Первое, что видит пребывающий на станцию Чегдомын, офигительный по размеру и не менее сногсшибательный по содержанию лозунг на склоне сопки: «Счастье не за горами». На въезде или на выезде из поселка — это смотря откуда и куда ехать — вас встречает, провожает не менее громкий лозунг: «Чегдомын — столица Верхнебуреинского района».
Потом, проезжая, проходя улицей Центральной, поражаешься обилию восклицательных знаков на плакатах, афишах и прочей наглядной агитации. Они призывают гордиться, чувствовать себя счастливыми и уверенными, как в нашем настоящем, так и в светлом будущем.
Если все делать на бегу и не вникать ситуацию, то на первый взгляд все так и есть. Но начинаешь ходить по территории, минуя центральные улицы и переулочки; всматриваешься в окружающую действительность; разговариваешь с людьми, и реальность начинает кусаться.
Не бывает голубей
Чего только не коснись в Чегдомыне, наткнешься на проблему. Стоило в поезде зацепиться языками с попутчиками, так мужики эмоционально (и заметьте, без всякой жидкости!) выложили сведения о массе проблем.
Особенно меня удивила ситуация с газоснабжением в поселке. Я рассказам попутчиков не поверил: выходило, что с этим делом в Чегдомыне царит ад, трэш и безобразие. Ну, не бывает так, чтобы газ то перемерзал, то его месяцами не было, то газовщиков не дозовешься. Особенно меня прибило известие, что газовые баллоны потребителям привозят навалом(!) на стареньком УАЗике . Не поверил даже показанным фотографиям — мало ли кто и где снял. Но обилие информации позволяло судить, что в реальности что-то не то в деле газоснабжения в Чегдомыне. Как я ошибался!
Первым делом по приезде было решено посетить рабочее место газовщиков. Тут все и подтвердилось. Парадный вход в помещение газового участка поселка Чегдомын оказался давно и надолго закрыт, как и пожарный выход. В помещение удалось попасть через гараж.
Там первым делом взгляд зацепился за тот самый «козлик». Мужики-газовщики тут же распахнули душу и открыли дверцу УАЗика. На заднем сиденье лежали три больших газовых баллона.
— А где еще два? На фото-то я видел, что по пять их возите, — непроизвольно вырвалось у меня.
— А вот оглянитесь, они сзади стоят, — указали мастера.
По их словам, за раз развозят от пяти до десяти штук. У меня все волосы на всех частях тела дыбом встали. А если дверцы раскроются и баллоны — на трассу? А если какой лихач посреди дороги врежется в «козлика»? Одна искра — и мощный взрыв посреди поселка? Если из-за утечки одного баллона в случае взрыва газовоздушной смеси многоэтажные дома подъездами «складываются», то тут до десяти «газовых бомб» в одном месте…
Как так?! По всем нормам, по всем требованиям перевозки опасных грузов (газовые баллоны относят именно к этой категории) требуется специально оборудованный автомобиль. Где обязательное условие — заземление, разнесенные ячейки для каждого баллона, жесткий каркас и иные меры безопасности.
— А вот он стоит, в глубине. Надо его еще маленько подшаманить, и, может быть, он вскоре и поедет, — мужики недобро так ухмыляются.
Филькина грамота
Пока для развоза используют то, что под рукой и на ходу. Вот передо мной путевой лист легкового автомобиля №50 с 25 по 26 октября 2022 года на автомобиль УАЗ-31514 государственный номер В244МО. Вы будете смеяться, но этот документ — а в реальности чистая филькина грамота — выписан на автомобиль ОП ООО «Газэнергосеть Хабаровск» с адресом п.Чегдомын, улица Торговая, 11 и подписан «медосмотр пройден» в Комсомольске-на-Амуре 25 октября 2022 года.
Как это? Кто мне объяснит? Ведь медосмотр водитель обязан проходить в день выезда. Расстояние от Комсомольска до Чегдомына по трассе составляет 527 километров, по прямой — 287 километров. Они, там, в головной контре, нуль-транспортировку изобрели? Или все проще?
— Вот так и живем, — рассказывают два с половиной сотрудника Чегдомынского отделения.
В гараже с наступлением холодов стоит реальный дубак, до минус 12 температура падает. Спасают только тепловые пушки, что работники притащили из дома. В двухэтажном служебном помещении, примыкающем к гаражу, нет воды, и сантехника не функционирует. А как по нужде? Летом-то можно и задворках приткнуться. Но при 40-градусном морозе этакие движения превращаются в акробатический этюд с последующим уходом на больничный.
