой прихватите непромокаемую палатку, несколько комплектов обуви — резиновые сапоги, ботинки или берцы, кроссовки, тапочки. Не забудьте про несколько комплектов одежды, включая и теплые вещи — в Тыве в августе по ночам не редкость слабо плюсовая  от 3 до 7 градусов температура. Не забудьте про туристический коврик и спальный мешок (или теплое и большое одеяло, желательно пуховое – уточнение автора). Головные уборы обязательны — кепки, панамки, платки. Естественно, предметы личной гигиены и средства связи, — консультирует Александр Соболев.

Если у вас все сложилось, то дорожка скатертью стелется. От Хабаровска до Красноярска — поездом, потом пересадка до Абакана. Дальше — только автомобильным транспортом через Западные Саяны в северную часть Тывы. А там до лагеря рукой подать, разумеется, по местным меркам. Встретимся в следующем археологическом сезоне.

Андрей Дунаевский

Фото предоставлены Александром Соболевым

Курган Туннуг

С 2018 года Русское географическое общество и Институт истории материальной культуры Российской академии наук изучают курган Туннуг (в переводе с местного наречия – «глухое место»), расположенный в Тыве. Он является частью Долины царей, где находится множество курганов знати скифского времени. Курган Туннуг расположен в пойме рек Туннуг и Уюк, близ поселка Чкаловка в Пий-Хемском районе. По предварительным данным, захоронение кургана — самый крупный и самый ранний скифский памятник начала — середины IX века до н.э. Благодаря тому, что курган Туннуг находится в вечной мерзлоте, под каменной насыпью объекта существует высокая вероятность обнаружить сохранившуюся органику и разнообразные артефакты.

Посвящение в археологи

Уважаемы жители священной земли Долины царей! Духи здешних степей благоволят нам! Вам выпала великая честь — стать настоящим археологами, пройдя тернистый путь испытаний. Нелегкий путь вам предстоит, жители Туннуга! Если чувствуете, что ноша не по силам вам, выйдите из строя, ибо обратной дороги не существует. От начала обряда посвящения до самого конца вас будут сопровождать ваши старшие братья, которые не боялись испытаний и заслужили великое звание АРХЕОЛОГ! Вперед, к испытаниям! Пусть удача сопутствует вам!

Новости Хабаровского края