Работа, устремленная в мирное будущее   

В Законодательной думе обсудили меры по развитию экономики региона в условиях санкций На заседании постоянного комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию рассмотрели вопрос, как обеспечить развитие промышленности, транспорта, производства товаров и их потребления в условиях западного давления. На встрече присутствовали депутаты Закдумы и представители правительства субъекта. Об экономических показателях С докладом выступил заместитель министра

В Законодательной думе обсудили меры по развитию экономики региона в условиях санкций

На заседании постоянного комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию рассмотрели вопрос, как обеспечить развитие промышленности, транспорта, производства товаров и их потребления в условиях западного давления. На встрече присутствовали депутаты Закдумы и представители правительства субъекта.

Об экономических показателях

С докладом выступил заместитель министра экономического развития Дмитрий Пугачёв. Он рассказал, что на сегодняшний день остается актуальным план первоочередных действий, в котором 10 ключевых блоков и более 120 мероприятий.

Продолжена работа по поддержке предприятий в части финансового оздоровления, загрузки производственных мощностей и оказания мер государственной поддержки. Оперативно применяются налоговые инструменты, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства и других категорий налогоплательщиков.

В 2022 году и в 1 полугодии 2023 года удалось сохранить социально-экономическую стабильность. Индекс промышленного производства в крае за 2022 год составил 102,5 процента к предыдущему году, что на 3,1 процентных пункта выше среднероссийского показателя.

По итогам 1 полугодия 2023 года в крае отмечены положительные темпы роста в строительстве и транспортно-логистическом комплексе.
При этом есть проблемы с логистикой.

— У нас серьезные трудности с «РЖД». Компания имеет избирательную политику  по заявкам на перевозку грузов, которая не всегда  в нашу пользу. К примеру, у ОАО «Ургалуголь» сложности в отправке своей продукции, в то время как сибирские угли идут в более приоритетном режиме, — подчеркнул  Дмитрий Пугачёв.

Он далее отметил, что в течение ближайших месяцев эта ситуация коренным образом должна измениться, так как «Дальневосточная ЖД» отчитывается о расширении полигона на восточных участках.

Если говорить о кредитовании, Дмитрий Пугачёв рассказал о завышенной стоимости ресурсов, а именно о ключевой ставке со стороны Центробанка. ЦБ основной задачей считает не развитие экономики, не предоставление ресурсов субъектам, а борьбу с удержанием инфляции на уровне заданных 4%. Как следствие – отрицательное влияние высокой ключевой ставки на рост деловой активности, прежде всего в малом и среднем предпринимательстве. Бизнес испытывает недостаток оборотных средств и вынужден подкредитовываться за счет внешних источников.

— Неплохо работают государственные формы поддержки для МСП — Фонд развития промышленности, Фонд поддержки малого предпринимательства, региональные гарантийные организации (РГО), — сообщил Дмитрий Пугачёв. – Все эти меры сглаживают негативный эффект. Кроме этого, существует новая федеральная программа поддержки инвесторов. Нужно, чтобы за ней обращалось большее количество субъектов бизнеса.

По словам замминистра, показатели социально-экономического развития по промышленному производству в крае снизились на 7,1% по сравнению с первым полугодием прошлого года.

При этом за семь месяцев регион достиг неплохих результатов с точки зрения объемов строительных работ. Жилищное строительство опережает промышленно-гражданское. Точкой притяжения для возведения жилищных комплексов остается Хабаровск, что положительно повлияло на снижение средней цены 1 кв метра – примерно с 200 тысяч до 165-160 тысяч рублей. Повысился грузооборот транспорта, выросла на 2,5% по сравнению с январем-июлем 2022 года розничная торговля, увеличились показатели у предприятий общественного питания.

О поддержке бизнеса

Председатель краевого парламента Ирина Зикунова поинтересовалась, какие именно меры по обеспечению развития экономики региона применяются в условиях санкционных ограничений.

Дмитрий Пугачев рассказал, что необходимо решить вопрос по загрузке судостроительных предприятий в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре и размещению заказов на строительство фрегатов. Кроме этого нужно разработать алгоритм предоставления субсидий по возмещению затрат этим организациям. Замминистра отметил, что Хабаровский судостроительный завод является единственным, кто изготавливает катера «Мурена». Ему требуется помощь в получении гособоронзаказов. Что касается  радиотехнического завода по восстановлению военной техники, который находится в краевой столице, он нуждается в заключении новых контрактов с Минобороны РФ.

