22 января 2023, 7:56

Дню коренных народов мира были посвящены праздники и фестивали, прошедшие в Хабаровском крае

Фестиваль организован Краевым научно-образовательным творческим объединением культуры и администрацией Ульчского района при поддержке правительства края. Партнерами проекта выступили Ассамблея народов Хабаровского края и региональная Ассоциация коренных малочисленных народов Севера.

Хабаровский край занимает третье место среди субъектов Российской Федерации по количеству коренных малочисленных народов. Для восьми этносов регион – историческая Родина.

Это их предки придумали самую древнюю в мире керамику и блесну. Это их предки создали на базальтовых камнях около Сикачи-Аляна галерею из петроглифов, где можно посмотреть на одно из древнейших изображений мамонта.

Шаманский посох

Ульчи сдержаны и немногословны. Порой, словно сэвэны, молчаливы. Чем-то на Амур похожи. На поверхности тишь да гладь, а что в глубине творится, порой и сам Ба-эндури не знает. А познакомишься ближе, покажется, что добрее людей на свете не бывает. Последним поделятся. Во время войны всю выловленную рыбу на фронт отправляли, а сами голодали, из обуви — а она делалась из рыбьей кожи — похлебку варили.

Рассказывают, когда японцы уничтожали айнов на острове Хоккайдо, сажали их на плоты и отправляли в море. Некоторые доплывали до устья Амура. Ульчи забирали айнов с плотов, выхаживали. Вот и одно из объяснений, почему среди ульчей попадаются люди чуть ли не с рыжими волосами.

Может, этой добротой и объясняется то, что в селе Булава, бывшем когда-то ульчским стойбищем, сегодня живут и русские, и украинцы, и эвенки, и нивхи.

210 лет исполнилось селу Булава. Официально годом рождения села является 1812 год. Откуда взялась эта дата, не могут объяснить даже краеведы.

Ульчей немного — чуть менее трех тысяч человек. Спросишь: «А много ли ульчей уезжает из края?» Люди сдержанно ответят: «Почти никто не уезжает. Это же наша Родина!»

Этот народ древний, как сама приамурская земля. Ульчи — прямые потомки охотников и собирателей, живших на Дальнем Востоке восемь тысячелетий назад. Есть гипотеза, что именно ульчский язык — первопредок речи чжурчжэней, которые сорок лет держали основные силы Чингисхана. Малая же часть дошла до Восточной Европы.

Центр национальной культуры ульчей — село Булава, известно не только в России, но и во всем мире благодаря национальным коллективам и мастерам декоративно-прикладного искусства, таким, как резчики по дереву, члены Союза художников России Иван Росугбу и Юрий Куйсали.

Именно здесь 66 лет назад появился первый на Дальнем Востоке фольклорный песенно-танцевальный ансамбль «Гива» (в переводе с ульчского «Рассвет»). Основатель ансамбля — Заслуженный работник культуры России Петр Дечули, которому в этом году исполнилось бы 105 лет.

В основу первых танцев легли шаманские движения во время камланий. Петр объездил весь Ульчский район, собирая этнографический материал. Он любил повторять: «Танец будущего — это танец далекого прошлого».

Шаманский посох

Дал название Булаве.

Когда трудно жилось,

Посох помогал.

Это не просто строки из песни Петра Дечули, это одна из версий, объясняющих, откуда взялось название селения.

— Давным-давно на тот берег Амура-Мангу, где сейчас находится Булава, приехали нани — люди этой земли. Так себя когда-то называли ульчи. Они облюбовали это место, так как оно было заслонено от морских ветров сопками, покрытыми девственной тайгой, где обитали пушные звери, а на противоположном берегу простирались пойменные луга, изрезанные многочисленными протоками и маленькими озерами, где было много рыбы и гнездились перелетные птицы. Среди людей, полюбивших это богатое зверьем и рыбой место, находился старый шаман — даи сагди ни, у которого был булау для игры на бубне (так по-ульчски называется посох шамана). С помощью своего посоха шаман помогал сородичам во всем: в обустройстве жилья, в лечении от разных болезней, просил таежных духов помочь охотникам добыть зверя, а у Хозяина воды — хорошего улова для рыбаков. А в это время по Амуру-Мангу ходили пароходы и перевозили лес на плотах, связанный железными тросами. Шаману было жаль деревья. Он встал на берегу, взмахнул посохом, и пали железные путы с деревьев. Булау созвучно слову «булава», поэтому село и стали звать в честь «булау» — Булавой.

