02 марта 2023, 9:33

«Бомбой взорвется румба!»: На открытии выставки «О, Гавана! Транзит…» сильно не хватало двух узнаваемых компонентов Кубы

Они были представлены в изобилии на картинах, но хотелось ощутить аромат наяву… Оставалось только всматриваться в картины и фантазировать. И надеяться, что когда-нибудь увиденное на выставке можно  узреть воочию.

— Выставка является продолжением академического трансконтинентального художественно-просветительского проекта, организованного отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств и «Бюро творческих экспедиций», — поясняет академик Владимир Анисимов. — Проект начался в 2019 году в Москве и уже состоялся во многих городах России. В Хабаровск он приехал из Комсомольска-на-Амуре. Выставка «О, Гавана! Транзит…» приурочена к 500-летию города Гаваны (Куба) и юбилею дипломатических отношений между СССР, Российской Федерацией и Республикой Куба.

Хорошо, что одумались — в реальности новая Россия в 90-е бросила кубинских товарищей, практически разом прервав многолетние связи – начиная от экономических отношений и заканчивая базой в Лурдесе.

Кубинцы в то время, стиснули зубы и продолжили принимать наших детей к себе на лечение. Бесплатно, безвозмездно, без задней мысли. Еще с советских времен, когда на Украине рванул Чернобыль, именно кубинские медики в большом количестве встечали детей из зараженных областей. В то время медицина на Острове свободы в деле лечения лучевой болезни добилась серьезных успехов. Да и климат Кубы, ее пляжи, ее фрукты и иные составляющие добрососедства многое значили для ребят.

По большому счету в «лихие 90-е» мы сдали Остров свободы за фантики обещаний. Господин Козырев, возглавлявший российский МИД при Ельцине с 1990-го по 1996-й годы, в беседе с бывшим президентом США Ричардом Никсоном, на голубом глазу объявил: «У России нет национальных интересов, а есть только общечеловеческие».

В основе выставки «О, Гавана! Транзит…» — живопись, графика, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные во время творческих командировок на Кубу несколько лет назад. Это взгляд наших современников, людей нашей эпохи, увидевших свой кусочек страны, описавших свое отношение к райским местам.

 «Закрою глаза и вижу: золотой песок Варадеро. Закрою глаза и слышу: «Гуантанамера. Раз, два, Куба, Куба — далеко. Три-четыре, Куба и Куба рядом». Яркое, сочное, темпераментное, необычное – все это Куба на художественных полотнах.

 Уголки старой Гаваны, зарисовки уличных сцен, люди: мачетерос — суровые рубщики сахарного тростника, юные танцовщицы. И обязательно ретро-автомобили, «американские линкоры», латанные-перелатанные. Они остались с тех, дореволюционных времен. И реально эксплуатируются как средство передвижения. Местные мастера наловчились даже головки цилиндров в маленьких мастерских отливать.

«А у нас облом, вечная зима, снег да снег кругом, серые дома. Ах, Фидель, Фидель, я схожу с ума. Закрою глаза и мигом все вокруг такие мучачо, все вокруг такие амиго». И так хочется, сидя в шезлонге, повертеть в пальцах первое кубинское счастье, а потом промочить горло второй компонентой. Но реальность  отличается от мечты: «А открою глаза и плачу».

Но все равно: «Только верю я, что наступит день, и уйдет зима, и придет апрель. И тогда мы покажем им всем, Фидель. И бомбой взорвется румба от Бреста до Магадана. И будет такая Куба, одна сплошная Гавана».

Ведь выставка «О, Гавана! Транзит…» не заканчивается большим залом, где экспонируются живопись и керамика. Обязательно поднимитесь на следующий этаж и, свернув налево, в коридоре вы откроете для себя иную Кубу. Не яркую и нарядную, не цветную и современную, но строгую и минималистическую. На этой экспозиции представлены выполненные карандашом рисунки советских художников, что побывали на Кубе в 60-е годы прошлого века.

 Очень мало пейзажей и бытовых зарисовок.  В основном портреты, на которых преобладают лики бойцов. Начиная от вождя Фиделя и неугомонного революционера Че Гевары и заканчивая рядовыми бойцами революции, кто в 1961 году в окрестностях Плая-Хирон, в заливе Свиней свирепо наваляли всяческим там «гусанос» — контрреволюционерам, которые при поддержке американских империалистов решили вторгнуться на Остров свободы.

Эти карандашные зарисовки не стоит сравнивать с художественными полотнами основной выставки. Это иной стиль – ближе к искусству плакатному, ближе к репортажу с места событий. Иной взгляд людей иной эпохи. Но все от сердца, с чувством, с надеждой — 60-е XX века… И я верю: «Снег превратится в сахар, девочки скинут шубы. С завтра до послезавтра здесь будет такая Куба».

Андрей Дунаевский. Фото автора