— У нас в поселке все недалеко, можно в таком случае и до дома добежать. А еще проще на автомобиле доехать по нужде, — потешаются газовщики.
Облупленные стены, щербатые ступеньки, неровный пол, протекающая крыша служат этаким суровым дополнением к остальным проблемам.
С доставкой в квартиру
— Все это бытовые мелочи, которые пока что касаются только нас. Сейчас мы вам покажем, как функционирует газовое оборудование у многоэтажных домов, — поясняют специалисты.
Они сопроводили нас до типичного такого места с адресом улица 60 лет Октября, дом 3. Тут у меня, как у того командира подводной лодки Гены Янычара, начало свербить во всех неприличных местах. Какие там газгольдеры, о чем вы? В металлической будке, запираемой на весьма условный замок и огражденной еще более условным забором с вообще никакой калиткой, стоят пять баллонов, подсоединенных к магистрали резиновым шлангом.
Точно такой же шланг идет в соседний железный ящик.
-Там стоят резервные баллоны, кончается газ в основном, можно очень быстро переключиться, — поясняют чегдомынские газовщики.
«Мать, мать, мать!» — не хочется думать и вспоминать, что может произойти, если шланги начнут «травить» или не дай бог будут повреждены иным способом. Газовоздушная смесь – это страшная сила.
— Вот так и живем, — пожимают плечами мужики.
Я понимаю, что они уже привыкли к такой окружающей действительности. Каждый день по краю ходят. Но у меня вопрос к местной власти, у меня вопрос к спецам из головных газовых организаций: «Вам не страшно?» Если рванет в Чегдомыне, то многие полу – и не совсем ответственные чиновники вполне могут слететь, вплоть до мест не столь отдаленных. У вас что, инстинкт самосохранения атрофировался?
Но потребителей «голубого топлива» волнуют иные проблемы. Через месяц-другой в Чегдомыне могут врезать морозы. Для справки, для газового снабжения используют пропан-бутановую смесь. Первый компонент замерзает при температуре — 40 градусов по Цельсию, второй — при -1 градусе. Тем самым прекращается газоснабжение.
Так что, когда газовщики приходят к потребителям для подписания акта о непрерывной подаче газа, то нарываются на отказ в сопровождении матерной брани. Если ситуация с газоснабжением будет усугубляться, а документы по-прежнему будут в ходу, то, боюсь, дело дойдет до табуреток и сковородок.
Регулярно, каждую зиму в Чегдомыне многоэтажные дома по месяцу, а то и больше остаются без газоснабжения. Тяжело организовать подогрев будочек с газом за счет домового контура отопления?
— Так при строительстве домов, во времена «большого БАМа» в эти шкафы трубы были подведены. Система отопления функционировала достаточно долго. Пока лет пять-семь назад, во время самых лютых холодов не перемерзла. Восстанавливать никто не захотел, управляющим компаниям, видимо, недосуг. У жителей, наверное, лишних денег нет,- поясняют мужики. И с миром отбывают на другие адреса.
А я стою у хранилища «газовых бомб» и потихоньку дурею. Ведь поселок маленький, и жителей чуть более 11 тысяч, значит, все на виду. И местная власть, видимо, в курсе, и депутаты про проблему, я так думаю, знают. И всем в этом случае по …пояс?! Я такого уровня заниженной хозяйственно-бытовой ответственности еще не встречал.
С целью проверить свои догадки об уровне ответственности власти и общества прошелся по остальным адресам, где в дома подобным образом подается «голубое удовольствие». Везде примерно одно и то же: удручающее состояние инфраструктуры. Такое ощущение, что в Чегдомыне «доедают» последние остатки газовой базы, что была создана при советской власти. А там хоть трава не расти?
Но если газа периодически не бывает, как же выкручиваться жителям многоэтажных домов? Проведенный среди аборигенов опрос показал, что временно используют или электрические плиты, или маленькие китайские газовые. А бывает, жильцы сами устанавливают и подключают большие газовые баллоны в своих квартирах, соответственно не соблюдая нормы безопасности. В первом случае резко возрастает нагрузка на внутридомовые электросети – в зимнее время от перегрузки, если кто-то воспользуется еще и обогревателем, в лучшем случае пробки вылетают, в худшем — начинает плавиться проводка. Что дальше произойдет, пояснять, я думаю, не надо.
Ну не рассчитаны дома советских времен, где на кухнях по проекту используется газ, на такое потребление электричества.
В случае использования малых газовых плиток опять же есть большая вероятность, пусть не взрыва газовоздушной смеси, но хлопка. Уж очень оборудование из Поднебесной того, травит сплошь и рядом.