Ульчи любят свою Родину, дорожат и хранят свою национальную культуру и гордятся тем, что живут в селе с таким красивым и необычным названием — Булава.

Сегодня по факту – три Булавы. В малой и старой живут ульчи, в новой – русские. Появилась Новая Булава в советские времена, когда там открыли леспромхоз. Находятся они на расстоянии в три километра. Разделяет их сопка, которую ульчи называют Хурэ.

«Я так люблю свою Булаву! Здесь милый дом, где я живу. Люблю я лес, цветы и травы. Родной природы красоту», — эти строки Марина Одзял, председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Ульчского района, посвятила  земле своих предков.

Бубен дружбы

Этот фестиваль-эстафета уникальное явление. Он начался с Праздника народов Севера, который открыл эстафету в национальном эвенском селе Арка Охотского района.

Эвены долго вспоминали этот праздник. На него съехались тогда оленеводы  с  самых дальних пастбищ. Неделю добирались до села Арка. Везли они с собой  традиционные жилища, блюда национальной кухни, выставки работ эвенских мастериц. В программе праздника проходили  гонки на оленьих упряжках, национальные игры, концертная программа  фольклорных коллективов, конкурс национальной кухни и национальных жилищ.

В этом году двадцатый по счету фестиваль «Бубен дружбы» прошел в Ульчском районе. Участниками фестиваля стали около 90 мастеров и артистов национальных коллективов со всего края.

Фестиваль «Бубен дружбы» в селе Булава прошел во  второй раз. В 2013-м году  праздничная эстафета добралась  в первый раз до этого села. Тогда фестиваль был посвящен 80-летию Ульчского района.

Первый день кочующего фестиваля  прошел  в поселке Де-Кастри. В местном Центре культуры и досуга выступили фольклорные, песенно-танцевальные и хореографические коллективы из нескольких районов края, а мастера декоративно-прикладного искусства устроили творческое состязание. 

На второй день «Бубен Дружбы»  откочевал в село Булава, где в фестивальную программу влилось празднование этого юбилея села.

 Конечно, ульчи постарались и принять участников фестиваля, и достойно представить свою национальную культуру.

Булавинские знаменитые ансамбли «Гива» и «Диро» объединились и подготовили специально для торжества театрально-танцевальную сюиту о сотворении мира. А с самыми маленькими жителями села восстановили номер, придуманный Петром Дечули, называется он «Воронята».  Говорят, очень трогательно! «Воронят» очень любят в Булаве.

Для дегустации национальной кухни приготовили моси – студень из рыбьих шкурок с яблоками, моси с брусникой, оста мосини -студень из пузыря рыб и желудей, мани — десерт из икры и ягодного сиропа, салаты из вяленой рыбы и кишок лосося, «собачьи язычки» — кусочки теста с сахаром, сэвэки- картофель с ягодой, баду – напиток из риса, запеченных сазанов, студень из рыбьих голов, пельмени сё, каню – водоросли в  рыбном бульоне, ухи разных видов, манту — пампушки с мясом сохатого. Одним словом, пир на весь амурский мир!

Путешествие под звуки бубна и голосов животных

Это было частью большого праздника, посвященного Международному дню коренных народов мира, который прошел в селе Датта Ванинского района.

На фестиваль  «Авяди Агдавасу!»  — «Радуйтесь празднику!» — в этом году орочи пригласили Анну Гончарову, певицу и мастера декоративно-прикладного творчества из Хабаровска.

Ее выступление называлось «Путешествие от Эвенкии до Советской Гавани под звуки бубна и голоса животных». Отметим, что на этой территории когда-то кочевали орочские рода.

Напомним, что эта мастерица заняла первое место в номинации «Художественная обработка кожи и меха» на Всероссийском конкурсе «Дальний Восток мастеровой», в прошлом году  на краевом фестивале «Мелодии и ритмы Дальнего Востока» орочская обрядовая песня, исполняемая на Медвежьем празднике, принесла ей Гран-при.

