Сергей Денисов, гость нашей редакции, человек на Дальнем Востоке уникальный – он обладатель 4 дана по кобудо.
— Кобудо – вид спорта настолько у нас не распространенный, что первый вопрос, конечно же, о сути.
— «Кобудо» в переводе с японского – «старый военный путь», — рассказывает Сергей, – искусство рукопашного боя и владения традиционным японским холодным оружием.
— Постойте, постойте: разве это не карате?
— Ни одно боевое искусство Японии не может существовать отдельно от других. И кобудо тесно связано с целым рядом единоборств. В первую очередь карате. Принципиальная разница, что в кобудо всегда есть оружие. Шест-коромысло – бо, мать всего оружия; видоизмененный рычаг ручной мельницы – тонфа (кстати, один из видов этого оружия принят на вооружение в ряде стран). Кама – серп, распространенное в Японии сельскохозяйственное орудие труда, нунтяку — цеп для молотьбы риса, весло, сай – рыбацкая острога…
— И тут мы вспомним, что карате – в первую очередь боевое искусство японских крестьян и уж только потом воинов. И повальное увлечение молодых людей 90-х, когда стало можно.
— Всю сознательную жизнь я занимался единоборствами. У-шу, рукопашный бой, потом карате, и вот кобудо, окончательно уже. И в кобудо выбрал окинавское направление, это как раз крестьянская борьба с применением подручных средств. Вид искусства, который подразумевает защиту.
— Мне кажется, что не бывает единоборства без философии.
— Нет. Без философии бывает только спорт, а это уже не искусство. Возьмем любое название — карате-до, кобудо, кудо – везде есть «до» — «путь». Путь воина – философское понятие.
— На Дальнем Востоке вы единственный тренер по данному направлению…
— В 2014 году, когда в Хабаровске проходил международный семинар по единоборствам, сэнсэй с Окинавы удивился, что у нас есть люди, изучающие кобудо, – даже в Японии сегодня упал интерес, становятся популярными американские виды спорта – бейсбол, баскетбол. Все, где есть иероглиф «ко» — «старый», молодые японцы отрицают. Я же с детства увлекаюсь оружием, в четырнадцать лет нунчаки взял и тренировался по фильмам с Брюсом Ли. Читал, учился, много лет занимался киокушинкай. Десять лет шел к первому дану. И увидел книжку Антона Ларино «Кобудо». И нарисовал себе цель: получить черный пояс по кобудо.
— Выбрали свой путь.
— Искал возможности, как реализовать мечту. И однажды получил письмо от федерации кобудо: предлагаем, мол, вам организовать работу по нашему направлению в Хабаровском крае. – Как так, вы ж не знаете меня. – А вот приедете на международный семинар и познакомимся… Мы тогда еще в Вяземском жили. Чтобы я долетел до Москвы, отец продал свой «жигуленок». И вот так с Вяземского и началось развитие кобудо в крае – Хабаровская краевая физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация кобудо» была создана в октябре 2008 года.
— Девяностые, к сожалению, наложили свой отпечаток на образ людей, занимающихся восточными единоборствами…
— Это у тех, кто в 90-е был взрослым, — улыбается Сергей. — Я в то время работал в Лермонтовке (это Бикинский район): руководил спортивной секцией по рукопашному бою, тренировал детей военнослужащих и сельских жителей. Однажды на тренировку пришел Сергей Авилов, тренер по киокушинкай из Светлогорья, пригласил к себе на занятия. Я увлекся так, что, когда Сергей уехал, заменил его в кружке самообороны школы-интерната. А в 1996-м Сергей Павлович Марченко, директор спортивной школы Вяземского, пригласил меня на должность тренера по карате.
7 ноября 1997 года состоялся первый турнир среди каратистов. Несколько вяземских школьников одержали свои первые победы. И на протяжении следующих лет мальчишки и девчонки достойно отстаивали честь района на турнирах различного уровня. За время существования организации более 1500 вяземских ребятишек прошли у нас спортивную подготовку. В те же годы, параллельно со спортивной работой, я организовал молодежную общественную организацию «Блок ИКС» (искусство, культура, спорт. – Авт.), руководил ей до 2006 года, а с 2006 по 2013 гг. работал заместителем председателя Совета депутатов города.
— Поняла, намеки не уместны. И все-таки: вы работаете с детьми. Как совмещаются дети и оружие?
— Так могут говорить, только те, далекие от спорта люди, которые никогда не пробовали пойти по этому пути. Мы, тренеры единоборств, воспитываем в детях не умение махать руками и ногами, а учим их достойно жить в современном мире, самим бороться со своими проблемами. На тренировках мы отрабатываем приемы страховки, самообороны, комплексы ката. Но самый главный момент – это с годами нарабатывается духовная составляющая спортсмена: дисциплина и терпение. И, поверьте, человек, который может контролировать себя на тренировке, терпеть монотонное повторение одного и того же движения многократное количество раз в течение долгого времени, который уважает старших, никогда не поднимет руку на слабого. За долгие годы работы с детьми и подростками я видел многих. Чтобы сказать, что это ученик боевых искусств, ему необходимо лет десять минимум отдать своему додзё («месту, где ищут Путь»). А в остальном это простое посещение кружка. Как танцы, фитнес и многие другие, поддерживающие здоровье. Спортивные лагеря, сборы, соревнования помогают нашим воспитанникам развить забытое чувство коллективизма, дружбу, уважение к другим людям. И, возвращаясь к вашему вопросу, хочу обратить внимание всех противников боевых искусств на то, что топор, молоток, отвертка или столовый нож, которые можно спокойно приобрести в любом хозяйственном магазине, намного опаснее деревянной палки, если они находятся даже в нетренированных руках.
— Где же в Хабаровске место, где ищут путь ваши ученики?
— В авиагородке. Интересующиеся могут познакомиться с ним в аккаунте @kobudodv.
Беседовала Ирина Северцева
Фото предоставлены Сергеем Денисовым