27 марта 2023, 3:06

Почему Хабаровск беспокойней Москвы?

Кто из хабаровчан в разгар недавней летней жары не ощущал себя селедкой на сковородке? По-хорошему им завидую. Лично меня допекала не только жуткая духотища, но и периодический недосып. Это когда после десяти вечера невозможно спокойно уснуть по вине нескончаемых уличных криков, визгов, автосигналов, пьяных дебошей, грохочущей музыки, лая собачьих свор и прочей шумовой свистопляски. Обычное дело для старых спальных кварталов, где ни повсеместного освещения, ни тем паче видеонаблюдения и куда полицейские экипажи в профилактических целях затемно практически не заезжают. Среди самых шумных и беспокойных такие микрорайоны, как мой Амуркабель, Пятая площадка, Красная Речка… На отшибе очаги культурного отдыха в шаговой доступности редкость, зато полно алкомаркетов и сопутствующих проблем.

 Не сочтите меня за брюзгу: в юности слыл заядлым озорником в своем родном крымском поселке. И меня справедливо одергивали. Но там всюду парки, скверы и частный одноэтажный сектор. Здесь же преобладание многоэтажных высоток, и достаточно двух соловьев-разбойников, чтобы лишить сна сотни людей, особенно теплым коротким летом, когда молодежи хочется приключений и «подвигов». Наши прадедушки и прабабушки до замужества на деревенских околицах пели, играли, плясали под гармошку и балалайку. На смену задушевным кадрильным вечеркам пришли сборища собутыльников на придомовых детских площадках. Или прямо в квартирах, тогда  целый дом начинает ходить ходуном. В соседнем общежитии как-то раз один из жильцов не выдержал и начал палить из ружья по шумной компании. Хорошо, обошлось без жертв. Да и днем какой-нибудь не опохмелившийся меломан может поставить на уши своим «патефоном» целую улицу. И зачастую некому урезонить, поскольку каждый обыватель обычно сам по себе, за исключением организованных коммерсантов, спортсменов, силовиков и национальных диаспор.

 Объединить жильцов могло бы самоуправление, но оно официально начинается и заканчивается аж на уровне городской думы. В ней 34 депутата при общем населении Хабаровска в шестьсот десять тысяч. Для сравнения: в любой деревне, где за сто душ, семь народных избранников. Так что у себя в микрорайоне своего депутата Ягодина я ни разу не видел, как и своих участковых, которые быстро меняются. Есть избираемые ТСЖ, в них порядка обычно больше, народ не настолько разрознен, но и ТСЖ не вправе привлекать полицию к предупреждению нарушений, должному реагированию и спрашивать с нее по итогам работы, как когда-то сельсоветы и райсоветы. По-хорошему каждому микрорайону до семи тысяч жителей функционально необходим выборный территориальный орган со своим правлением, старостой, своим бюджетом для местных задач и с участковым опорным пунктом для ежедневного взаимодействия, вплоть до создания муниципальной полиции и добровольных дружин. Убежден, что без микрорайонных общин, отвечающих и радеющих за свой город, его развитие как солидарного организма, а не аморфной массы попросту невозможно.

Мечтать не вредно, а пока сам иногда вынужден делать замечания и внушения. Помогает, но не всегда. Недавно пришлось вызывать полицию. С изумлением выяснил, что шумовые атаки со стороны улиц, переулков, дворов на жилые дома, согласно краевому административному кодексу, не относятся к наказуемым действиям. Формальным нарушением считается, когда непосредственно в жилом доме кто-то кричит, грохочет или распивает во дворе  алкоголь, поскольку двор является общественным местом. Получается, что шуметь внутри дома нельзя, а за его стенами сколько угодно.

Полный абсурд! В Москве на этот счет достаточно здраво определились еще в 2002 году принятием городского закона «О соблюдении покоя граждан и тишины». Им определено, что защищенными от шума территориями являются все жилые дома, социальные учреждения, а также площадки микрорайонов с придомовыми территориями.

Председатель комитета краевой Законодательной думы по взаимодействию с правоохранительными органами Игорь Гудин пояснил, что Москва и Петербург – города федерального значения, и на них распространяется федеральный административный кодекс. В отличие от столиц, в Хабаровском крае обеспечение тишины закреплено за муниципалитетами, и для принятия краевого закона эти полномочия предстоит включить в краевой административный кодекс. По словам Гудина, ряд муниципальных районов уже выступил с инициативой принятия такого закона (видать, и их уже допекло!), и сейчас вместе с Минюстом, прокуратурой, полицией предварительно прорабатывается возможность практического решения этой проблемы. Гудин полагает, что в первом квартале 2022 года закон о тишине будет рассмотрен краевой думой. Давно пора!

Никто не говорит о стерильном безмолвии, ведь мы с вами сотканы из эмоций, рождены общаться и радоваться. Главное осознавать меру. Кто-то буянит от невоспитанности, кто-то от безнаказанности и безделья. Одним махом тишину не вернуть, но очертить границу дозволенного, чтобы в любе время суток каждый хабаровчанин имел законное право по-человечески выспаться, отдохнуть, краевым законодателям, несомненно, под силу.

К сведению читателей: согласно СанПиНу уровень проникающего шума в квартире не должен быть выше 55 дБА днем (с 7 до 23 часов) и 45 дБА ночью, в жилой комнате соответственно 40 дБА и 30 дБА. При этом замерять уровень шума для вынесения судебного административного наказания уполномочен только Роспотребнадзор. Конечно, среди ночи непредсказуемое звуковое давление с улицы официально не зафиксируешь. Так что если от шума невмоготу, а горлопанам до фонаря любые увещевания, лучше вызвать полицию. Она наведет порядок и как минимум запротоколирует обстоятельства произошедшего. Еще лучше профилактические рейды с общественниками. Так должно быть, иначе хронически не высыпающийся хабаровский обыватель останется самым возмущенным и беспокойным в России. И по-другому с этим ничего не поделаешь.  

Виктор Марьясин