Около 431 миллиона рублей понадобится на полное обновление автопарков мэрии Хабаровска и правительства края после запрета на покупку иностранных машин чиновникам
Владимир Путин твердо решил до следующих выборов президента России пересадить государственных и муниципальных служащих во время рабочих поездок на отечественные автомобили. Сперва он озвучил эту идею на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности, а теперь на сайте Кремля появилось его официальное поручение о необходимости разработки механизма. Сделать это необходимо до 1 февраля 2024 года. Причем ответственным стал председатель правительства Михаил Мишустин. К этому готовятся и в Хабаровске.
Автопарк чиновников и депутатов
Красиво жить чиновникам в Хабаровском крае не запретишь. Возможно, поэтому служащих краевого правительства и мэрии Хабаровска по делам служебным развозят около 300 автомобилей. Как можно догадаться, в большинстве своем это иномарки.
Взять хотя бы мэрию. В гаражах муниципального казенного учреждения «Автобаза администрации города Хабаровска» стоят и Lexus LX, и Land Cruiser, множество Nissan X-Trail, Toyota Camry, несколько автобусов для особых случаев. На этом празднике жизни нашлось место даже для восьми экземпляров UAZ Patriot. Всего же у муниципальных чиновников, как рассказал источник в администрации, почти 130 единиц транспорта, которые ежегодно требуют свыше сотни миллионов рублей на обслуживание. Более того — парк регулярно обновляется. Например, летом приобрели прямо с завода три китайских полноприводных кроссовера Haval F7, где специально указали наличие «климат-контроля, антипробуксовочной системы, усилителя рулевого управления и мощность свыше ста лошадиных сил». Еще раз — это для езды по Хабаровску.
Один из новых китайских автомобилей, как рассказал источник, достался председателю гордумы.
— Лично я такого мнения, что управленцы должны ездить на машинах высокой проходимости, а их ремонт не должен зависеть от импорта. Времена у нас непростые, и в случае необходимости парк может быть использован на решение государственных задач. Об этом нужно думать сейчас. Думаю, что на переходный период развития автопрома до нужного уровня вполне можно опираться на дружественные нам страны, — заявил Андрей Белоглазов, председатель гордумы.
Аналогичная схема и у региональных чиновников — у них есть свое КГКУ «Автобаза правительства Хабаровского края». Данные по ней не обновлялись с 2020 года, но тогда на балансе ведомства стояло около 150 машин. И опять — уйма «иностранок», которые также предоставляются депутатам Закдумы — за парламентариями закреплено восемь единиц: три на председателя и его замов, а остальные на каждый комитет.
— У нас нет машин, нам их предоставляет правительство края. Воспользоваться автомобилями может любой депутат после обращения к руководству. А про планы на обновление автопарка в 2024 году я не слышал. Но поддерживать отечественных производителей необходимо, в том числе, и такими методами. Другое дело, что и им нужно поднимать уровень продукции до международного. Теперь нужно понять, какие модели у нас есть. «Москвичи» представляют собой кроссоверы, а депутатам все же нужны седаны для езды по городу и джипы, на случай командировок в районы края. Поэтому на ум приходят только модификации Lada, — считает Сергей Зюбр, заместитель председателя Закдумы края.
Так на что же тогда могут пересесть наши, довольно разборчивые чиновники? Ну и главный вопрос — сколько за это придется заплатить?
Импортозамещение для города
У марки Lada уже есть несколько моделей, которые могли бы заинтересовать госслужащих разного уровня. Одним из самых подходящих вариантов на текущий момент является Vesta комплектации Techno стоимостью 1 584 900 рублей. Это, что называется, «полный фарш»: кондиционер, множество динамиков, зарядки USB у пассажиров, подогрев лобового стекла, руля, задних сидений и наилучшая из всей линейки мультимедийная система с камерой заднего вида.
— Госслужащие привыкли к комфорту, поэтому, уверен, что они будут обращать внимание на максимальную комплектацию. Разница в цене между Techno и Enjoy небольшая, но значительны отличия в удобстве. Основное отличие модели от «японок» — это низкая стоимость комплектующих, а также скорость их доставки. Большинство уже отечественные. Есть, правда, электроника от китайских производителей, но им можно доверять. «АвтоВАЗ» давно усилил контроль выпускаемой продукции, плюс периодически добавляются системы со множеством тестирований. Даже по живым отзывам первые 5-10 тысяч километров, которые традиционно считаются самыми проблемными, проходятся легко, — сообщил Илья Ужва, руководитель отдела продаж дилерского центра во Владивостоке.
Затраты на доставку из Тольятти до Хабаровска компенсирует завод-производитель, поэтому по всей России цена на модели одна, при этом не изменится стоимость и при массовом заказе. И в этом плане Lada значительно переигрывает «Москвич» с его кроссовером «тройка». Вот только цена в Москве на такие агрегаты начинается от 1 650 000 рублей, а в дилерском центре Красноярска (самом ближайшем к Хабаровску) — от 2 250 000. А за дорогу на Дальний Восток отечественный производитель накинет еще несколько сотен тысяч рублей, ведь путь составит 4 245,2 километра.