 — Село Датта — уютное и милое местечко на берегу Татарского пролива, наполненное дыханием солёного воздуха, криком неугомонный чаек и таинственными туманностями. А самое главное добрыми и прекрасными людьми. Здесь каждая травинка, каждый лепесток пропитаны историей и легендами моих сородичей орочей. Традиционно занимаются рыболовством, собирательством, ныне ходят за сладкой морошкой, самые хозяйственные собирают морскую капусту. Живет село своим укладом, своей жизнью тихо и размеренно, и так и будет впредь, — рассказала Анна Гончарова.

С  собой мастерица привезла выставку изделий декоративно-прикладного творчества «Бэли Имдангала»  — «Мастер света на все руки».  В экспозиции куклы, шумовые национальные музыкальные инструменты из дерева, бересты, рыбьей и сыромятной кожи, украшения-кулоны из бисера, бересты, дизайнерская одежда в этностиле,  берестяные изделия — туески с орочским орнаментом.

Анна Гончарова  провела мастер-класс по национальному обрядовому женскому танцу во время Медвежьего праздника, разучила несколько ритмичных движений. А потом женщины села Датта вместе с мастерицей  с ритуальным подношением пришли на поклонение культовым горам Мачан и Папачан, где и исполнили национальный танец.

По традиции, на празднике выступили фольклорные коллективы, приехавшие на праздник из Ванинского и Советско-Гаванского районов. 

По итогам фестиваля «Аист над Амуром» лучшими в номинации «Концертная программа» признаны песенно-танцевальный ансамбль «Сиун» и образцовый ансамбль «Тасима» из с. Ачан, в номинации «Национальная кухня» — национально-культурный центр «Амтака» с. Джуен, в категории «Национальное жилище» лучшими стали представители села Омми. Победителем в конкурсе национальных костюмов стал национально-культурный центр «Силэмсэ» с. Ачан.

Закончился праздник конкурсом национальной кухни и угощением ухой на свежем воздухе.

Напомним, что орочи – коренной малочисленный народ, для которого Хабаровский край – историческая Родина.  Этих охотников на морского зверя называют стражами взморья Татарского пролива.

Часто их путают с удэгейцами, сахалинскими ороками, китайскими ороченами, зачем-то орочами называют магаданских эвенов. Сами себя орочи называют нани – люди этой земли.

Солнечная юкола

Для амурских народов юкола – своего рода консервы. Нивхи юколу делают в основном из кеты и горбуши. Ее отваривают и готовят  из нее супы, делают салаты с добавлением черемши. Когда еще советскими властями не была уничтожена амурская лайка,  этим продуктом кормили собак.

Приготовление юколы —  женская работа. Очищенную рыбу разрезают на тонкие или толстые пласты. Затем рыбу нанизывают на прутья или жерди различной длины и толщины. Вялят рыбу на специальных сооружениях, которые называются вешалами. Это врытые в землю высокие столбы с перекладинами. Провяленную рыбу связками складывали в амбары. В период, когда свежей не было, питались вяленой.

Рыба, приготовленная таким образом, хорошо утоляет голод, не вызывает жажды.

В Николаевске-на-Амуре заранее специально к празднику «Кец Ма», что в переводе с нивхского языка — «Солнечная юкола», на территории комплекса «Нивхская деревня» житель села Макаровка Михаил Антушевич построил лабаз — крытый навес для посола рыбы. Действо организаторы планировали провести на свежем воздухе, однако вмешалась непогода.

Праздник перенесли в Центр культуры КМНС.

После инсценировки с повествованием о традициях нивхского народа провели три мастер-класса —  по нарезке юколы, «по рыбьей косточке», по бумагопластике – делали бумажных рыбок.

Дегустация национальных блюд — особая часть праздника. Бережно сохраняют нивхи кулинарные рецепты своих предков.

Главное блюдо, конечно,  мос – студень из рыбьих шкурок с таежной ягодой.

Три волшебные стрелы

Село Джуен стоит на берегу залива Сомнюр озера Болонь. История села началась в 1928 году, когда на берега озера переехали с реки Харпи семьи Андрея Бельды и Захара Киле. Вслед за ними стали перебираться и другие рыбаки и охотники с семьями.

