В Хабаровске проходит выставка уникальных бурятских кукол

В кукольном безмолвии, если правильно прислушаться, может звучать оркестр, играющий сказочную симфонию для целого балетного представления. А порой это настоящий театр, где разыгрываются волшебные истории. В куклах всегда есть тайна. Она сродни тайне мироздания, загадке всего сущего. Сколько существует человек, сколько пытается разгадывать, столько и делает куклы. Когда-то куклы были объектом поклонения, потом стали оберегами

В кукольном безмолвии, если правильно прислушаться, может звучать оркестр, играющий сказочную симфонию для целого балетного представления. А порой это настоящий театр, где разыгрываются волшебные истории.

В куклах всегда есть тайна. Она сродни тайне мироздания, загадке всего сущего. Сколько существует человек, сколько пытается разгадывать, столько и делает куклы.

Когда-то куклы были объектом поклонения, потом стали оберегами или атрибутами магических ритуалов. Конечно, в куклы играли и дети. Если не игра в дочки-матери, как еще можно обучить девочку женскому ремеслу?

Выставка «Ульгер: авторские куклы семьи Намдаковых» открыта  в Дальневосточном художественном музее.  Ее посвятили 90-летию музея.

—  Это очень и очень дорогой проект, — рассказала генеральный директор музея Валентина Запорожская. — И это не только доставка в Хабаровск и страховка кукол, это и приобретение специальных витрин, которые были изготовлены в Санкт-Петербурге.  Это и новые материалы, и современное освещение, чтобы предметы в течение месяца не выгорали, не теряли своих красок.

Этим специальным оборудованием музейные работники занимались почти год. Большая сумма была выделена правительством Хабаровского края.

— В канун дней рождения края и Дальневосточного художественного музея это большой подарок хабаровчанам и гостям города. То, что эта выставка состоялась, большая победа музея. Стоит напомнить, что совсем недавно Бурятия вошла в состав Дальневосточного федерального округа. Нам нужно было это показать, подчеркнуть. Тем более что культура этой республики нас всегда интересовала. Куклы из Бурятии – высший пилотаж. Такие проекты всегда волнительны для нас. Это большой праздник – встречать 90-летие музея открытием такой замечательной выставки!

Творец

Это настоящий семейный кукольный промысел. Им занимается семья Даши Намдакова, гениального бурятского художника, ювелира и скульптора. Его предками были кузнецы-дарханы, которых буряты считают творцами, посланными небесами. Его отец занимался чеканкой, резьбой по дереву, живописью, ткал ковры, был для своих восьмерых детей первым и главным наставником.

Дашинима – так по-бурятски звучит имя скульптора и означает «удачливое солнце».

— Когда я только начинал заниматься скульптурой, мне казалось, что мое искусство будет интересно только бурятам, монголам и сибирскому миру. Но все вышло в точности до наоборот: первая выставка стала для меня приятным сюрпризом, она произвела эффект разорвавшейся атомной бомбы, которая сначала пошла в Москву, а потом заинтересовала людей во всем мире. Я просто занимаюсь тем, что меня волнует, и люди чувствуют, что в этом есть что-то настоящее, — говорит художник.

Сегодня Даши живет с семьей в Лондоне. Его работы представлены в зарубежных и российских музеях и даже в личной коллекции Владимира Путина.

Творцы

Даши Намдаков не только художник, но и организатор, продюсер. По намдаковским эскизам его мама, сестры и братья вот уже больше десяти лет изготавливают уникальные куклы.

Первая кукла появилась в 2005 году. Она называлась «Китайская принцесса». Даши Намдаков в деталях нарисовал, сказал, что и из чего нужно делать. Сам отливал голову. Эта работа стала участницей ежегодного Московского международного салона авторских кукол. Сейчас владельцем «Китайской принцессы» является Андрей Макаревич.

В общей сложности с 2005 года семьей Намдаковых было создано более 50 авторских кукол. Два брата — плотники и кузнецы — ответственны за каркас, за все металлические и деревянные части. Сестры шьют костюмы, занимаются гримом и париками, а мама плетет кружева и делает украшения.

Мастерская расположена в родительском доме, на втором этаже, куда каждый день приходят на работу сестры и братья. Этаж разделен, как и положено традиционному жилищу, наверное, у всех народов Земли, на женскую и мужскую части.  В мужской части проводятся работы с металлом и отливкой, в женской заготовки обретают красоту.

Тоненьким крючком по одной прядке вживляются волосы яка в отлитую из пластика голову, а потом уже приходит время прически и нарядов. И все по-настоящему, почти без условностей. Эта кропотливость поражает. Так для живых людей редко делают. Деревянные троны, лица из папье-маше, коралловые бусы, ручное шитье и плетение из конского волоса – каждая деталь достойна восхищения.

Лебедь

Предание хоринских бурят гласит, что однажды молодой охотник Хоредой Мэргэн увидел на берегу озера Байкал трех белых лебедей, которые, сбросив с себя оперение, превратились в прекрасных девушек.

Пока они купались, Хоредой незаметно похитил одеяние одной из них. Накупавшись, две небесные девы, надев лебяжье оперение, снова превратились в белых птиц и улетели; третья же осталась на земле и вышла замуж за Хоредоя Мэргэна. Звали ее Хун Шубуун. Она родила ему 11 сыновей, ставших прародителями одиннадцати хоринских родов. Когда дети подросли, жена Хоредоя надела свою лебяжью одежду и, превратившись в лебедя, улетела через дымовое отверстие юрты.

Этот образ нашел свое воплощение в одной из кукол Даши Намдакова. Это любимая кукла у сестер Даши.

Нежно-голубой цвет платья и крохотный птенец в руках у куклы говорят о ее  небесном происхождении. «Девушка-лебедь» изображена в момент перевоплощения из человека в птицу. Платье куклы, как и одежда у всех остальных произведений, выполнено из кожи тонкой ручной выделки и украшено кружевом, привезенным из Италии.

Образ дополняет традиционный головной убор алтайских скифов. У них тоже была легенда о духах, которые спускались с небес в образе лебедей и превращались в прекрасных девушек.

Лица кукол белы, и это не мертвенная бледность, здесь, скорее, читается Сагаалган, бурятский белый праздник, который длится целый месяц. И это не просто Новый год, прощание с зимой и встреча весны, это праздник чистоты, преображения, изменения человека, его духовной сущности. Это праздник богини Лхамо.

Глядя на эти молчаливые создания, словно начинаешь постигать саму природу если не буддизма, то культуры Бурятии. И если монгольские народы — наследники Чингисхана — для многих дикие кочевники, то здесь предстает другой образ – утонченный, философский, мудрый. Можно каждую куклу разглядывать часами и медитировать, рассуждая о сути мироздания и совершенной красоты.

Юрий Вязанкин

Новости Хабаровского края