Меж горнилом и погостом

Жители села в получасе езды от Хабаровска боятся, что их укромный уголок превратится в центр по оказанию ритуальных услуг Строительная площадка на въезде в село Тельмана (ЕАО) уже год тревожит местных жителей. Опознавательных знаков на участке нет, но практически каждый уверен - на границе с населенным пунктом строят крематорий. Отчего перспектива появления нового предприятия не

Жители села в получасе езды от Хабаровска боятся, что их укромный уголок превратится в центр по оказанию ритуальных услуг

Строительная площадка на въезде в село Тельмана (ЕАО) уже год тревожит местных жителей. Опознавательных знаков на участке нет, но практически каждый уверен — на границе с населенным пунктом строят крематорий. Отчего перспектива появления нового предприятия не радует тельманцев, узнал “Молодой дальневосточник XXI век”

Золотая осень на Дальнем Востоке способна украсить практически любое место. Но село Тельмана даже в это время года кажется хмурым. Как и лица его жителей. Несмотря на близость к городу, село год от года пустеет, а позитивных новостей все меньше и меньше.

Средней и старшей школы в Тельмана нет. Дома культуры, как и других развлекательных площадок — тоже. Недавно в селе появился фельдшерский пункт и небольшой деревенский храм. Магазинчик, сезонная база отдыха — вот и вся инфраструктура. Не густо.

За новостями заходим в магазин — традиционное место встреч и обмена мнениями практически в любой деревне. Здороваемся, представляемся и первым делом слышим:

— Журналисты? Да неужели! Расскажите, расскажите всем про крематорий, пожалуйста! — практически хором выдают покупатели и продавцы торговой точки.

Добиться хотя бы обсуждения стройки у самого въезда в поселок люди пытаются уже целый год. Площадка по соседству с местным кладбищем стоит абсолютно безликая: ни паспорта объекта на участке, ни публичных объявлений о том, что же планируется на нем построить. Но работы ведутся, а погост то и дело заливает водой. Пройти к могилам близких порой не получается вовсе.

— Работать на площадке начали в прошлом году. Нас как раз топило, — вспоминает жительница Тельмана Елена. — У меня муж 4 года назад умер, хотела навестить могилку, надела болотные сапоги. Смотрю, а строители под насыпью проложили трубу, и все грунтовые воды текут прямо на кладбище. У нас и так грунтовые воды высоко, а тут еще и добавили!

Переживают сельчане не только за покой своих близких. Хотя и новости с кладбища некоторых тревожат.

— Мы же все друг друга знаем. Кладбище у нас бесплатное, места получаем по распределению в Приамурском. В последнее время бывает смотришь — а человек совсем незнакомый на портрете. И не одна-две такие могилы. Предлагают еще закрытое кладбище сделать. А для кого? Нам этого не надо, — возмущается еще одна селянка Эльмира.

Беспокоит селян и экологический вопрос. Тельмана находится в водоохранной зоне. Практически у всех во дворе свои скважины.

— У нас скважина на глубине 6 метров. По сравнению с Хабаровском, вода очень хорошая, мягкая. Это и понятно, в деревне с экологией все намного лучше. Но, когда построят этот крематорий, боюсь, все изменится. Похоже, только привозной водой пользоваться и придется, — выражает опасения многих селян Эльмира. — Да и дымить он, наверняка будет… А у нас направление ветра такое, что как раз весь пепел на село!

Не поднимает настроение тельманцев и то, что мимо предполагаемого крематория практически каждому из них придется ездить несколько раз в день.

— Дети наши ездят на школьном автобусе в Приамурский, взрослые — на работу. Представьте картину: едешь утром под веселую музыку, а навстречу тебе одна за другой траурные процессии. От нас и так люди уезжают, а тут и вовсе жить в такой обстановке не захочется, — убеждена Эльмира.

Против строительства крематория на границе с поселком, тельманцы собирали подписи.

