26 июля 2023, 11:29

В юности звездный хабаровский хоккеист был «свободным художником»

Болельщики со стажем помнят, какая сильная в Хабаровске была дружина по хоккею с мячом в 1980-х годах прошлого столетия. А какие были игроки – Виктор Ковалев, Александр Першин, Александр Волков, Валерий Чухлов, Николай Паздников, Вячеслав Саломатов… В том поистине звездном составе СКА наблюдался и полузащитник Юрий Горностаев.

Назвали в честь Гагарина

— Буквально за два месяца до моего рождения Гагарин совершил первый полет в космос. Наверное, родители хотели, чтобы и их сын стал космонавтом, и назвали Юрой, — улыбается Горностаев. —  Впрочем, в том, что я в итоге выбрал русский хоккей, есть и большая заслуга моих родных. Отец, помнится, с малолетства брал меня с собой на стадион «Авангард» (мы тогда жили в районе базы КАФ), где я и барахтался на льду. Потом семья переехала в Тополево, где уже спорт прочно вошел в мою жизнь.

Мне повезло со школьными преподавателями физкультуры. На уроках мы играли в футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, настольный теннис, уделялось большое внимание также легкой атлетике, гимнастике, акробатике. Так что перепробовал себя во многих дисциплинах, но больше всего полюбился русский хоккей. К тому же в Тополево существовала взрослая команда «Автомобилист», выступавшая в соревнованиях ДСО «Урожай». Я с интересом наблюдал за старшими товарищами и сам все свободное время проводил на льду с клюшкой в руках.

— Юрий Николаевич, а когда вы попали в детско-юношескую спортивную школу?

— Довольно поздно — в пятнадцать лет. Меня где-то увидел в деле тренер Василий Николаевич Банников и пригласил заниматься к себе в команду. Тогда хоккей с мячом развивался практически в каждом районе города, одних только стадионов было порядка двенадцати. Так что тренерам ДЮСШ было из кого выбирать. Со временем моим наставником стал Анатолий Александрович Путилин. И пошло-поехало…

Чемпион мира по юниорам

— Вы сразу стали играть в полузащите?

— Не совсем. Путилин вообще на льду позволял мне многое. Я был так называемым «свободным художником». Мог и от ворот мяч взять, и в центре сыграть, и впереди. Может быть, благодаря такой универсальности меня и пригласили в юниорскую сборную СССР, и в ее составе в 1980 году стал чемпионом мира. Вместе со мной в команду тогда попали еще два хабаровчанина — Сергей Тисленко и Сергей Руденко. А вот Славу Саломатова, который уже тогда играл очень прилично, на первенство мира почему-то не взяли.

В сборную с Дальнего Востока вообще всегда попасть сложно. Тренеры западных команд обычно тянут своих буквально за уши. Хотя в целом компания у нас тогда в юниорской сборной страны (само первенство мира проходило в Финляндии) подобралась неплохая. Среди моих партнеров оказались Андрей Ефремов, Александр Цыганов и другие, немало лет поигравшие потом на высоком уровне. Начали мы турнир с победы над сверстниками из Норвегии — 8:1, затем одолели хозяев — 6:3. Ну а на «закуску» были, как обычно, шведы. Победа — 3:2 вывела нас в чемпионы мира.

Конкуренцию выдержал

— Не попавший в ту сборную Саломатов затем становился чемпионом мира уже в составе национальной команды. Вы с Тисленко играли далеко не последнюю роль в составе хабаровского СКА. А куда пропал еще один «сборник» — Сергей Руденко?

— После того триумфа на юниорском первенстве мира целую группу способных хоккеистов 1960/61 годов рождения пригласили в армейскую дружину. А вот тут уже кому как повезет, многое зависит от характера. Сереже Руденко тоже давался шанс попробовать себя на высоком уровне. Но что-то у парня не заладилось, и большим хоккеистом Сергей так и не стал.

