Как превратить Дальний Восток в «одноэтажную Россию»?

Японский инвестор. Модуль Юнга. Приток населения на Дальний Восток. Льготная ипотека. Дальневосточный гектар. Рабочий поселок. Высокотехнологичные деревянные дома. Многодетные семьи. Дом дальневосточника. Строительный кластер. Что объединяет эти на первый взгляд несвязанные друг с другом куски мозаики? Генеральный директор УК «РФП Групп» Константин Лашкевич на моих глазах складывает паззл, где тесно переплетается экономика, менталитет и экология.

Японский инвестор. Модуль Юнга. Приток населения на Дальний Восток. Льготная ипотека. Дальневосточный гектар. Рабочий поселок. Высокотехнологичные деревянные дома. Многодетные семьи. Дом дальневосточника. Строительный кластер.

Что объединяет эти на первый взгляд несвязанные друг с другом куски мозаики? Генеральный директор УК «РФП Групп» Константин Лашкевич на моих глазах складывает паззл, где тесно переплетается экономика, менталитет и экология.

Можете представить себе, что вы приходите в гипермаркет и покупаете дом? Нереально? Но все же представьте — вы пришли, и вежливый менеджер сперва предлагают земельные участки на выбор, потом один из множества типовых проектов домов «под ключ» и с мебелью, потом варианты отделки от эконома до бизнеса, потом в зависимости от ваших финансовых возможностей единовременного и ежемесячного платежа вам предлагают вариант ипотеки под 1% или 2% или льготный кредит, а также льготные программы по компенсации части затрат на новый дом, если вы подпадаете под таковые. И на финише четкие сроки вашего новоселья. Просто ставите подпись, досылаете документы в течение пары недель и в течение года заезжаете в новый дом.

Без забега по поиску земельных участков между халуп, дворцов и чистого поля. Без жутких процедур одобрения кредитов и грабительских ежемесячных платежей. Без похождений по чиновникам по оформлению участка, разрешений на строительство. Без уговоров монополистов подключить вас к сетям за разумные деньги. Без риска просчитаться и не угадать со сметой. Без головной боли о проекте дома, благоустройстве, строителях, стройматериалах и т.д. Просто приезжаете в дом и там все, как в договоре и проекте, за разумные деньги, сопоставимые со стоимостью аренды жилья такого класса. 

Для нас сейчас это пока нереально. Однако так работает японский производитель домов «Iida Group» в Японии. Появление такого инвестора в лесном бизнесе Хабаровского края поможет стать региону не только лидером глубокой переработки древесины, но и заложить фундамент массового малоэтажного строительства на Дальнем востоке. Создать новый уровень сервиса для жизни в регионе.

 — Более пяти лет назад произошло важное событие – мы начали сотрудничество с самой крупной в Японии компании по строительству деревянных домов «Iida Group», — рассказывает Лашкевич. – Уже тогда родилась идея о партнерстве, которая сегодня превращается в вертикальную интеграцию дальневосточного лидера лесной индустрии с международным лидером деревянного домостроения. В основе создания идеального пазла легла идея, при которой наша лесопродукция могла стать частью массового производства деревянных домов, принести максимальную пользу лесной экономике края и всем дальневосточникам.

Генеральный директор УК «РФП Групп» Константин Лашкевич

 — Нужен ли Хабаровску строительный кластер?

— Производство современных высокотехнологичных деревянных домов невозможно без изделий из инженерной древесины. Особенность физико-механических качеств дальневосточной ели аянской и лиственницы даурской – это высокий модуль упругости. А это дефицитный и самый ключевой параметр качества древесины для создания ответственных инженерных элементов современного высокотехнологичного каркасно-щитового домостроения. Холдинг «РФП Групп» занимается глубокой переработкой леса и экспортом таких продуктов, как шпон, пиломатериалы и топливные гранулы.