Убийца западных джипов
В России есть то, что в одиночку может заменить Lexus LX, Land Cruiser, Nissan X-Trail. Это УАЗ Патриот в комплектации «Люкс-премиум». И нет, другие модели этой линейки не подойдут, поскольку у них элементарно отсутствует подогрев задних сидений. Подобное крайне важно для любого уважающего себя чиновника. Буквально в 2021 году мэрия Хабаровска сделала себе такой подарок и приобрела сразу три единицы УАЗ. Отзывы — исключительно положительные.
— У меня уже 4 года прокат внедорожников, где УАЗ Патриот — моя любимая и хорошо востребованная среди туристов машина. Техническое состояние этой модели было проверено лично мною в длительных поездках, по 15-20 тысяч километров в разных условиях. Везде довезла, и на морозе в -40 градусов без проблем заводилась, и на высоту 3000 метров забиралась. А у туристов сколько эмоций — забраться туда, куда казалось и пройти сложно. Я когда в Грузии на нем ездила, меня несколько раз окружали парни с вопросами: «А что это за тачка? А где ее производят? А она двухмостовая?» Даже не обращали внимание, что в машине 4 красивых девчонки, — рассказала Татьяна Дербень, руководитель туркомпании «Росстань».
В Хабаровске есть дилерский центр УАЗ, вот только в настоящий момент такой модели нет, но доставят — был бы спрос. Цена одного составит 1 966 000 рублей.
Сэкономить можно было благодаря кроссоверам Lada Niva Travel. Каждый обойдется в 1 292 900 рублей, вот только мощность его составляет скромные 80 лошадиных сил. А ведь даже в мэрии при покупке машин в этом году требовали минимум 100. И это, не говоря уже о чиновниках, которым нужно преодолевать бездорожье в районах края. Поэтому вариант не особо жизнеспособен.
А мы красавчики!
В служебных автопарках находится несколько десятков автобусов и схожего транспорта, который не используется часто. Поэтому брать их в расчет не считаем критически важным. Порядка 30-35% гаражей заполнены легковушками, полная замена которых на Lada Techno обойдется примерно в 131 миллион рублей. Чтобы заменить иностранные кроссоверы и джипы на УАЗ Патриот понадобится, по нашим скромным расчетам, еще порядка 300 миллионов рублей.
Однако пока чиновники могут выдохнуть: речь не идет о возвращении к советским временам или хотя бы недолгому периоду Бориса Ельцина, когда госслужащих пересадили на наш автопром. Максимум госслужищах ждет запрет на покупку иностранных автомобилей, но они по-прежнему могут продолжать пользоваться уже имеющимся парком.
— Среди служебных машин множество тех, что до недавнего времени собирались в России. Та же Toyota Camry. Поэтому мы поддерживали отечественное производство. Но, как только будет необходимость приобрести новый транспорт, то обратимся к российским производителям. Сейчас же бездумно продавать имеющийся машины, просто не рентабельно. С учетом пробега и амортизации мы не выручим за них столько, чтобы купить им замену, — заявил Сергей Зюбр.
Такой же позиции придерживаются депутаты городской думы Хабаровска. В нынешних условиях это весьма рационально и не нанесет удар по бюджетам города и региона.
Огонек надежды
В 2015 году был презентован седан бизнес-класса Lada Vesta Signature — удлиненная версия модели Vesta, только с более дорогой кожей в салоне и качественным пластиком. Тогда же один из депутатов Госдумы обратился в Минпромторг с предложением закупить их для государственных учреждений. Но было изготовлено всего четыре машины, одна из которых ушла президенту «АвтоВАЗа». Но амбициозные планы по созданию машины для чиновников не давали покоя руководству компании, потому в этом году свет увидела Aura.
— Я считаю, что эта модель вполне может заменить иностранные марки, на которых сегодня ездят наши чиновники. Мое министерство тоже могло бы пересесть на них, — сказал на презентации авто Антон Силуанов, глава Минфина.
Вот только цена одной такой машины, по словам руководства «АвтоВАЗа», будет «существенно выше двух миллионов рублей». Но деньги, судя по всему, не имеют значения, когда речь идет о поддержке российского автопрома. И губернатор Хабаровского края поддержал тренд на отечественное. Сделал это еще в июне.
— Lada Aura — комфортный и симпатичный российский автомобиль для руководителей среднего звена. Можем заказать в перспективе, когда имеющийся автопарк окончательно выработает свой ресурс, — написал он в соцсетях.
Выпуск модели запланирован на 2024 года, но, по опыту с Lada Vesta Signature, это совсем не означает, что наши чиновники сразу же пересядут на родную Lada. Но если же она таки поступит в массовое производство, то выложить за обновление автопарка чиновников Хабаровского края придется значительно больше условного 431 миллиона рублей.
Александр Неделько