Ом, горы-горы… храм: мысли вслух после одного алтайского путешествия

Наша страна такая большая и разная, что устроить кругосветку можно и без выезда за границу. Были бы желание и средства. Очень хочется посмотреть вулканы Камчатки или сфотографировать китов на Шантарах. Туроператоры активно рекламируют дальневосточное направление, [...]

Наша страна такая большая и разная, что устроить кругосветку можно и без выезда за границу. Были бы желание и средства. Очень хочется посмотреть вулканы Камчатки или сфотографировать китов на Шантарах. Туроператоры активно рекламируют дальневосточное направление, но у большинства дальневосточников просто нет финансовой возможности увидеть все красоты родного региона.

К счастью, не перевелись еще в России-матушке края нетронутой природы и более бюджетные для путешествий. Мы отправились в Республику Алтай. Кто плохо знаком с географией, удивится, но в нашей стране два Алтая. Алтайский край со столицей Барнаул и Республика Алтай  с  административным центром Горно-Алтайском. Это единственный город в субъекте. Живет в республике около 220 тысяч человек (для сравнения: в Комсомольске-на-Амуре более 240 тысяч жителей), территория 92903 квадратных километра (это в 3,7 раза больше Комсомольского района).

Здесь нет ни железных дорог, ни крупных производств, поэтому чистый воздух, вода и прочие приятные моменты. К природе у алтайцев особое отношение. Коренные народы – анимисты, то есть верят в то, что горы – это храм, у реки, камня, дерева есть душа, а огонь – высшее божество, поэтому ему регулярно приносят жертвы и запрещают жечь мусор в домашнем очаге.

Один из первых приветственных баннеров, который мы увидели, был агитацией «Единой России», надпись на нем гласила: «265 лет вместе с «Единой Россией». Странно, подумалось мне, ведь партии лет 20. Оказывается, технологи просто присвоили себе заслуги императрицы Елизаветы Петровны. Дело в том, что алтайские племена вместе со своей территорией вошли в состав Российской империи добровольно, подав прошение императрице в 1750-1751 годах. Приняли это решение потому, что опасались вторжения китайцев или монголов и тотального истребления. Сейчас в республике проживает около 70 тысяч потомков древних племен, и называются они просто — алтайцы.  

Как живется алтайцам в России? Об этом можно долго рассуждать. Но расскажу о впечатлениях, которые сложились после разговора с местной жительницей Мариной Михайловной.

Главное богатство – земля

 После развала колхозов земли распределили среди населения. Алтайцы владеют полями, лесами, степями и горами. Продать их они не могут, но занимаются здесь сельским хозяйством и животноводством, более предприимчивые развивают туристические объекты. Так, например, «алтайский Марс» в Кош-Агачском районе случайным образом достался одной семье. Они и не знали, что в перспективе построят на этом бизнес. Ну подумаешь, горы разноцветные! Одна красная, другая сиреневая. По счастливой случайности сюда заглянули туристы и подсказали, что можно сделать закрытый объект и пускать туда путешественников уже по билетам, а также оказывать услуги трансфера до этих самых гор. Сейчас место суперпопулярно и значится во всех каталогах достопримечательностей.

Или гейзерное озеро в Улаганском районе. На самом деле никаких гейзеров там отродясь не было. Поверхность дна – смесь голубой глины и песка, которая при увеличении притока воды из родников поднимается и оседает на дне, образуя причудливые узоры, похожие на те, что оставляют гейзеры на поверхности земли. Рядом с озером тоже построили туристическую базу, и теперь за вход нужно заплатить.

Марине Михайловне, к сожалению или к счастью, досталась гора стандартного цвета, да и озер на территории нет, поэтому бизнес она не развивает, но с удовольствием живет традиционным укладом и подрабатывает на этнографических экскурсиях. Говорит, мужу ее занятие не нравится, не работа, а болтовня какая-то. Но женщине дело в радость, да и деньги приносит в семейный бюджет. Супруг смирился. Основная задача Марины Михайловны – заботиться о скоте, следить за бытом. Так живет большая часть алтайцев.

Некоторые разводят благородных оленей – маралов, самое ценное в них не мясо, а панты. Молодые рога отправляют на экспорт. Именно алтайский пантогематоген (вещество, которое содержится в пантах) наиболее ценный. Здесь земля богата полезными дикоросами, олени ими питаются, целебные экстракты попадают в кровь, поэтому и их панты — на вес золота. Кстати, нам удалось увидеть маралов совсем близко. Людей они боятся, но есть нехитрый трюк. Чтобы «погулять» вместе с оленями, вам потребуется лошадь. Взбирайтесь верхом, олени не почувствую угрозу и будут спокойно пастись рядом.

