Хабаровский край подписал соглашений на 72 млрд рублей, что в 2,5 раза меньше, чем в прошлом году
Восьмой Восточный экономический форум завершился во Владивостоке 13 сентября. В этом году ВЭФ (6+) прошел как всегда с размахом, в нем приняли участие более 7 000 человек из 62 стран мира. Проигнорировать событие не смогли даже представители недружественных стран: США, Японии, Германии и прочих. Завершился ВЭФ подписанием соглашений на общую сумму свыше трех триллионов рублей. Чем запомнился ВЭФ-2023, в обзоре «Молодого дальневосточника — XXI век».
На прошлогоднем форуме глава региона Михаил Дегтярев обратился к президенту «Опоры России» Александру Калинину с инициативой приобщить Хабаровск к организации важнейшего для востока России бизнес-события. Губернатор предложил провести в Хабаровске так называемый «нулевой день» ВЭФ, что, по его словам, должно было еще сильнее сконцентрировать внимание федеральных структур на проблемах развития дальневосточного предпринимательства.
И вот, спустя ровно год в Хабаровске прошло подобие ВЭФ, но в меньшем масштабе — V Дальневосточный форум предпринимателей. На нем представители макрорегионального бизнес-сообщества и их иностранные партнеры обсудили вопросы сотрудничества, а также учили друг друга, как правильно вести дела, обмениваясь мотивационными цитатами и неоднозначными корпоративными практиками.
Соглашений стало меньше
Если мериться количеством соглашений и тем, сколько денег в них заложено, то форум 2023 года оказался для Хабаровского края менее продуктивным, нежели прошлогодний. Тогда Михаил Дегтярев объявил, что регионом были подписаны шесть достаточно солидных соглашений на сумму 180 млрд рублей, что вывело его на вторую позицию среди соседей по ДФО. Всего на ВЭФ-2023 край заключился всего на 72 млрд рублей, что, тем не менее, не помешало ему войти в пятерку лидеров.
Среди наиболее значимых для Хабаровского края событий на полях ВЭФ-2023 можно отметить:
- соглашение с «Аэрофлотом» и «Авиакапитал-Сервисом» об аренде 34 полностью импортозамещенных «Суперджетов» производства Комсомольска-на-Амуре;
- трехстороннее соглашение между с ПАО «Русолово» и федеральным Минпромторгом о развитии добывающей и металлургической промышленности в крае;
- соглашение о сотрудничестве при строительстве угольного морского терминала в районе мыса Манорский в Тугуро-Чумиканском районе;
- соглашение о строительстве Дальневосточного художественного музея в рамках мастер-плана развития Хабаровска.
В целом же объем соглашений, заключенных на ВЭФ-2023 вырос по сравнению с прошлым годом и достиг 3,8 млрд рублей.
Пять лет как не столица
На Восточном экономическом форуме вновь был поднят вопрос о переносе столицы Дальнего Востока из Хабаровска во Владивосток. Изменилось ли что-то за те пять лет, которые прошли с момента подписания президентом соответствующего указа. Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков уверен, что да — как минимум, это решение позволило снизить логистическую нагрузку на экс-столицу, сообщает ТАСС (16+).
Также Алексей Чекунков поделился, что хотел бы в некоем обозримом будущем видеть Хабаровск и Владивосток единой агломерацией и связать два города более быстрым прямым сообщением, например высокоскоростной железной дорогой.
— Как человек, который уже 20 лет летает на Дальний Восток и занимается им, я не увидел перемен к худшему, в Хабаровске — точно нет, а во Владивостоке стало чуть больше сотрудников исполнительной власти. Наверное, это правильно, — прокомментировал глава Минвостокразвития передачу статуса столицы Дальнего Востока от Хабаровска Владивостоку.
У нас был мастер-план
Михаил Дегтярев официально представил президенту России стратегический мастер-план развития Хабаровска. Сказать, что планы на краевую столицу у местных властей грандиозные — значит ничего не сказать. На 3D рендерах, представленных на ВЭФ, Хабаровск больше похож на город будущего, каким его бы видели в 1920-х.
Набережная с речным вокзалом, похожим на космопорт, вместо хрущевок и брежневок — дома в модном сегодня скандинавском стиле, а также очередная вариация межвузовского кампуса на базе ТОГУ и ХГУЭП. Для классической картины ретрофутуризма не хватает только летающих машин, но в запасе у инженеров АвтоВАЗа еще семь лет, ведь обновление краевой столицы планируется к 2030 году.
Отдельно глава региона остановился на развитии Большого Уссурийского. Он предложил сначала открыть пункт пропуска, начать торговлю, пропуск туристов, что должно привлечь инвесторов к освоению острова. А горнолыжный комплекс «Хехцир» тем временем через тот же пункт пропуска позволит получить дополнительный турпоток из Китая.
Оценивая мастер-план, президент России Владимир Путин от себя уже традиционно добавил, что «особое внимание нужно уделить развитию исторического центра города», а также подметил, что у Хабаровска есть хорошие возможности для диверсификации экономики и создания новых рабочих мест.
Путин говорит
Владимир Путин принял участие в пленарном заседании Восточного экономического форума, в ходе помимо вопросом развития дальневосточных регионов затронул актуальную внешнеполитическую повестку и прошелся по некоторым известным личностям.
О Дальнем Востоке в целом
Вновь президент России напомнил, что опережающее развитие Дальнего Востока — это приоритет на весь XXI век. Также он заявил, что за последние 10 лет объем инвестиций в макрорегион вырос на 39%. Остальные субъекты могут только позавидовать.
Владимир Путин предложил повысить верхнюю планку ДВ-ипотеки до 9 млн рублей, а также расширить категории граждан, которые смогут ее оформить. Так, например, в их число войдут сотрудники предприятий оборонно-промышленного комплекса, работающие на Дальнем Востоке.
О расширении газовой инфраструктуры
Власти рассматривают возможность связать между собой газопроводы «Сила Сибири» и Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Как только это будет сделано, планируется включить их в единую систему газоснабжения России, связав таким образом сети востока и запада страны. Также объединение газопроводов позволит расширить программу газификации Забайкальского края, Бурятии и других регионов Дальнего Востока.
О чиновниках и российских машинах
На полях ВЭФ Владимир Путин еще раз напомнил чиновникам о своем недавнем наказе пересадить их всех на отечественные автомобили.
— Правительство и управделами президента выстроят цепочку, кому и чего положено. Пусть ездят на отечественных машинах. Скоро будут закупать, — сказал глава государства.
Также стала известна и причина, по которой Aurus, российский аналог Роллс-Ройса, стоит как настоящий британский лимузин. Дело в том, что его мало производят из-за низкого спроса. Будут больше покупать — подешевеет. Но не покупают его в том числе из-за высокой цены. В общем, замкнутый круг.
Лаура Цедрикова
Фото: пресс-служба Минвостокразвития