Роман Халиков о главной цели адаптивного спорта
«Давайте лучше про спортсменов, чего про меня говорить?» — с этой фразы началась наша беседа с тренером по адаптивному спорту (дисциплина дзюдо) Хабаровской краевой спортивно-адаптивной школы паралимпийского и сурдлимпийского резерва Романом Рияновичем Халиковым. Роман Риянович является заслуженным тренером России, мастером спорта международного класса по борьбе самбо. А его воспитанники – участники Паралимпийских игр, мастера спорта международного класса, многократные призеры международных чемпионатов.
— Как вы связали свою жизнь со спортом?
— Учился в Петропавловске-Камчатском в школе № 14, а мой классный руководитель, Борис Борисович Сорокин, в прошлом был самбистом, и в нашей школе он организовал секцию. Первый год мы занимались на простых гимнастических матах. Это был класс восьмой. Со временем наше с ребятами мастерство стало расти, два раза в неделю нам было уже мало заниматься, и он нас передал более опытному тренеру в другую секцию — Сергею Николаевичу Сергееву. Это был конец 70-х – начало 80-х годов. До 17 лет занимался с этим тренером. Потом поступил в политехнический институт в Хабаровске.
— И продолжили уже здесь заниматься?
— Да, всю свою спортивную карьеру в Хабаровском крае я связал с обществом «Динамо». Сначала выступал за внутренние войска МВД СССР (Восточный округ), потом за Хабаровский пограничный институт.
— Как произошел переход к тренерству?
— Я выступал уже за Хабаровский пограничный институт, и можно сказать, что тогда я уже был практически «играющим» тренером – еще сам выступал, но уже готовил курсантов, комплектовал спортивную команду по самбо. Это с 1994 года примерно. После окончания спортивной карьеры ушел на военную пенсию, но продолжал тренерскую работу.
— А в какой момент стали заниматься с людьми с ограниченными возможностями?
— Началось все с Виктора Руденко. До того, как он начал заниматься дзюдо, он занимался греко-римской борьбой в Хабаровске. После этого уехал учиться в медицинское учреждение в Кисловодске, там его в 2007 году пригласили в сборную Ставропольского края, и он отправился на чемпионат России по дзюдо. Виктор там поборолся, как он сам говорит, что повезло ему – кто-то снялся с соревнований, а он стал призером. В 2007 году он закончил медицинское учреждение и вернулся в Хабаровск. Помимо греко-римской борьбы захотел заниматься и дзюдо. И вот в 2007 году он обратился ко мне. А я его ранее видел в деле – я тренировал во дворце спорта «Спартак», и у нас в одно время были тренировки.
— И как вы отреагировали?
— Ну, раз хочет – пусть приходит.
— Но у вас же на тот момент не было опыта работы со слепыми спортсменами.
— Виктор все свое детство и юность тренировался со зрячими спортсменами, и был достаточно адаптированным. Что касается тренировочного процесса, дисциплинированности – это у него уже было отработано. Тогда у меня была группа обычных спортсменов, а Виктор не особо себя проявлял. Он считал так, что можно ходить тренироваться на другой вид, потом перед соревнованиями прийти, немного позаниматься. Так у него раз получилось в тройку призеров зайти, второй, а в третий – не получилось. Для него это было удивительно.
— А для вас?
— Я ему сказал: «Виктор, или ты нормально тренируешься по моим правилам – постоянно ходишь на тренировки, работаешь, выполняешь задания, или занимайся сам, чем хочешь». Это был 2009 год. В 2011 он уже стал финалистом чемпионата Европы и отобрался на Паралимпиаду в Лондон. То есть если бы он это сделал раньше, то раньше получил бы результат.
— Он же у вас не единственный?
— В то время федеральный стандарт был очень сильно завышен в спорте слепых в дисциплине дзюдо. И для того чтобы я официально мог набрать группу, надо было до 4 спортсменов. Это сейчас немного поменяли, а до этого были нереальные требования. Тогда появился еще один спортсмен у меня. В то время спортивно-адаптивная школа еще была спортивно-адаптивным клубом, благодаря руководству, мы тогда открыли детскую секцию в школе-интернате. Это в 2009 году. Младшие ребята начали заниматься, и стала формироваться взрослая группа.