Из шпона и пиломатериалов при наличии устойчивого массового спроса можно создавать элементы ответственных конструкций каркаса дома и строить теплые, экологичные, огнестойкие и по-настоящему «живые» дома, востребованные во всем мире и, конечно же, на Дальнем Востоке.

Возможно, это и есть те самые «дома дальневосточника», массовый выпуск которых поставил в приоритет на ближайшие пять лет губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.

Производство таких домов дело непростое. Необходимы не только элементы из древесины, но и множество других строительных материалов, элементы благоустройства, дороги, коммуникации, социальная инфраструктура, рабочие руки, профессиональные строители, дешевая ипотека, финансирование стройки и, конечно же, платежеспособный спрос. Для этого нужны большие инвестиции, компетенции, помощь государства и время. Это и есть строительный кластер Дальнего Востока, инициатива создания которого исходит от Президента РФ Владимира Путина. Реализовав такой кластер в Хабаровском крае, можно с успехом строить «одноэтажную Россию» на Дальнем Востоке.

Когда все получится, то отток населения с Дальнего Востока может не только сократиться, но регион может стать притягательным для переезда. Где помимо высокооплачиваемой работы есть все условия и для комфортной жизни. И начинается она всегда с жилья. Ситуация с жильем – это один из самых «разочаровывающих» в макрорегионе факторов. Дело здесь не только в ценах. Люди, приезжающие работать в районы на крупные предприятия из других регионов России, являются, по сути, временщиками, не видя того уровня жизни для своих семей, который есть в центральной России и юге. Климат холоднее, инфраструктура развита плохо, цены высокие. Все это можно преодолеть только опережающим развитием комфорта для живущих и приезжающих на заработки.

Таким может быть «дом дальневосточника»

 — Какие условия нужны для появления массового предложения малоэтажных и комфортных домов?

 — Чтобы проект «Дом дальневосточника» стал реальностью, необходимо, чтобы в регионе были реализованы достаточно понятные условия.

Первое, это возможность получить ипотечный кредит любому жителю, а, может, быть и любому россиянину под 1-2% годовых. И не должно быть таких ограничений по возрасту и размеру. Мне, например, 44 года, и я хочу дом за 20 млн. руб., у меня 5 детей, а это по текущим условиям предоставления дальневосточной ипотеки невозможно, даже если я способен обслуживать такую ипотеку. И выдавать ее надо только на новый жил фонд, чтобы это не влияло на цены вторичного жилья. Ведь люди, получив доступ к дешевой ипотеке, массово пошли покупать жилье. Естественно, возник рост цен. Но если бы условием однопроцентной ипотеки стала покупка квартир и домов именно в новом жилфонде, роста цен на текущий жилфонд бы не было. Возможно, выросла бы цена на новостройки, но рост цен на такие дома приводит к тому, что начинает строиться больше новых домов. При ЛЮБОМ раскладе вброс денег в экономику сперва сопровождается коррекцией цен вверх из-за отложенного спроса на дешевые деньги и жилье. Надо просто потерпеть, когда эти дешевые деньги начнут создавать предложение, а не только спрос. Экономический рост начинается тогда, когда в экономике долго работают дешевые деньги. Инфляция при этом — неизбежный период, необходимый для нового равновесия спроса и предложения.

Второе. Земельные участки и инфраструктура для таких домов должна быть обеспечена государством. Кому нужен дом на отшибе без нормальных условий? Оптимальным по инфраструктуре будет создавать поселки нового типа. С подключениями света, газа, воды, дорогами, ограждениями, освещением, благоустройством. С социальной инфраструктурой, детским садом, спортивным залом и площадками, клубом, пунктом медицинского обслуживания, магазинами продуктов и товаров первой необходимости, школой (или специальным автобусом, который бы возил детей в школу). И для этого нужны типовые проекты и стандартизация.