Одни название села производят от нанайского слова «дюен» — «в глубине находящийся мыс». Другие говорят, что название произошло от слова «дюи» — ключ, родник.

Неподалеку от села, на озере Болонь находится остров вулканического происхождения Ядасен. Это редкость, когда вулкан находится посреди пресноводного озера. Некоторые ученые считают, что через тысячу лет он может проснуться.

На западном берегу острова возвышается огромный Шаман-камень — место таинственных обрядов и поклонения духам озера. Говорят, что остров дает жизненную силу мужчинам, а женщин лечит от бесплодия. Говорят, что часто видят над островом НЛО.

Именно в этом селе прошел 26-й кочующий фестиваль «Аист на Амуре». В прошлом году двадцать пятый по счету организаторы посвятили юбилею села Ачан. Каждый год он меняет дислокацию, переезжает из одного национального села в другое.

В фестивале приняли участие творческие делегации из Амурска, сел Омми, Ачана, Вознесенское и Нанайского района.

В этом году после праздничного шествия делегаций фестиваль  перед прологом открыли лучники.

— Когда-то перед нанайскими свадьбами гостей встречали выстрелами из ружей. Сегодня стрелять просто так нельзя, поэтому мы применили луки, — рассказала  Нина Гейкер.

На сцену вышли три мэргена-богатыря и запустили три волшебные стрелы. Так приветствовали участников фестиваля.

Сюжетом для пролога  был взята легенда о создании земли. У других народов небесная утка создает землю, а у нанайцев волшебные лебеди. Может, поэтому их Родина, хоть и покажется некоторым изнеженным дамам и господам суровой,  по-настоящему прекрасная, как и люди этой земли.

 Никто не уехал обиженным с фестиваля. Всем достались награды.

— Мы делаем фестиваль не для того, чтобы были победители или побежденные, а для того, чтобы сохранить то, что нам досталось от наших предков, — рассказывает Нина Гейкер, режиссер фестиваля, лауреат премии правительства РФ «Душа России», руководитель фольклорного ансамбля «Сиун» и детского образцового ансамбля «Тасима» села Ачан.

Ансамбль «Илга дярини» из села Джари Нанайского района представил свой фирменный номер свадебный обряд «Гема-та» — одевание невесты. Это не сегодняшнее скорострельное брачевание, все было  размерено и неторопливо, сопряженно с ритуалами против сглаза да против злого духа.  А приданное – целое богатство.

Не зря за невесту платили калым. Только  работящий, удачливый охотник да хороший рыбак мог позволить себе жену. Лодыри так и ходили холостыми. Хотя и здесь выход находили – воровали жен. Пойдут, например, в Поднебесную, соболиные шкурки менять на чудеса китайские, по дороге  и украдут девицу.

Ансамбли  «Сиун» и «Тасима» из села Ачан показали два ритуальных действия — «Унди» (пробуждение природы) и «Каса таори». 

Зимой шаман лечил, камлал, а весной,  после ледохода на Амуре, приходил к тем людям, которым помогал.

Шаману духи приказывали  сшить специальную шапку, с помощью которой он мог выходить в потусторонние миры. Частью обряда было бросание шапки. Таким образом шаман отбирал самых ловких в свою свиту.

Был он не один. Впереди него шли молодые девушки и два помощника с мечами в руках — дахаламди, расчищали путь от злых духов.

Люди встречали шамана, усаживали на почетное место. Пока он отдыхал, его свита развлекала и шамана, и хозяев, которые по завершению визита привязывали цветные ленточки к поясу шамана — соона. Так они просили здоровья, удачи, благополучия для себя и своих близких.

В этом году организаторы сделали особый акцент на то, чтобы звучала нанайская речь. Было много песен,  стихотворений и сказок на родном языке.

Три года назад районный фестиваль «Аист над Амуром» вошел в «Национальный календарь событий» и получил статус «Национальное событие — 2019». В 2020 году село Ачан, как организатор фестиваля, приняло участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика», став призером.

Джуенцы добрые, гостеприимные люди, и фестиваль добрым получился. А как же иначе?

Юрий Вязанкин