17 февраля 2023, 7:24

Медвежий угол: В районе имени Лазо обнаружена дорога, ведущая в никуда

Прощай, гектар? Как взяли, так и забрали: почему дорога на заветную делянку заканчивается тупиком и кто кому должен строить город-сад за миллиард, просто так.

ДВ-гектарщики пятилетней давности массово получают уведомления о том, что их время истекло и своим гектарам они больше не хозяева. Впрочем, такие письма получают только те, кто хозяйствовать и не пытался. Поддался импульсу или слишком долго ждал, пока на делянке в глухом лесу построят все удобства. Кстати, в законе о гектаре так и сказано было — где будут желающие поднимать целину, там им и дорогу замостят, и свет зажгут, и кредит дадут или грант на развитие.

Именно такую выжидательную позицию занял наш читатель, вполне активный гражданин, ценитель свежего воздуха и дикой природы, который обратился в редакцию с утверждениями, что в нашей стране опять что-то не так. Мы, конечно, тоже любим указывать другим на головотяпство и казуистику от отечественных законодателей (а особенно — исполнителей!) и поехали прямо туда, в лес, окружающий село Кругликово, заполненное «гектарами» по всему периметру.

Мы не раз слышали рассказы о том, что хабаровским чиновникам на заре проекта настойчиво рекомендовали откуда-то «сверху» огектариться, желательно, семьями. И многие откликнулись. Тем более, что по-настоящему желающие гектарщики-пионеры уже и место подсказали.

От Кругликова всего полчаса на машине до центра Хабаровска. Ни вредных производств рядом, ни военных частей со злыми собаками, ни суетливого городского трафика. А в селе и магазины, и первая медпомощь, да и интернет кое-какой ловит. И запестрели на интерактивной карте номера разобранных участков, начиная сразу от федеральной трассы. Съезда с которой, правда, тогда почти не было. Сейчас съезд есть, и не один — но не более того. Тогдашние краевые власти (а дело было два губернатора назад) так обрадовались, что объявили: будет здесь целый новый населенный пункт, сплошь из гектарщиков состоящий — село Дальневосточное.

А будущие «дальневосточнинцы», между тем, ждали всю гарантированную инфраструктуру, не выезжая из города. Ну, в самом деле, не махать же топором, прорубаясь через березки к своей делянке, чтобы куковать со свечкой в спальнике и медведем в соседях, если вот, в законе написано: кто возьмет гектаров пачку, тот получит фонари, гравийку, тротуары и забор. А там и стройка веселее пойдет!

Хайвэй за обочиной

Годы шли. Гектарщики ждали. Постепенно зарождалась жизнь и возле Кругликово. Год назад федеральный закон добрался до одного из густо занятых «гектарами» участков. Отсыпали отличную, крепкую дорогу параллельно федеральной трассе. Тротуары отделили — к дороге бордюрным камнем, к лесу — крепким металлическим ограждением, высоким, без всяких прорех! Площадь поделили на три перпендикулярных улицы — с такой же гравийкой, тротуарами и заборами. Прямо на мелком камне нарисовали соответствующую разметку, воткнули знаки пешеходного перехода и «Уступи дорогу». На равном расстоянии — стройные мачты электрических фонарей. Красивые получились улицы — каждая длится по несколько сотен метров и уходит… в лес. То есть, заканчивается насыпь прям в заросли саранок, деревьев и кустов.

В общем, деньги — по тем ценам 30 млн руб./км, всего 9 километров — освоили достойно, по нормативам. Но гектарщики туда не пришли. А теперь и не придут — пять лет бесплатного владения участками закончились автоматически, когда надо было (за полгода до конца пятилетки) привести хоть какие-то доказательства, что ты свой гектар не только на интерактивной карте видел, но и хоть что-то на нем наделал.

— Я часто езжу в те места на охоту. Хотел построить дом, баню, чтобы отдыхать с друзьями-охотниками. А может, и переселиться к пенсии. И соседи мои, насколько знаю, тоже бы там построились. Только теперь мы туда пробраться не можем, на свои гектары, через железный забор по всему периметру. Где съезды к участкам? Я обратился в районную администрацию с этим вопросом и получил ответ, что дорога передана муниципалам, к ним и надо теперь обращаться. А что они могут, нищее село? Ну и не стал.  А теперь получил письмо, что я больше не гектарщик. Вот все у нас так. Деньги вбухали, а толку нет, — негодует наш читатель.