Третье, необходимо создать конкуренцию строительным материалам, завозимых на Дальний Восток, в виде строительного кластера из множества профильных предприятий.  Это касается и стимулирования конкуренции внутри региона. Даже для деревянных домов нужен также и металл, утеплители, оконные профили, кровельные материалы, стекло, цемент, щебень, песок, асфальт, отделочные материалы для наружной и внутренней отделки. Что из этого есть в избытке в регионе?

Четвертое, на период строительства новых домов застройщик должен иметь дешевое и доступное финансирование. И предоставлять уже жителям жилье «под ключ». Сегодня ставки по коммерческим кредитам уже выше 10%, это ведет к росту жилья минимум на те же 10%.

Пятое, не должно быть ограничений на стоимость квадратного метра. Спрос сам проголосует за цену, а с развитием масштабов застроек и конкуренции, подстегнутыми такой политикой, цены сами найдут равновесие. Главное — дать равный доступ всем квалифицированным застройщикам и возможность потребителю выбирать тот или иной проект дома на свой вкус и цену. Да, проекты должны быть утверждены, застройщики аттестованы, но не зажаты в рамки. Как и жители Дальнего Востока.

Уверен, этих пять условий достаточно, чтобы Дальний Восток через десятилетие стал лидером по заселению территорий. И, кстати, есть исследования, что в собственных домах, родители чаще решаются на рождение трех и более детей. Это тоже очень важный фактор естественного прироста населения.

Еще один вариант «дома дальневосточника»

 — С чего начнется «дом дальневосточника»?

 — Удержание и привлечение квалифицированного персонала одна из сложнейших задач, которую предприятия Дальнего Востока решают каждый день. Рабочий поселок, состоящий из «домов дальневосточника» — вот с чего можно начать. Всем выгодно, государству в первую очередь, так как это ярко выраженная концентрация лучших налогоплательщиков. Государственные инвестиции окупятся в долгосрочной перспективе, ведь это не только налоги с доходов, но и огромные налоги с предприятий, которые будут развиваться и создаваться. Тем более никто не знает более дешевого средства сокращения оттока населения с Дальнего Востока.

В рамках коллективной работы инициативной группы мы пришли к выводу, что первым этапом создания «дома дальневосточника» в качестве пилотного проекта целесообразно запустить строительство «рабочих поселков».

На Дальнем Востоке населенные пункты рождались вокруг созданных или развивающихся предприятий. Идея такова: предприятие подает заявку на строительство, например, ста домов с перспективой расширения до двухсот домов. Указывает, на каком участке будет поселок. Потом с государством подписывается договор. Далее государство по концессии либо самостоятельно приводит участок в надлежащий вид для застройки. Затем государство строит инфраструктуру.

Построив один-два таких поселка и заселив их, мы получим отзывы и опыт. Будет понимание, во сколько это все обходится. Собрав все инструменты стимулирования этого проекта, можно разослать их на все предприятия Дальнего Востока с предложением сделать заявку на строительство рабочего поселка. Да все предприятия сделают заявки! Особенно испытывающие отток персонала.

Раньше предприятия строили свое ведомственное жилье. Сейчас этим никто не занимается. По сути, проект «рабочий поселок» — это программа замещения строительства ведомственного жилья. К тому же предприятие может взять на себя частичное финансирование ипотеки для своих сотрудников.

Другие предприятия, которые занимаются лесом, но которые выпускают разную продукцию (кто-то двери, кто-то отделочные материалы и т.д.) тоже надо объединять в рамках строительного кластера. Все это приведет к синергетическому эффекту. И эту синергию может организовать только государство.

Что касается всей этой идеи с «домом дальневосточника», то самым важным является решить вопрос резервирования финансирования в бюджете и финансовых институтах. Денег требует все: это и потека под минимальный процент, строительство инфраструктуры, организация строительного кластера для предприятий производителей строительных материалов. А пробить такие резервы требует недюжинной политической воли. Михаил Дегтярев, справившись с данной задачей, безусловно, встанет вровень с самыми выдающимися политическими деятелями современной России.

Игорь Кабанов

Фото из открытых источников

Новости Хабаровского края