Владимир Иосифович Ощановский — начальник управления промышленности, транспорта и связи администрации города Хабаровска
— Недавно президент Владимир Владимирович Путин обозначил желательное направление — переход на общественный транспорт российского производства. Город уже начинает готовиться?
— Уточняю: планируется переход на общественный транспорт российского производства, в том числе и на развитие электрического транспорта. Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта уже разрабатывается программа, которая может быть принята в ближайшие полгода.
— Мнения регионов как-то учитываются в будущей программе?
— Обязательно. На недавнем Восточном экономическом форуме во Владивостоке рассматривался мастер-план Хабаровска, в котором обозначено целое направление по развитию городского электротранспорта, в том числе трамвайных путей, троллейбусных направлений. Вполне вероятно, по Амуру тоже будут ходить речные электротрамваи, как в Москве, к чему и нам желательно стремиться.
— Вернемся к программе.
— Там будет четко расписано, каким образом страна начнет переходить на более экологичный электротранспорт. Он будет менее затратный, более выгодный и комфортный для пассажиров. И мы уже видим замену транспорта, работающего на дизельном топливе, на электрический, на выпуск электробусов, которые сегодня уже во всей Москве. КАМАЗ освоил их выпуск, а ряд других автозаводов нацелены именно на эту программу.
— Со страной понятно. А в Хабаровске что?
— В прошлом году город приобрел 10 новых троллейбусов уфимско-белорусского производства, в нынешнем сентябре получили еще 7. Они курсируют на маршруте № 1 и на вновь открытом маршруте № 2, который связал три вокзала — аэро-, авто- и железнодорожный. Заметьте: на данном маршруте троллейбусы без проводов. То есть мы сегодня покупаем машины, которые вне контактной сети могут пройти от 20 до 30 километров. В нашей программе развития предусмотрено приобретение в следующем году еще 16 таких троллейбусов со свободным ходом уже до 40 километров. Они позволят делать новые троллейбусные маршруты на более удаленное расстояние, вплоть до базы КАФ или Ореховой сопки, до Южного микрорайона или даже до Красной речки.
— А сколько всего троллейбусов требуется городу?
— С учетом перспективы развития требуется 50-60 машин.
— Цена высокая?
— Конечно, 30 миллионов рублей за троллейбус, в следующем году будет 36-37 миллионов.
— За чей счет покупали?
— Семь троллейбусов за счет города, три в прошлом году и семь в этом году — за счет софинансирования правительства края и Минвостокразвития. Остальные планируется покупать за бюджетные кредиты краю, а край будет выделять субсидии городу. Уже подписано соглашение между губернатором края и Минвостокразвития о выделении 1,34 миллиарда рублей на покупку транспорта.
— А трамваи и автобусы покупать не планируем?
— В названную сумму помимо 16 троллейбусов входит покупка 10 трамваев. Один трамвай стоит сегодня 83 миллиона рублей. Заводы-производители -российские.
— Если стремление к обновлению транспорта массово пойдет по стране, то выдержат ли наши заводы повышенный спрос?
— Заводы перенастраиваются, чтобы выполнить поставленную задачу. Не сомневайтесь!
— Так ведь и в Хабаровске хотят делать автобусы? Или это мечты?
— Как я понимаю, пришли инвесторы, которые на территории опережающего развития хотят организовать сборку.
— Хотеть — не вредно. Помнится, некто хотел сахарный завод построить в Советской Гавани. И завода до сих пор нет, и хотение почему-то пропало. А так красиво мечтали…
— С автобусами может получиться. Комплектующие можно доставлять либо российские, либо китайские — соседи рядом, возможно, поэтому и выбрали наш город. Скорее всего, будет китайское оборудование, китайские запчасти и т.д.
— А специалисты — где?
— Будет межвузовский кампус, начнут учить будущих специалистов, будут направлять их на этот завод. Я так предполагаю.
— Понятно. Трамваи и троллейбусы — это муниципальный транспорт, а как сподвигнуть на обновление автобусный парк, который сплошь в частных руках?
— Задача — обновлять и частный автобусный парк. Отработана методика: в условиях проведения конкурсов на маршруты указано, что автобусы должны быть не старше семи лет. В прошлом году таким образом частники заменили 83 единицы, в этом году 72. Но есть порядка двухсот машин, которым по 10-14 лет, потому что до 2016 года маршруты раздавали без условия по стажу работы машин. Мэр города Сергей Анатольевич Кравчук подписал распоряжение, что их все следует поменять до 2026 года, при этом автобусы должны быть не старше десяти лет.