Частный случай
В частном секторе ситуация еще интересней. Оказывается, с 2015 года по какому-то постановлению в случае использования стандартных газовых баллонов на 50 литров их надо использовать удаленно. То есть вынести из дома на предписанное расстояние, оборудовать специальный отсек для хранения и подключить специальным длинным и гибким шлангом.
Как вы думаете, много пейзан этакой фигней озаботилось? В Чегдомыне, по словам местных, никто. Можно, конечно, извернуться, используя более мелкую тару — литров на пять. Но этакий изврат аборигенов не прельщает. Осенью, во время интенсивных заготовок большого баллона на месяц порой с трудом хватает. А этакая мелочь за несколько дней разойдется. А потом что — на костре или на печке?
А тут еще одно российское ноу-хау. Раньше: сдаешь пустой баллон — получаешь полный. Сейчас только свой баллон можно получить назад после наполнения газом. То есть сначала газовщики собирают баллоны со всех потребителей, в том числе из частного сектора. И пока их не наберется вагон – где-то штук 400-430, все сидят без газа. Потом этот вагон уходит в Комсомольск и там некоторое время задерживается — пока все баллоны не заправят. Дальше обратный рейс, вот вам полтора-два месяца без газа.
По возращению вагона с газом в Чегдомыне начинается шоу – не только мужики-газовщики, но порой и дамы, в том числе диспетчер, начинают таскать 50-литровые баллоны и загружать их по 10 штук в «козлик»! Он еле-еле перемещает груз на дырявый склад. И только потом мужики их развозят по пять штук потребителям из многоэтажных домов.
А вот любителям «голубого огонька» из частного сектора приходится изворачиваться. Официально после постановления 2015 года чегдомынские газовщики к ним ни ногой, ни колесом — себе дороже! Но газ нужен, и тут кто во что горазд. Бывает, что конечный потребитель и сам приезжает за своим номерным баллоном. И сам в своем доме, получается, подключает. Но есть в Чегдомыне пара ухарей, что за маленькую денежку оказывают помощь по доставке и подключению газовых баллонов на дому.
А как же постановление, спросите вы? Отвечаю цитатой: «Суровость закона российского компенсируется возможностью его неисполнения». Так что ждем-с!
Кинуть в топку
С наступлением холодов в Чегдомыне начинается «черная полоса в небесах». В свое время копоти в центре поселка давала котельная так называемого 29-го квартала. В начале 2018 года явилось чудо. «В Хабаровском крае — историческое событие для жителей поселка Чегдомын: 28 февраля прекратила свое существование горе-котельная, отравлявшая много лет воздух в самом центре поселка», — написал в Твиттере Александр Федосов, тогдашний заместитель председателя правительства края — министр культуры края.
А ничего, что остальные котельные как работали, так и работают? Правда, они расположены на окраинах поселка. И дым от них пока что не так заметен даже вблизи, и специфический запах при сгорании не совсем кондиционного угля не очень-то улавливается. С приходом холодов котельные выйдут на полную мощность, тут уж и посмотрим-понюхаем, как дела обстоят.
Ликвидация отравляющих жизнь граждан сооружений – вещь крайне недешевая. Только консервация, по состоянию на 2018 год, печально известной коптящей трубы с заменой части инженерной инфраструктуры и установкой новой бойлерной потребовала около шестисот миллионов рублей. В целом же проект четыре года назад задуманной модернизации системы отопления поселка Чегдомын оценивается более чем в два миллиарда рублей. Им предусмотрена полная перекладка всех теплотрасс, а также модернизация «первой» и «второй» котельной.
Кстати, копоти и запаху добавляют и печи частных домовладений. Как рассказали местные, на отопление за сезон уходит от трех и более тонн угля. Причем сплошь и рядом уголь довольно паршивого качества.
— Вот взгляните, сверху кусочки, а внизу все больше штыб (так шахтеры называют мелкий, уровня пыли, уголь — Авт.). И такой мелочи может быть от трети привезенного угля. В топку закидываешь ведро угля, после сгорания получаешь две трети такого же ведра золы, — сетует хозяйка одного из частных подворий.
То-то я, проходя поздним вечером через частный сектор, нос воротил. Уж очень дух там тяжелый. Да еще в низине, где ветерок не сносит дым, а прибивает его к земле. Но этакая проблема, видимо, не очень интересует местное начальство. Ведь самая главная «царь-коптильня» в центре закрыта. А что происходит на периферии сознания, извините, на окраинах населенного пункта волнует, видимо, только тех, кто там и проживает.
Мы поедем, мы помчимся?