Лошадь – это душа

К лошадям у местных особая любовь. Всюду можно увидеть дикие табуны. Детям в раннем возрасте дарят свою лошадку, которая будет помощницей в работе и охоте. Но и диких разводят с удовольствием, говорят: красиво. Кони пасутся сами, ухода не требуют. Рассказала Марина Михайловна и очень грустную историю. В годы войны, когда мужчины ушли на фронт, на женщин легла задача по доставке коней для нужд фронта. Хрупким девушками приходилось объезжать диких лошадей. Не каждый мужчина может с этим справиться, но девушки и женщины, несмотря на ушибы и переломы, делали все, что в их силах, чтобы помочь солдатам. Однажды уже готовый для службы табун попал под бомбежку в одном из городов Союза. Большинство животных пострадало. Поступил приказ расстрелять табун, чтобы не мучились от полученных травм. И девчата, которые перевозили лошадей, молились только об одном, чтобы хотя бы одна лошадка осталась жива. Закончилась война, и спустя несколько лет в село вернулась белая лошадь из того самого табуна, который попал под бомбардировку. Как она выжила и как нашла дорогу домой – неизвестно. Было принято решение освободить кобылу от домашних обязанностей, вплести ей ленты в гриву и на всю жизнь обеспечить лучший уход. Ласково называли ее ветераном, а по ночам по одному приходили и рассказывали о самом сокровенном, плакали. 

Помнить до седьмого колена

Сложилось впечатление, что живут алтайцы своим селом как одной большой семьей. Если идут на охоту, то обязательно разделят добычу, первую часть несут пожилым людям без семьи, другую женщинам с детьми без мужей, а потом уже и другим соседям. Так же поступают и остальные. Если свадьба, то и приглашать никого не надо, все село и так придет, кто-то будет готовить суп, кто-то второе, кто-то заранее наварит веселящие напитки. Лучшее приданое невесте – сундук. На свадьбе вместо двух кос ей заплетут одну, и вместе с сундуком и приданым она переедет жить в дом к мужу. Фамилию оставит свою, а детям дают фамилию мужа.

Кстати, более важное значение для людей здесь имеет род. Это первый вопрос при знакомстве. Жениться на людях одного с тобой рода запрещено, даже если вы не кровные родственники. У южных алтайцев насчитывается около 30 родов. Есть и стереотипы, связанные с родами. Считается, тодоши — творческие, а майны настойчивые и работящие и так далее. К родственникам относятся с большим почтением, даже братья и сестры обращаются друг к другу на вы. О родне знают вплоть до седьмого колена и считают предками всех тех, кто тысячи лет назад был захоронен на их земле. Ревностно охраняют скифские курганы.

Такие захоронения создавались по строгим традициям. Сначала чертился круг, считающийся магическим. В его центре выкапывалась яма, размеры которой создавали правильный квадрат со сторонами семь метров. В яме строился дом для царя и его жены. За пределами круга хоронили лошадей в парадной сбруе. Над могилой выкладывалась насыпь из камней. 

А теперь к древним кладбищам приезжают сотни туристов. Как утверждают эксперты, на подобных местах особая магнитная аномалия и, судя по приборам, меняется даже аура человека.

До этих курганов мечтают добраться археологи. Им удалось провести раскопки в некоторых скифских захоронениях, так нашли идеально сохранившуюся «Алтайскую принцессу». Но раскапывать Башадарские курганы правительство республики не дает. Есть поверье, что если древних скифов Башадара потревожить, то ненависть, алчность и война придут на землю и ничего исправить уже будет невозможно. История похожа на легенду о ящике Пандоры. И рисковать не очень-то хочется: а вдруг алтайские сказители правы?

В поисках Шамболы

Вообще, сказки и легенды — любимое развлечение алтайцев. До эпохи радио и телевидения сказителей ждали в селах больше, чем сейчас молодежь ждет концерта Бузовой и Моргенштерна. Свои истории они могли рассказывать неделю (!). И это не монотонное повествование, история передавалась горловым пением под аккомпанемент национальных инструментов. До наших дней дошли сказания о богатырях Сартакпае и Бабыргане, о драконах и грифонах, охраняющих золотые запасы этого края, а также красивая легенда об истории любви красавицы Катуни и Бия.