— Да, но ведь в его распоряжении не сказано, что автобусы должны быть российскими?
— Не сказано. Мы не имеем права приказать частнику — он выбирает сам. Допустим, в этом году один перевозчик купил 15 новых китайских автобусов. Можно их оценить на маршруте № 8. Еще один частник давно дружит с китайцами, и в 2017-18 годах покупал там около полусотни автобусов, а нынче планирует приобрести еще три десятка новых. Другие покупают подешевле бэушные машины российского производства, но с небольшим пробегом. Единственное наше условие, чтобы выполнялись конкурсные правила — автобус должен быть не старше семи лет. Подходит время — меняйте, либо будете иметь дело с транспортной инспекцией.
— «Иметь дело» означает какое-либо наказание?
— Инспекция выносит только предупреждение. Вы же знаете, всем контролирующим органам поставлена задача не «кошмарить» малый бизнес, не наказывать финансово. Поэтому разговариваем, уговариваем, что влияет на качество обслуживания населения. По два-три раза в месяц собираем наших перевозчиков.
— А перед участием в конкурсе перевозчики весь свой транспорт показывают?
— Весь! Ну, могут схимичить на подмене, но редко. Единственное: перевозчику дается 90 дней на замену старого транспорта на соответствующий условиям конкурса. Если останется хоть один старый автобус, то победа перевозчика в конкурсе аннулируется. Были такие случаи.
— Если судить внешне, то у нас в городе проблем с общественным транспортом нет?
— Ну, почему — проблемы есть. На первом месте жалобы на графики движения. Утром все хотят уехать вовремя на работу. А город забит машинами. Хорошо, что на Краснореченской улице выделена полоса, где более-менее сносно продвигаются автобусы. Но на перекрестках пробки, автобусы опаздывают, выдержать графики практически невозможно. Вечером — аналогично. Особенно обижается народ зимой.
Второй момент. Водители обязаны работать вечером до 23 часов. Но перевозчики уменьшают количество машин — пассажиров мало, никто не хочет возить воздух. К нам идут жалобы.
— А разве не вы виноваты?
— Наше управление только организовывает перевозку пассажиров. А все функции административного влияния распределены между другими службами. ГИБДД проверяет документы. Транспортная инспекция смотрит соответствие транспорта на линии, технические характеристики, состояние автобусов и т.д. Роспотребнадзор следит за санитарным состоянием транспорта.
Графики движения в ведении административно-контрольного управления администрации города. То есть, когда к нам приходят жалобы на срыв графиков движения, то мы пишем им письма, где просим принять меры. Они нам отвечают, дескать, провели беседу, вынесли предупреждение.
— Ба-а-а, какой веерный контроль! Почему так?
— Так государство наделило полномочиями.
— А смысл в этом какой?
— Наверно, чтобы не было коррупции. К сожалению, ни надзорных, ни контрольных функций у нас нет.
— Понятно. Что вам удалось сделать за последние годы?
— Когда я пришел на эту должность, Хабаровское автотранспортное предприятие было похоронено, все маршруты еще до меня розданы перевозчикам по конкурсу. Трамвайно-троллейбусное управление было банкротом. Но мы смогли в суде отстоять точку зрения, что у него социально-значимое имущество, и его нельзя продавать по частям. И с 2019-2020 года начались торги по его продаже. С первоначальной цены в 1,5 миллиарда рублей к нынешнему году дошли до 95 миллионов.
— Никто не хочет покупать?
— Именно так, хотя предприятие лакомое — несколько баз, земля и т.д. Но за ним идет обременение: новый хозяин обязан исполнять функции перевозчика, что не выгодно.
— Почему автобусникам выгодно, а трамвайщикам нет?
— Потому что здесь регулируемый тариф. Сейчас у нас билет стоит 33 рубля, а реально — 46. Разницу кто-то должен компенсировать.
— И кто делает это сейчас?
— Администрация города дотирует. Мы предприятие сохранили, отстояли, оно работает. Сегодня вопрос с банкротством уже решен, данное имущество будет передаваться в казну города Хабаровска. Правда, налоговая инспекция запросила компенсацию в 123 миллиона рублей — это тоже будет решаться в суде, но они намерены пойти нам навстречу.
— А простить их нельзя как невозвратный долг?
— Это же целая история! Мэр города выходил и на Госдуму и в Федеральное собрание, чтобы оттуда обратились в федеральную налоговую инспекцию, что сыграло некую роль, так как местные налоговики сами такие вопросы не решают. Но мы рады, что предприятие сохранено, что там работает 600 человек, что это даст нам возможность развивать данную сферу.
