18 февраля 2023, 10:00

“Путь к шаману”

Арт-интерпретацию наследия коренных народов Дальнего Востока представили в ДВХМ

Для коренных народов Дальнего Востока шаман традиционно был тем, кто помогал наладить связь с потусторонним миром и определить свое место в мире реальном. У этих представителей общин был особый взгляд на все окружающее, который и вдохновил художника Александра Арсененко и керамиста Евгения Лало. Выставка “Путь к шаману” (0+) — это попытка современного человека осмыслить чжурчжэньское наследие и найти формат, который поможет вписать его в городскую повседневность

На выставке в Дальневосточном художественном музее соседствуют керамические статуэтки и резные деревянные маски, графические рисунки и объемные картины, исторические халаты и современные идолы. Но разглядывая их понимаешь: общего у работ гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Настроение, образы и символизм помогают зрителям мысленно сложить все в единый пазл, представить шамана, наиболее близкого по духу к смотрящему.

— Это не только история про чжурчжэней. Это история каждого человека, который стремится к чему-то духовному, высокому, — рассуждает керамист Евгений Лало.

Модерновую интерпретацию наследия аборигенов Дальнего Востока поддержали и на всероссийском, и на региональном уровне. Так, средства на реализацию проекта трех художественных музеев — Хабаровского, Комсомольского и Владивостокского — выделили по нацпроекту “Культура”. Поддержали творцов и в министерстве культуры Хабаровского края.

— Выставка станет платформой для диалога и понимания между культурами, а также возможностью для зрителей увидеть исторические и культурные связи между дальневосточным настоящим и прошлым, — отметили в министерстве культуры Хабаровского края.

Судя по реакции первых гостей выставки, ее содержание заставляет по-настоящему задуматься.

Доктор философских наук, профессор ТОГУ Леонид Бляхер:

В этом городе должны быть легенды. В этом мире должны быть сказки. В этом мире должна быть некая потусторонность. Если этого нет, то получается не сообщество, а люди, которые случайно оказались в одном месте. Они могут вместе работать, отдыхать, но они не могут вместе ЖИТЬ. Они не будут едиными.

Парадоксальным образом эта мистическая основа нашего места — она, конечно, чжурчжэньская. Сложнейшая культура со сложнейшей политикой — тунгусо-маньчжурский мир. С сложнейшей идеологией, философией. Все вот эти вещи имеют смысл, если они вписаны в этот мир.но.

Для того, чтобы чжурчженьский мир стал нашей мистической основой, его должны были прочесть современные художники. И они это сделали.

Вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Иван Бельды:

У народов Севера шаман всегда был особым, уважаемым человеком. В повседневной жизни он ничем не отличался от остальных сородичей: также рыбачил и охотился, но выполнял еще одну важную функцию — оберегал свой род, оберегал телесно-душевное здоровье своих соплеменников. Обладал магической способностью проникать сквозь пространство и время, постигать суть вещей и явлений.

Многие художники, скульпторы, писатели, поэты, композиторы обращались в своем творчестве к этнографии народов Севера. Александр и Евгений тоже обратились к этнографии. Знаете, каждое произведение, созданное ими, обрело какой-то магический смысл и каждый из посетителей может попытаться не просто посмотреть на эти произведения искусства, но и проникнуть в их суть и тоже соприкоснуться с сакральным. В этом и состоит путь к шаману.

Замдиректора ДВХМ по научной работе Людмила Козлова:

Мы работали вместе над этим проектом. Именно поэтому в нем появилась очень интересная вставка в виде музейных экспозиций. Это предметы, которые представлены из коллекции нашего музея, из коллекции наших коллег и партнеров — музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, который обладает превосходной коллекцией аборигенного искусства.

Эта выставка — наш глубокий поклон тем первым собирателям традиционного искусства народов Дальнего Востока. С 1926 года проводился сбор экспонатов для коллекции народного искусства. Это определенный аванс для тех собирателей народного искусства, которые придут на их место и будут продолжать традиции. Вы можете увидеть здесь, насколько органично старинное народное искусство переплетается с теми произведениями, которые делают современные мастера.

Выставка “Путь к шаману” проводится в преддверии празднования юбилея Хабаровского края. Посетить ее можно до 15 октября. Стоимость билетов: 100-200 рублей.

Правительство Хабаровского края помогает популяризировать культуру коренных народов не только внутри нашего региона, но и на международном уровне. Так, на прошедшем недавно Восточном экономическом форуме (18+) руководитель кружка “Мэнгумэ хэсиктэкэн” Валентина Бельды раскрыла гостям секреты обработки рыбьей кожи. Не отстают от опытных мастеров и юные артисты. Коллективы из Нанайского района выступили на фестивале «Сияние Восточного края» (6+) в китайском городе Цзямусы.

Сохранять культуру аборигенов помогают и различные фестивали, которые проводятся при поддержке правительства края в национальных селах. Например, в 2017 году в селе Омми появилась новая традиция — каждую осень отмечать “День первой рыбы” (0+). К прохождению обряда очищения и соревнованиям по разделыванию рыбы охотно присоединяются не только местные жители, но и гости отдаленного села. Выходит, об обновлении традиций коренных народов задумываются далеко не только художники!

Ольга Цыкарева

Фото автора