Почему у нас так, мы решили выяснить у самого главного по гектарам в Хабаровском крае — начальника отдела по работе с уполномоченными органами по проекту ДВ-гектара Андрея Примака.

— В законе о дальневосточном гектаре предусмотрено, что земельный участок в безвозмездное пользование предоставляется на пять лет. В этом же законе есть основания для прекращения безвозмездного пользования, одно из них — если гражданином в течение полугода до конца этого срока не подано заявление о предоставлении этого участка в собственность или аренду и уведомление о том, что гражданин хоть что-то сделал на этом участке. Есть четыре варианта: если там есть объект недвижимости, вложено не менее 30 тысяч рублей или получен доход на ту же сумму, а также иные разрешенные виды использования, которые подробно расписаны Росреестром. Причем, не требуется никаких подтверждающих документов кроме уведомления в свободной форме. Поэтому «жалобщикам» отвечаю: это не у них забрали участок, а они не захотели взять его в собственность или аренду. Тогда договор считается прекращенным автоматически, — объясняет Андрей Примак.

Он перечисляет тех, кто не стал ждать милостей от министерств, а сам прорыл себе канаву в собственное светлое будущее. К примеру, самый, пожалуй, известный в крае гектарщик Михаил Утробин, основавший молочную ферму возле того же Кругликово, по соседству с облагороженной теперь территорией. Тогда он с нуля самостоятельно обустраивал свои пять (на всю семью) га, пока через несколько лет туда не пришли рабочие со СНИПами и не переделали водосток и въезд на участок уже по уму. На днях Михаил отметил пятилетку своей молочно-животноводческой эпопеи.

Было ли ему просто? О, нет. В первый же год подрядчики украли огромные для молодой семьи деньги на строительство дома, потом к гектару вплотную придвигались лесные пожары, работники коровника впадали в запои и воровали оборудование, спалили сторожку с ценным имуществом, — проще перечислить, каких неприятностей у начинающего фермера не было… Но он каждый раз решал вопросы, или привлекая существующие инструменты господдержки, или… Гораздо чаще — самостоятельно.  А теперь — поставки в несколько магазинов, ассортимент шире, чем на иных заводах, даже беженцам помогает, и планов — громадье. Бесконечное.

Два конца

Так и Примак утверждает: кто хочет, тот делает. Человек сам выбирает участок, никто его не вынуждает. Надо смотреть, что там есть и зачем берешь глушь, если хочешь хайвэй. При этом Хабаровский край один из немногих, кто обеспечивает на гектарах инфраструктуру. Пока только три территории. Ну так и возможности у края известно какие, тем более на такое.

В широко распиаренном позапрошлой краевой верхушкой Дальневосточном, по которому сейчас идут уведомления о прекращении действия пятилетнего договора, вообще пока только выросли две трансформаторные подстанции и отсыпан подъезд с трассы. А дальше… По словам Примака, в этом году в краевом минимущества подсчитали стоимость дорожных работ — один миллиард рублей! Направили запрос о дофинансировании в Москву. Ответа пока нет. Учитывая актуальные события, стоит ли ждать в ближайшее время миллиарда на дорогу в глухой тайге, от которой уже автоматически отлучены ее «хозяева», которые той тайги, вероятно, и в глаза не видели?

— Зачем вообще строить полноценные дороги там, где никто ничего не делает и даже после завершения стройки уже не будет? — спросили мы у Андрея Примака.

— Мы строим в первую очередь там, где есть крупная агломерация, большое количество участков. А там, где не ступала нога человека — это не первоочередное. Там, где была жизнь, участки активно осваивались, при строительстве дороги сразу были предусмотрены съезды. А там, где жизни не было, через каждые три метра съезды делать нельзя, это тоже нормативы. Кто хочет осваивать — понимая, что он хозяин, сам себе делает съезд, как при любом индивидуальном жилищном строительстве. Чем гектарщик лучше человека, который купил землю за деньги и ее обустраивает? — вопрошает Андрей Примак.