В целом докладчик подчеркнул, что промышленным предприятиям необходимы конкретные меры поддержки. Среди таковых — снижение тарифа на электроэнергию тепловыми электрическими станциями ДГК; сдерживание роста цен на энергетические угли и их транспортировку; установление пониженных тарифов или предоставление субсидий на железнодорожный транспорт на услуги для участников промышленно-строительного кластера; предоставление субсидий производителям строительных материалов, понесенных на оплату потребленной электроэнергии; установление для производителей пищевых продуктов нулевого тарифа на завоз сырья вспомогательных материалов; предоставление стратегическим предприятиям лесопромышленного комплекса квоты на экспорт необработанной низкотоварной древесины хвойных и иных ценных пород.

О работе по дополнительным профилям

Председатель Законодательной думы Хабаровского края Ирина Зикунова подчеркнула, что и федеральная, и краевая программы по повышению производительности труда привели на наших предприятиях к росту качества производственных процессов, высокому классу управления затратами, оборотными средствами, производственными цепочками и логистикой.

 — Выявились существенные резервы которые демонстрируют на примере предприятий, вовлеченных в эту программу, многократный рост выручки. По отдельным предприятиям зафиксирован четырехкратный рост — на 50-60 %. Это высочайшие производственные показатели, связанные с принятием оптимизационных производственных решений, — подчеркнула глава Законодательной думы региона. – Хотела бы отметить работу правительства края, направленную на экономическое развитие, которая осуществляется с учетом специфики каждого отраслевого сектора в экономике края. Там, где нужно обеспечивать загрузку, там губернатор и правительство работают с федеральными министерствами и это дает свои плоды: объемы работ, прирост регионального продукта.

Ирина Зикунова похвалила органы исполнительной власти региона за деятельность по дополнительным отраслевым профилям экономики края: автопром для СВО, достижения в гражданском авиастроении – сборка судна полностью из отечественных комплектующих (Sukhoi Superjet 100), готовность к постройке самолета «Байкал».

— Уже сейчас видна работа, устремленная в хорошее мирное будущее – правительство предпринимает меры по развитию кластера автомобильного строения, в частности автобусов «Волгобас». Это прекрасное социальное направление, в котором нуждается не только Хабаровский край, но и другие регионы Дальнего Востока, — уверена Ирина Зикунова. – Если говорить о мерах поддержки, то в их ядре то, что нацелено на снижение важнейших затратообразующих факторов, это энерго- и транспортные тарифы. И второе, мы в одном ключе работаем в отношении лесохозяйственной  отрасли. Наша деятельность нацелена на поддержку предприятий. Подготовленное в июле обращение Законодательной думы края «О введении временного моратория на экспорт тонкомерной древесины», поддержанное на заседании фракции ЛДПР, полностью соотносится с подходами и видением краевого правительства.   

Председатель комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию Законодательной думы Хабаровского края Кирилл Цмакалов в финале заседания сообщил, что накануне поддержку экономики региона в условиях санкций обсуждали на выездном заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике. Правительство должно принять решения для упрощения деятельности предпринимательского сообщества. Помощь должна быть связана в том числе и со снижением стоимости электроэнергии для дотационных территорий, включая наш субъект.
— Мы в принципе не можем конкурировать с соседними государствами, которые имеют низкую себестоимость продукции. Это также связано с субсидированием на компенсацию и перевозку топлива. Есть ограниченные лимиты по денежным средствам для дальневосточных территорий, в частности нашего региона. Увеличение количества всегда сопровождается снижением стоимости товаров. Но если мы находимся в каких-то ограничениях, то компании всегда пытаются лоббировать свои интересы — повышают цены. Поэтому на Дальнем Востоке мы имеем высокую стоимость на продукцию. В итоге хочу сказать, что экономический потенциал Хабаровского края огромен, у нас есть все для успешного развития промышленности, бизнеса, транспорта и торговли, — подчеркнул Кирилл Цмакалов.

Анна Морозова

Фото пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края

Новости Хабаровского края