Катунь – главная река Алтая. Увидев ее своими глазами, скажу, что об этом чуде природы просто невозможно не написать историю. Река быстрая, мощная, свое начало берет у склона горы Белухи. Весной она грязно-молочного цвета, что связывают с примесью мелкой породы из-под ледников, питающих реку. Осенью же вода становится прозрачной с бирюзовым оттенком из-за зеленокаменных включений от песчаников в верхнем и среднем участках Катуни. Зимой она не полностью покрывается льдом, и самым зрелищным моментом является ледоход. Нам очень повезло увидеть реку осенью. Невероятная, магическая бирюза просто гипнотизирует. Трудно представить, что такой цвет может существовать в реальности без всяких химических красителей.

А сколько легенд связано с алтайскими горами, и не счесть. Главная гора республики, да и всей Сибири – Белуха. Белухой ее окрестили русские за обилие снежного покрова, покрывающего гору от вершины до самого основания. Многие люди верят, что Белуха – не просто гора, она антенна, принимающая информацию из космоса, преобразующая ее и распространяющая на всю Землю. Люди подготовленные, гармоничные, находящиеся в связи с природой, могут «общаться» с Белухой и «считывать» информацию, которую она несет. Многие ищут здесь вход в легендарную Шамболу. Но не многим, как говорят местные, гора «открывается». Неудачные восхождения связывают с тем, что гора не посчитала людей достойными.

Между добром и злом

Кстати, насколько достойны туристы того, чтобы бывать в этих краях, активно спорят алтайцы. Печально, но в прошлом году в связи с закрытием границ множество туристов двинулись на Алтай и показали себя не с самой лучшей стороны. Во-первых, мы своими глазами увидели несколько стихийных свалок, которые местные никогда бы не устроили сами (напоминаю, для алтайцев природа – это храм). Во-вторых, у жителей есть особые обряды с благодарностью  природе, суть обряда рассказывать не буду, но по завершении алтаец оставляет на дереве белую ленточку. Можно увидеть множество обвязанных деревьев – это, так сказать, намоленные места. Но по незнанию, глупости или еще каким причинам туристы начали завязывать не только ленты на деревьях, но и маски, были даже трусы. И еще одна «традиция» русских оставлять свой след: на горах не стесняются писать краской огромные надписи типа: «Здесь был Петя из Екатеринбурга» или «Катя + Женя = любовь». Кроме того, есть традиции, связанные с тишиной. Когда поднимаешься в горы, даже на машине, нельзя включать музыку и громко разговаривать, так же и в долинах рек и на озерах, музыку не включают. Но приезжим хочется веселья. Такие действия местные расценивают как оскорбление, поэтому многие не поддерживают развитие туризма, несмотря на то, что доходы в бюджет от туризма занимают третью строчку (первое место – животноводство, второе – добыча полезных ископаемых).

Недавно один из крупнейших банков страны предложил инвестиционный проект по развитию туризма. На презентации обзорные площадки все в пластике и в металле, все горит, мерцает и сияет. Алтайцы пришли в ужас, практически в каждом селе собрали подписи против этого проекта. Сейчас проект на доработке. Что будет дальше, пока не понятно.

Очевидно, что региону нужны дополнительные инвестиции. Сейчас самая престижная и хорошо оплачиваемая сфера – бюджетная. То есть учителя, врачи, работники администраций получают очень хорошую зарплату (и это не сумасшедшие деньги, средние по стране). Мы, конечно, рады за учителей, но какой же тогда уровень зарплат у остальных? Судя по статистке, все печально. Алтайское население – одно из самых закредитованных в стране – почти 90% населения. А средняя сумма кредита – 100 тысяч рублей. То есть это займы не на покупку жилья или машины, а деньги на то, чтобы собрать ребенка в школу, купить вещей или одежды и просто прожить.

Марина Михайловна говорит, что алтайцы – народ «нематериальный» и радуется жизни в гармонии с природой, но молодежь так жить уже не хочет. Единственный вуз в Горно-Алтайске – педагогический. В Кош-Агачском районе красивая большая школа и пару лет назад ее заканчивал один (!) выпускник. У мальчика был свой учитель по каждому предмету. Так и в других поселениях Алтая школы есть, учителя есть, а вот детей мало.

Развитие туристической сферы дало бы толчок к развитию сопутствующих услуг, а это рабочие места, заработные платы, налоги в бюджет. И тут закрались мысли и о своих родных краях. Да, наши горы не такие высокие, реки не такие лазурные, но нам тоже есть что показать, у нас в крае тоже есть интересные легенды, олени и косули. И все это – толчок к развитию.

И вот этот заезженный слоган «Путешествуй по России» принимает уже новый смысл. Путешествуйте по России, чтобы знать историю своей страны, перенимать культурные традиции народов и их отношение ко многим вещам, например, к природе или семье, а также путешествуйте по России для того, чтобы получать вдохновение и делать свой край, свой дом лучше.

Елена Бехтер

Фото автора

Новости Хабаровского края