— Слушайте, пять лет тянулась история с банкротством — не многовато ли?
— Многовато. Но все зависело от конкурсного управляющего.
— А как же вы покупали троллейбусы, если предприятие было банкротом?
— Так ведь на базе трамвайно-троллейбусного управления было создано другое предприятие, которое не банкрот, которое эксплуатировало имущество своего предшественника.
— Что изменится после перехода предприятия в казну города?
— Пока оно было банкротом, мы не могли участвовать ни в одной федеральной денежной программе, которые позволяли проводить капитальные ремонты. После передачи мы подадим заявки в программы. Наша задача — капитальный ремонт всех трамвайных путей, а это 76 километров. Есть отвратительные участки, где сгнили шпалы… У нас 11 подстанций, на каждой по четыре дежурных, плюс подменные — каменный век! Нужны автоматические подстанции, что сократит расходы и улучшит качество.
— А когда у нас будет скоростной трамвай?
— Когда отремонтируем пути, получим новые трамваи — начнем с маршрута № 1.
— Это лет через десять?
— Нет-нет! Года через два-три. Мы сделаем отдельные участки, что позволит увеличить скорость с 14 километров до 28. Уже будет прогресс! Мысли такие есть.
— А как насчет мыслей о развитии троллейбусных маршрутов?
— Маршрут трех вокзалов открыли, теперь думаем о других. Есть сеть по проспекту 60-летия Октября, сохранены подстанции — можно запускать туда. Продумываем многие варианты.
— Напомните, где ходят бывшие столичные троллейбусы?
— На маршруте № 1.
— Согласитесь: бэушный подарок — неприятный осадочек…
— 20 штук дали нам бесплатно, 15 из них мы эксплуатируем взамен негодных старых.
— Но они-то тоже старые!
— Они в Москве отходили по 13-14 лет, и здесь уже два года…
— Так их вообще надо списывать! Почему их отдали?
— Москва поменяла троллейбусный парк на электробусы.
— Такие подарки больше не будем принимать?
— Московские трамваи хотим еще принять. Старые. Но они еще ездят. По крайней мере, они лучше наших, которым по 40-45 лет.
— 45??? Так их надо в музей.
— Кстати, их у нас просят, но мы никому не отдаем. Будем делать исторический ретро-трамвай. Есть в планах сделать вечерний туристический ретро-трамвай от Красной речки до базы КАФ.
— Перейдем к качеству обслуживания пассажиров.
— Жалоб стало намного меньше. Видимо, по причине замены старых машин на новые, более комфортные. Четче стали работать водители. Маршруты покинули сложные, как мы говорим, или конфликтные перевозчики.
Есть, конечно, маршруты, где придется еще долго и много работать с перевозчиками. Например, была проблема с маршрутом № 52, откуда ушли два перевозчика. Понятно, что это не очень доходный маршрут, тем не менее провели конкурс, куда пришли трое желающих. Была проблема с дополнительным маршрутом к онкоцентру — нашли и туда вариант. Есть намерение открыть еще один маршрут к онкоцентру — из Первого микрорайона. Тем более, что по Воронежской идет большая стройка.
— И когда такое может случиться?
— В следующем году, когда получим новые троллейбусы с удлиненным бесконтактным ходом. Надо пускать туда муниципальный транспорт, где билеты дешевле. Будем рассматривать и другие маршруты. Может быть, зайдем в Южный микрорайон по улице Суворова.
— А по Амурскому и Уссурийскому бульварам автобусы почему-то не ходят.
— Там узкая проезжая часть, по техническим нормативам не подходит. Нет обращений населения по автобусам на бульварах. Было одно — по остановке трамвая на Уссурийском бульваре. Но, к сожалению, ГИБДД не разрешает по причине узкого дорожного полотна.
— Нет ли идеи организовать скоростной маршрут из Южного в Северный? Студентов-то в кампус надо будет возить. И желательно без пересадок.
— Такая идея есть. Привлечем науку, которая разработает маршруты для перевозки студентов. Такие задачи поставили нам и министерство, и губернатор.
— В городе нет кондукторов почти везде. И как?
— Частники убрали кондукторов раньше, мы в трамваях и троллейбусах позже. Вопрос в чем? Надо входить в первую дверь, чтобы сразу же рассчитаться за проезд.
— Нигде такого нет. Рассчитываются за проезд при выходе.