— Жителей у нас немного, но только в нашем магазине около ста человек подписалось, — рассказывает сотрудница магазина Юлия. — Люди начали узнавать все. Администрация якобы говорит: “Нет-нет-нет, разрешения на капитальное строительство не давали”, а по факту то вот оно. Теперь вообще никто дома свои даже продать не сможет. С этим и так проблемы, мы ведь в зоне затопления. А теперь вот еще и крематорий этот… Площадка под него все расширяется и расширяется.

Мы посетили указанный жителями участок. Его площадь — более 10 квадратных километров. Понять, что появится на нем, сейчас невозможно. Очевидно, строители с какой-то целью поднимают площадку. Она огорожена хлипкими колышками, вокруг прорыты канавы.

Отчет публичной кадастровой карты показал, что участок с номером 79:06:2701002:278 предназначен для ведения ритуальной деятельности. При этом, территория имеет ряд ограничений, предусмотренных статьей 56 Земельного кодекса РФ, так как находится в границах водоохранной зоны. В частности, на нем действуют запреты на некоторые виды строительства. Однако в августе 2022 года территорию на 10 лет арендовала ООО «Сервисная Компания «Колымская-ДВ”. Достучаться до ее представителей тельманцам не удалось. Объяснить журналистам планы на арендованный на десятилетие участок директор Григорий Лесков тоже, судя по всему, не готов.

— Мы передадим ваши контакты руководителю. Если он будет готов ответить на вопросы, перезвонит, — отрапортовала сотрудница офиса ООО «Сервисная Компания «Колымская-ДВ”.

Отметим, что ранее Григорий Лесков возглавлял компанию “Колымская”, которая занималась прижизненным страхованием граждан. В случае смерти, организация обязывалась организовать похороны клиентов. В 2021 году владельцы бизнеса объявили о смене профиля на предоставление ритуальных услуг гражданам. Клиентская база у компании уже наработана, составить конкуренцию Хабаровскому крематорию, который работает в круглосуточном режиме из-за повышенной нагрузки, не составило бы труда. Сейчас услуги по сожжению тел усопших, по данным сайта Хабаровского крематория, обходятся родственникам в 33 тысячи рублей и более.

Мощности хабаровского предприятия рассчитаны на 7 тысяч кремаций в год. А ведь обращаются сюда не только жители края, но и соседней Еврейской АО, где подобного сервиса нет вовсе.

Пытаясь узнать, крематорий ли строят в Тельмана, жители села, по их словам, обращались в администрацию. Там, делятся селяне, им сообщили о том, что арендатор участка за разрешением на строительство капитального объекта не обращался. Но граждан этими словами успокоить не удалось. Строительство-то ведется.

— Сейчас официально нигде не говорят, что это будет крематорий. Но не венки же тут будут продавать. Такая серьезная стройка. Конечно же, не для нас это делают. Наверное, для Биробиджана, всей ЕАО, а, может быть, еще и для Хабаровска, — рассуждает Эльмира.

К слову о деньгах. По данным всероссийской системы проверки контрагентов “За честный бизнес” (18+), в прошлом году ООО “Сервисная компания “Колымская-ДВ” потратила около 107 миллионов рублей при выручке примерно в 90 миллионов, отчитавшись об убытках почти в 17 миллионов рублей за год. Год, предшествующий аренде загадочного тельманского участка, таким провальным для компании не был. Хотя, напрямую связать затраты на проведение работ и падение прибыли почти на 50 миллионов невозможно.

Жители Тельмана опасаются, что остановить стройку им не удастся, а ситуацию попросту замолчат.

— Видно же, что потрачено много денег. Возможно, разрешениями и справками они займутся потом, когда все будет уже готово, — вздыхает селянка. — Не удивлюсь, что когда достроят, нам еще и скажут: “Радуйтесь, такие рабочие места в селе появились!” А нам не надо такой работы. Жить меж горнилом и погостом мы не хотим.

Ольга Цыкарева

Новости Хабаровского края