Что же касается территории возле Кругликово, то, по его мнению, тут срабатывает эффект палки о двух концах. С одной стороны, где зарождается жизнь силами гектарщика, туда государство приходит помогать — как в бездорожье на месте бывшего пионерлагеря у села Свечино даже джипы проехать не могли, а теперь усилиями гектарщиков и ответившего взаимностью государства растут свежепосаженные кедры. С другой, может, на хорошую дорогу под Кругликово придут такие гектарщики, которые вместо жалоб и несбыточных ожиданий дотянут имеющуюся инфраструктуру до своих потребностей.

Дайте даром!

Действительно, странно получается. Мы живем в стране, народ которой массово лишался при любом строе. Шиковала сначала малочисленная верхушка бояр, потом партийных бонз, затем младоолигархов, а теперь и их «преемников» ряды стремительно редеют. Так откуда эта вера, что тебе не просто прежде никому даже для хранения не нужный кусок земли дадут, а еще построят на нем город-сад? В бывшем министерстве ДВ-гектара, теперь сжавшемся до отдела при минимущества, с первых лет существования проекта как мантру повторяют: «бесплатное право пользования землей это уже мера поддержки». Негодуют, по наблюдению Примака, только хабаровчане, которым в этот гектар самостоятельно вкладываться не хочется — их из 11,5 тыс.  заявок примерно три тысячи человек, и те стремительно выбывают из рядов. А в районах оформляют землю под уже существующие незаконно или желанные гаражи, огороды или новые бизнесы, которым проще не платить аренду первые пять лет, пока не раскрутятся. И не ждут даров даром.

Ну и, если хочется все-таки получить что-то сверху положенного, надо как минимум попросить у того, кто если сам не даст, то хотя бы передаст тому, кто мог бы. А не ждать пять лет пока в небесной канцелярии сами тебе лотерейный билет купят, сотрут защитный слой и подкрутят правильные цифры в тираже под недовольные матерки одаряемого. Даже Вселенная работает по запросу, что уж говорить о муниципальных клерках…

А про «перегибы на местах» — ну разве это еще для кого-то новость? Тем более, для функционеров бюрократической гидры, оккупировавших ту самую территорию. Некоторым достаточно в зеркало посмотреть, чтобы понять, что их ждет. А другие — мечут сотни миллионов по гектарам. В итоге, кому надо — обустраиваются сами и получают господдержку через все доступные механизмы. А кому не очень и хотелось — молча аннулируются от дорогой, но недостаточно на все готовой инфраструктуры.

Наш читатель было начал свою борьбу — еще в 2020 году написал по электронной почте в администрацию района им. Лазо, мол, сделайте съезд к участку, а то ни пешим, ни конным через ваш священный забор не проникнуть. И в сентябре 2021-го получил ответ за подписью тогдашнего главы, где подробно описывается только что сданная дорога и далее следует:

«На объект получено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, выданного комитетом государственного строительного надзора правительства Хабаровского края в декабре 2020 года и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию объекта. Кроме этого, при Вашем личном обращении в администрацию муниципального района в 2020 году по вопросу устройства съезда к земельному участку, Вам было рекомендовано обратиться письменно на имя главы района с данным вопросом. Однако заявление от Вас не поступило. В настоящее время построенная дорога передана на баланс Кругликовского сельского поселения. С целью устройства съезда к Вашему земельному участку Вам необходимо обратиться в администрацию Кругликовского сельского поселения за получением технических условий на устройство съезда».

Дочитали? Нет? И то верно. Мы, пока перепечатывали, чуть пальцы не переломали, и до сих пор глаза в фокус собираем. Что сказать-то хотели? Что съезд стройте сами, но сначала у нас разрешения спросите? А как же молочные реки, кисельные берега и карета с тыквой на десерт? Читатель наш, в итоге, не стал более никуда обращаться.

Только в редакцию — еще почти через год, когда получил уведомление, что он больше не гектарщик и таковым не будет никогда — воспользоваться этим инструментом можно лишь один раз, за исключением случаев успешного успеха, потребовавших дополнительных площадей на развитие. Не построить ему домик на гектаре. Правда, за то же время ожидания (внезапно!) милостей от многострадального краевого бюджета (особенно, при той еще власти), он купил участок в пригороде и построил там, что хотел, по рыночным расценкам. Но это уже другая история…

Все-таки отличную идею высказал тогда полпред Юрий Трутнев. Бери землю даром и хочешь — сей, а хочешь — строй. А не хочешь — не бери. Мы бы еще от себя поправку к закону о гектаре добавили: и не ной.

Елена Романова. Фото автора