— Не везде. На автобусном маршруте № 8 за проезд рассчитываются при входе. По крайне мере, мне так докладывали. Мы стараемся объяснить, почему надо делать именно так. Сам пассажир должен понимать, что билет — это его страховка. Не приведи бог, если что-то случится, а у тебя нет билета. Значит, нет страхового случая. А мы так легкомысленно к этому относимся.
— Цена на билеты будет повышаться в ближайшее время?
— Некоторые перевозчики, у которых было цена в 40 рублей, поднимают до 45. Будет больше или нет? Пока такой тенденции не наблюдается. Хотя вы же видите, что все топливо подорожало и продолжает дорожать каждую неделю. Как судить — будут дорожать билеты или нет?
— Будем говорить о водителях-мигрантах?
— Да, конечно. Вообще есть большая проблема с водителями. Очень большая! И она еще сильнее обострится с 1 апреля 2024 года. Потому что все водители из соседних зарубежных стран должны будут иметь водительские удостоверения российского образца. Сейчас они приезжают работать к нам со своими удостоверениями, которыми разрешено пользоваться. Полагаю, что половина тех иностранных водителей, которые будут пересдавать, вряд ли сдадут экзамены. Не исключено, что кто-то купит удостоверение, но это единицы. Полагаю, очень многие уедут или поменяют работу. Будет большой дефицит водителей.
— Только у нас он ожидается?
— Насколько я знаю, например, в Уфе давно большой дефицит водителей. А в Кемерово не могут набрать водителей даже из ближнего зарубежья.
— Вообще-то зарплата у них приличная. В чем причина — в напряженной работе?
— Да, зарплата в Кемерово приличная, да и в Хабаровске неплохая. Но российские водители привыкли работать, как в советское время: получил подготовленную машину, откатал смену — до свидания! Но работодатели сейчас выдвигают другие требования: сам водитель (помимо плана) обязан помыть автобус, сделать мелкий ремонт, заправить его горючим и т.д. Наши к такому не готовы. И не хотят соглашаться с такими условиями.
— Вон оно как! А что же мы будет делать с 1 апреля?
— Не знаю. Вообще-то это забота перевозчиков. Но мы провели уже с ними совещание. Предложили им начинать потихоньку готовить своих водителей к сдаче экзаменов. С 1 апреля закон вступает в силу, а в течение года они должны получить удостоверения российского образца.
— Выходит, весь общественный транспорт ждет некий коллапс?
— Не весь. На трамваях и в троллейбусах у нас местные водители. Мигранты работают на частных автобусах.
— Их много?
— У некоторых перевозчиков их много. А в целом их примерно половина. Есть и такие, которые работают водителями в Хабаровске уже по десять лет. Но если не сдадут экзамены, то, к сожалению, потеряют право работать на автобусах. И второй момент: идет большой отток тех водителей-мигрантов, которые приняли российское гражданство. Они уезжают, чтобы их не забрали на специальную военную операцию на Украине.
— То есть, дефицит водителей уже ощущается?
— Да. И нет ответа на вопрос — как и кем их заменить? Давать зарплату больше ста тысяч рублей, чтобы привлечь наших? Но это станет увеличением затрат, вырастет стоимость проезда и т.д.
— Но у нас же полно всяких школ, где готовят водителей.
— Подготовить можно. Но пойдут ли они работать водителями?
— Так ведь можно готовить за бюджетные деньги с условием дальнейшей отработки в течение определенного времени.
— Все не так просто! Во-первых, на каком основании направлять людей по распределению в частные структуры? Во-вторых, федеральное министерство образования категорически против, считая такой метод принуждением.
— Смотрите, какие заботливые!
— Пока такого закона нет. Может, будет.
— Как смотрится Хабаровск среди других городов по обеспечению общественным транспортом?
— Если брать ДФО, то оперативный еженедельный коэффициент
удовлетворенности населения общественным транспортом в Хабаровске составляет 76 процентов, в Благовещенске — 75, в Чите — 23, в Комсомольске — 12. Если брать итоги 2022 года по России, то из восьмидесяти городов Петропавловск-Камчатский занял 39 место, а Хабаровск — 40. То есть, нам есть над чем работать. Администрация города вместе с министерством транспорта и губернатором настроены, чтобы привести транспортное обслуживание в соответствие стандартам.
— О том, что настроены — понятно. А где, как и когда мы увидим стандарты?
— Да хоть сегодня. На маршрутах стали появляться новые троллейбусы одного цвета — оранжевого. И вообще весь новый общественный транспорт будет единого оранжевого цвета — и троллейбусы, и автобусы, и трамваи. Вроде бы мелочь, но дальше будет больше и лучше.
Раиса Целобанова
Фото автора