И не только он. Способных ребят моего возраста на подходе к команде мастеров было действительно много, хоть еще одну дружину создавай. Но конкуренцию выдержали не все. Кто-то ушел в первую лигу, кто-то вообще перестал играть. Из нашей бригады быстрее всех во взрослом хоккее освоился Слава Саломатов. Я же первые полгода выступал за «Нефтяник».

Но со временем тогдашний наставник СКА Михаил Павлович Ханин стал мне больше доверять. А команда у нас тогда подобралась звездная. В «раме» еще застал Сергея Лазарева и Владимира Огнева. Особо же тогда у нас славилась полузащита — Александр Першин, Виктор Ковалев, Сергей Слепов. В нападении — Валерий Чухлов, Коля Паздников, Женя Березовский… Мы тогда постоянно ходили в числе призеров. В итоге в моей коллекции три серебряные и четыре бронзовые медали чемпионата. А в 1988 году армейцам удалось выиграть и Кубок СССР. Славные были времена.

— Однако чемпионами страны так и не стали…

— Да, шанс выиграть «золото» у нас был неоднократно. Помню, в сезоне-1988/89 мы почти до самого финиша шли на первом месте. Но «Енисей» каким-то образом перенес две игры на март и, конечно же, выиграл у соперников, которые на тот момент уже не имели должной мотивации. А чуть позже красногорский «Зоркий», без хлопот проигравший красноярцам на финише сезона, выиграл у сибиряков в финале Кубка страны. Думаете, совпадение?

Однако, справедливости ради, хочу заметить, что «Енисей» тогда был очень силен — Сергей Ломанов-старший, Андрей Пашкин, Виталий Ануфриенко, Виктор Шакалин… У нас же скамейка запасных была, считаю, короткой. Поэтому порой случались незапланированные потери в матчах с далеко не сильнейшими соперниками.

Выиграл «пульку» с «Нефтяником»

— В лихие 90-е команде уже пришлось тяжко, но вы продолжали играть…

— Да, выступал до 1997 года, когда мне уже было далеко за тридцать. Времена те действительно были тяжелые. Кто-то из ветеранов (Ковалев, Першин, Паздников, Саломатов) уехали за границу, кто-то закончил играть. Перспективная молодежь подрастала медленно. Порой с большим трудом удавалось собрать на матч нужное число человек. Но команда все же не распалась, выстояла и стала потихоньку выбираться из ямы.  

— А потом вы чуть не вышли в высшую лигу вместе… с хабаровским «Нефтяником»?

— За «нефтяников» провел два сезона. Состав для уровня первой лиги у нас подобрался приличный, вместе со мной играло немало бывших партнеров по СКА. И однажды нам удалось выиграть финальную «пульку» в Воткинске и завоевать путевку в «вышку».

Но второй раз мне дебютировать в высшей лиге не удалось. В городе решили, что две команды в турнире столь высокого ранга для Хабаровска — роскошь. В итоге клубы объединили, и в высшей лиге стала играть команда под названием «СКА-Нефтяник».

Я же поехал в Комсомольск-на-Амуре, где выступал в первой лиге за «Смену». Жаль, что хоккея с мячом в городе юности давно уже нет. Потом одно время, когда отделение ДЮСШ СКА переросло в самостоятельную школу, был ее директором. У нас занимались неплохие ребята — будущий многократный чемпион мира Вася Грановский, Федор Розвезев, Денис и Женя Коревы.  

…Кстати, оба сына Юрия Николаевича – Егор и Роман – пошли по стопам отца (что бывает нечасто) и тоже стали хоккеистами и даже немного отметились в «СКА-Нефтянике».  Кто там сказал, что на детях известных спортсменов природа отдыхает?..

Юрий Горностаев (18.06.1961) – полузащитник, мастер спорта. Дебют в команде СКА (Хабаровск) — 23.11.1980. Обладатель Кубка СССР 1988 г. Серебряный призер чемпионатов СССР 1982, 1986 и 1989 гг. Бронзовый призер чемпионатов 1981, 1984, 1985 и 1988 гг. Чемпион СССР среди юниоров 1980 г.