Тысячи «золотых» квадратных метров и водная акватория в придачу стали яблоком раздора в Хабаровске

В середине 60-х годов прошлого века под патронажем «школы коммунизма», то бишь профсоюзов, в Хабаровске усиленно развивались парусный и водно-гребной виды спорта. И до того по амурской глади рассекали мелкие суденышки, но профсоюзы поставили это доброе дело на более серьезную основу. Добровольное спортивное общество «Водник», что базировалось в советские времена на территории яхт-клуба, воспитало немало

В середине 60-х годов прошлого века под патронажем «школы коммунизма», то бишь профсоюзов, в Хабаровске усиленно развивались парусный и водно-гребной виды спорта. И до того по амурской глади рассекали мелкие суденышки, но профсоюзы поставили это доброе дело на более серьезную основу.

Добровольное спортивное общество «Водник», что базировалось в советские времена на территории яхт-клуба, воспитало немало спортсменов, которые изрядно поднимали парус и гнали волну как в дальневосточном регионе, так и по стране.

С приходом рыночных отношений ДСО «Водник» прекратило деятельность, яхтсменов и гребцов попросили из центра. И то, что теперь неформально  называется «Яхт-клуб «Водник», в реальности — устье ковша рабочей зоны ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота, где с начала «нулевых» вел деятельность Хабаровский краевой некоммерческий фонд «Федерация парусного спорта».

Позже учредили Хабаровскую краевую общественную организацию «Федерация парусного спорта». Эти две организации с разными функциями, но движимые одними и теми же идеями и одними и теми же людьми, развивали и поддерживали водные виды спорта. Попутно в течение пары десятков лет доводили до приемлемого состояния материально-техническую базу и занимались благоустройством территории.

Не все шло гладко, были проблемы и вылезали «косяки», но все решалось в рабочем порядке. Тем более что ХКНФ «ФПС» и ХКОО «ФПС» результативно работали со всевозможными организациями городской и краевой величины.

Все ради детей?

В июне 2020 года сотрудники и члены этих двух организаций решили не противиться веяниям времени и безвозмездно передали часть территории МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Дельфин», где она могла бы проводить занятия.  Земля и часть водной акватории отводились для воспитания подрастающего поколения спортсменов-водников и обучения теории, хождению под парусом, управлению лодками и далее по списку.

Но откуда на той же самой территории, на той же самой земле появилась лодочная станция «Дельфин», что начала заключать договоры с частными лицами — владельцами маломерных судов, катеров и яхт? Элементарно, лодочная станция на земельном участке в 3586 квадратных метров появилась согласно разрешению № 31/01451 от 1 декабря 2020 года  за подписью заместителя мэра Матаевой.

Вторично разрешение за номером 31/01149 комитета администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом за подписью все той же г-жи Матаевой на обустройство лодочной станции «Дельфин», но уже на площади в полтора раза больше предыдущей — 5373 квадратных метра, появилось 1 января (!) 2021 года. (Вот люди работают, без выходных и праздников!) Но эти разрешения не дают права МАУ СШОР «Дельфин» сдавать в аренду третьим лицам земельный участок для хранения маломерных судов.

Какие, право, мелочи! Начальник управления по физической культуре, спорту и здравоохранению администрации города Хабаровска г-н Леонов приказом за номером 11/130 от 28 декабря 2020 года «О согласовании стоимости услуг» публикует прейскурант на платные услуги для СШОР «Дельфин». Самые серьезные ценники там — на стоянку судов на территории и в акватории лодочной станции СШОР «Дельфин».

Там такие суммы, душа поет и сердце радуется! Пацаны из 90-х тихо плачут в кожанки. Деньги не из воздуха делаются, десятки и сотни тысяч рублей можно «из воды качать»: вся инфраструктура готова, не надо вкладывать, не надо нести затраты — чистый профит.

Греби отсюда

На всякий случай: лодочная станция — это не просто земля. Согласно Водному кодексу РФ это еще и водный объект — с береговой полосой, водоохранной зоной, особенностями плавания и т.д. и т.п. На организацию лодочной станции на водном объекте требуется разрешение. Интересно, есть такой документ у МАУ СШОР «Дельфин»?