И это только пара проблем Чегдомына. Вот скажите, как без дорог добраться до того же Комсомольска? Единственный на данный момент путь — по железной дороге. В случае небольшой воды есть возможность на машине – по буеракам и перекатам доехать до Комсомольска. Еще со времен советской власти от Комсомольска до Чегдомына здесь грозились построить трассу. С конца 80-х, все 90-е, в нулевые и десятые годы нашего века было как-то недосуг. Хотя каждый губернатор края, кто хоть раз побывал в Чегдомыне, клятвенно обещал — «дороге быть».
Два года назад Михаил Дегтярев заявил о необходимости скорейшего завершения строительства автодороги между Комсомольском-на-Амуре и Чегдомыном: «Дорогу, которая свяжет Верхнебуреинский район с Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре, необходимо построить в ближайшие 2-3 года. Это единственный муниципалитет, не считая самых северных, который не имеет прямого круглогодичного автомобильного сообщения с «большой землей».
— Сюда уже вложены серьезные федеральные деньги, и наша команда работает над тем, чтобы они выделялись и дальше, — сообщил Михаил Дегтярев, побывав на участке строящейся дороги Комсомольск-на-Амуре – Березовый – Амгунь – Могды – Чегдомын.
Осталось немного подождать и трасса будет доступна любому типу автомобильного транспорта. А не так как сейчас, на вездеходах и люфтованных джипах.
Хорошо, с Комсомольском, вот-вот (может, уже в следующем году) будет налажено автомобильное сообщение. А что с остальными, близ находящимися населенными пунктами, к примеру с Софийском? Когда местные рассказали, что снесенный половодьем пару лет назад деревянный мост на Софийск, через речку Ургалку, никто не восстанавливает, то усомнился в их словах. Ибо ранее слышал, что ответственные господа якобы отчитались об освоении средств по ремонту данного сооружения.
Раздосадованный моим скепсисом абориген пригласил в поездку на этот объект. И, правильно, не надо было мне сомневаться. От моста осталось по паре-тройке метров у каждого берега, причем эти останки подпирало солидное количество древесных стволов.
— А, это водой нанесло, — поясняет местный рыбак.
Видимо, именно такой вал погибших деревьев и снес центральную часть деревянного сооружения.
А, может, мы не в том месте, не на том мосту, не на той речке? Мне говорили про Ургалку, а тут указатель «р.Ургал».
– И место то, и мост тот же самый, и речка одна и та же, — успокаивает абориген.
Для успокоения души через сотовый телефон взял координаты места. И да, именно тот самый мост на Софийск. Так кому верить? Своим собственным глазам и фотоаппарату, что зафиксировал реальную — на вторую половину октября 2022 года — ситуацию? Или слухам и сплетням от не совсем официальных источников? Надо в этом деле покопаться и разобраться более внимательно.
Черные пески
Пока шарахался на развалинах моста, обратил внимание на очень уж мутные, если не сказать больше, воды реки Ургал. И поинтересовался у местных, с чего, дескать, такое происходит. На это абориген пригласил проехать к местной достопримечательности — «черным пескам»: «Тут недалече, буквально за поворотом».
И ведь, шельмец, не соврал. Проехав несколько сот метров, остановились на месте впадения ручья Сатанка в реку Ургал. Поначалу подумал, что какой-то нерадивый работник просто остатки битумной смеси вывалил на берег. По внешнему виду и консистенции смесь напоминала именно это вещество. Но поковыряв щепочкой в массе, понял, что ошибался. В реале это оказалось песком, пропитанным какими-то веществами.
— В этот ручей из нашей шахты напрямую, без всякой очистки, вот уже какой год сбрасываются шахтные воды. Что там содержится, не понятно, — поясняет сопровождающий.
И очень не рекомендует в этот ручей руки окунать, вода там черная и даже на вид какая-то маслянистая. После впадения в реку Ургал, вода становится чуточку светлее. Тут, видимо, срабатывает процесс разбодяживания свежей и большой речной струей более малых сбросов в ручей.
— Да не очень-то это и помогает, — поясняет встреченный рыбак. — Я на Ургалке с малолетства рыбачил. В районе моста еще лет пять неплохо клевало. Сейчас все, как отрезало. Если хочешь приличную рыбу поймать, надо гораздо выше по течению подниматься, — абориген демонстрирует небогатый, из трех мелких рыбешек, улов.
Так что, разбор ситуации с пресловутым — то ли уже починенным, то ли еще разбитым — мостом по дороге в Софийск пока отодвигается в сторону. Сначала попробуем разобраться с «мутными водами» местной шахты. Что-то здесь явно не чисто, видно.
Андрей Дунаевский Фото автора