— У вас есть опыт работы со здоровыми спортсменами и со слепыми. Есть особенности тренировочного процесса или он одинаковый?
— Ровно такого же не бывает – у каждого тренера свой подход, своя методика, дозировка. Индивидуальный подход должен быть к каждому спортсмену. На уровне высшего спортивного мастерства другого не бывает.
— Методику работы со слепыми спортсменами вы сами придумывали?
— Я ее разрабатываю каждый день, каждый час. Нет универсальной методики, нужно каждый раз корректировать. Вы правильно сказали – именно придумываю. Ребята говорят: «Откуда это вы взяли?» Из головы, конечно.
— Сейчас сколько у Вас воспитанников?
— Если в целом смотреть, то около 20. Но у одной, младшей группы, я курирую в качестве наставника, а у взрослых – тренер.
— Кого еще можете выделить из своих подопечных?
— Да много кого можно выделить. К примеру, Василий Кутуев – чемпион Европы 2017 года, финалист чемпионата Европы 2019 года, на Паралимпийских играх в Токио он занял 5 место, многократный чемпион России. Черепанов Василий – двукратный серебряный призер Первенства мира среди инвалидов по зрению, финалист чемпионатов России, победитель Первенства России. Руслан Сабиров – победитель чемпионата России, неоднократно был призером чемпионатов России, призер командного чемпионата Европы. Еще могу долго продолжать рассказывать про своих воспитанников.
— С учетом того, что вы уже перечислили, можно сделать вывод и о том, что вы часто со спортсменами уезжаете на сборы. А как в это время выстраиваете тренировочный процесс здесь?
— С младшей группой мне помогают старшие ученики. Плотно курируют тренировочный процесс уже много лет. Алексей Самборук мой ученик, всегда мне помогает, и тренировочный процесс у нас идет. Что касается старшей группы, то проводим тренировки в режиме онлайн. Встаю пораньше, в 4-5 утра (из-за разницы во времени), и проводим тренировку онлайн – здесь, в Хабаровске, это как раз 11 часов утра. Но это вынужденная мера, не нужно принимать это за правило.
— Есть ли у вас правила на тренировках, которые нельзя нарушать?
— Правила – желаемые. Я достаточно гибко подхожу к этому вопросу.
— Говоря о вас, как о тренере, многие отмечают, что у вас — жесткая дисциплина, хороший контроль спортсменов, они вас слушают.
— Я стараюсь. Не всегда получается. Они же не солдаты. У большинства есть только желание, и с этим желанием тренироваться нужно постоянно: работать, развивать, поддерживать. С этим большие проблемы, потому что это очень тяжелый труд. Инвалид себя прокормить — если есть образование — без этого прекрасно сможет. Это каторжный труд, для них тем более.
— Но они все же выбирают спорт и идут тренироваться. И почему-то выбирают этот каторжный труд.
— С этим постоянно приходится работать. Приходится убеждать, заманивать, придумывать что-то. Тренировочный процесс – он монотонный. И большого труда стоит его разнообразить. Психологическая усталость наступает первой. Чтобы не приедалось, приходится постоянно что-то придумывать. Дзюдо – интеллектуальный вид спорта. Нужно думать, постоянно развиваться. Вообще, главная цель адаптивного спорта – не сам результат, а адаптация в жизни, к социуму, расширение кругозора человека.
-А это уже большой плюс для жизни.
— Да, я уверен в своих учениках, что в отличие от других выпускников коррекционной школы, у них больше шансов найти себя в жизни. И не обязательно в спорте. Это ориентация в пространстве, владение своим телом. Для ребят это тяжело. Но если посмотреть на реакции занимающихся детей, то для них кроме побед, важно, что он не сидит только в этом интернате, а мы выехали на соревнования, он поучаствовал в мероприятии. Когда они впервые выиграли эти медальки – они с ними спали по месяцу, носили везде целыми днями. Для них это важно. Возможно, эти впечатления станут одними из ярких, на всю жизнь.
Беседовала Татьяна Бершадская Фото из личного архива Романа Халикова