Уровень Амура постоянно меняется – случаются и сильное обмеление, и «большая вода», как это было в 2013-м. Так что стоянка крейсерских яхт и катеров на Амуре имеет свои особенности. За состоянием причальных сооружений необходимо постоянно следить, а сами причалы должны иметь соответствующее оборудование. У МАУ СШОР «Дельфин» и причалы, и соответствующие специалисты тоже есть?

Или такая мелочь, как ежегодное обследование базы — стоянки маломерных судов. Без такого документа, подписанного специалистом Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, деятельность лодочной станции незаконна. Кстати, на 2021 год, согласно такому акту, собственником базы-стоянки является ХКНФ «ФПС». Но никак не МАУ СШОР «Дельфин».

Деньги делают деньги

Но уже здесь и сейчас деньги, согласно приказу №11/430 «О стоимости услуг», делаются из всего, начиная от многомесячной стоянки судов и заканчивая одноразовым въездом автотранспорта. Где, кто и как вложился в создание лодочной станции СШОР «Дельфин»? Росчерком пера одна организация получает массу прав и привилегий, другая теряет все. Нет, ну так поступать в нынешнее время как-то неправильно, вы не находите?

Очень хочется верить в благородство стороны, что ратует за развитие детского водного спорта. Но поговорим про презренный металл.

ХКНФ «ФПС» ведет коммерческую деятельность и этого не скрывает. Перед тем как зарабатывать деньги, члены его долго вкладывались в развитие инфраструктуры. И когда резко появляются люди, готовые принять на себя права, но без обязанностей… Что-то мне подсказывает, что ХКНФ «ФПС» и ХКОО «ФПС» вынуждены будут уйти. Слишком не равны силы — против административного ресурса нет ничего. А тут еще и дети-спортсмены, что просто не могут без освоения всей территории. Куда ж против такого аргумента, как «все лучшее — детям». Но у меня ехидный вопрос слетает с языка:  чьим детям?

Прекрасное в далеком

Ситуация вокруг «Водника» — пересмотр документов, установка ворот,  расторжение договоров и прочие телодвижения — смахивает на пиратский налет, в нашем случае — на попытку рейдерского захвата лакомого куска территории ближе к центру.

Ах, какие там места знатные! Достаточно посмотреть архитектурный проект 2017 года «Концепция развития прибрежных территорий г. Хабаровска» — длинная и благоустроенная набережная, городской яхт-клуб на месте нынешнего «Водника», по сторонам «бухточки» красивые многоэтажные дома с видами на Амур со своей благоустроенной стоянкой яхт, катеров и прочего водного транспорта.

Я даже боюсь представить, сколько в том районе через-пару тройку лет  будет сотка земли стоить. В 2021 году губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев пообещал в следующем году ввести один миллион квадратных метров жилых помещений. А территория под застройку в черте города с каждым годом все меньше и меньше. А тут такие площади, такие перспективы!

А что с детьми-спортсменами, спросите вы? Им в прекрасном будущем, боюсь, не будет места, причем  на вполне законных основаниях,  по ряду объективных причин. На берегу, в десяти метрах от зданий спортивной школы, стоит КНС, что качает дерьмо. При залповом сбросе ковша этого содержимого в акваторию рабочей зоны РЭБ на воде такой духан стоит!

Рядом с детскими суденышками шныряют солидные яхты и катера. «На акватории затона АО «ХРЭБ флота»… осуществляется интенсивное движение, отстой, масштабный ремонт крупнотоннажных барж… пассажирских судов… регулярно проводятся работы по подъему и спуску судов…» — цитата из документа, что имеется в распоряжении редакции. И что ГИМС по поводу детей, которые  на мелких посудинах лавируют среди солидных судов, скажет?

И в заключение

Нет, все-таки мне кажется, что это пахнет беспределом.  Но сейчас иное время, об этом не так давно Президент объявил. Понимаю, идет спор двух хозяйствующих субъектов. Так ведите его по закону. Зачем интересами детей прикрываться-то?

Андрей Дунаевский

Фото автора

Новости Хабаровского края