Дурмин: золото против тигров

В сердце ареала обитания амурских тигров тихо, но неустанно продолжается разработка на золотом месторождении. Центр «Амурский тигр» регулярно информирует своих подписчиков о ситуации возле поселка Дурмин в районе им. Лазо, которая не первый год разворачивается на глазах у местных жителей вопреки международным экологическим соглашениям и здоровому отношению к хрупкому миру дикой природы. На днях Центр

В сердце ареала обитания амурских тигров тихо, но неустанно продолжается разработка на золотом месторождении.

Центр «Амурский тигр» регулярно информирует своих подписчиков о ситуации возле поселка Дурмин в районе им. Лазо, которая не первый год разворачивается на глазах у местных жителей вопреки международным экологическим соглашениям и здоровому отношению к хрупкому миру дикой природы.

На днях Центр опубликовал видео с одной из фотоловушек на территории Дурминского лесоохотничьего хозяйства. На кадрах видно, как у одного дерева собрались сразу три тигра. Однако не исключено, что вскорости эти цари тайги, которые являются всемирной ценностью, особо охраняемой формально на высшем уровне, покинут родные места, причем не по своей воле. А может быть, и пострадают физически, вплоть до самого крайнего варианта.

И это — за скромные прогнозируемые 8,6 тонны золота, открытые в этих местах. К слову, всего за год в Хабаровском крае добывается около 24 тонн. Так что эти цифры весьма скромны, и можно было бы рыть и мыть в другом, менее уязвимом для амурского тигра и других животных, обеспечивающих его выживание, месте. Примечательно, что прибыль от продажи металла уйдет, по информации из открытых источников, к бенефициару американского происхождения.

Тяжелая техника начала разрушать дороги и мосты в бассейне реки Дурмин летом 2020 года. Золотодобыча — мероприятие довольно шумное, продолжительное по времени и масштабное по территории. Дикие животные смирились с небольшими поселками по соседству с их тропами. Амурские тигры уживаются с дурминцами мирно. Но открытые карьеры, вахтовые городки, массовая вырубка леса, прокладка дорог, установка ЛЭП, взрывы вряд ли удержат поблизости далеко не робких, но и не настолько привычных к индустриализации, как кошки-горожане, тигров, а также их источники питания — кабанов и других животных помельче.

Месторождение было исследовано давно. Первыми копать вглубь попытались российские инвесторы силами Дальневосточной горнорудной компании более 5 лет назад. Получили лицензию, но к разработке не приступили из-за отказа финансирования. Тогда причиной стал комплексный анализ сложившейся природной и хозяйственной обстановки в районе месторождения. И вот — внезапно! — дурминское золото дождалось своих новых добытчиков.

— Согласно сплошному учету амурского тигра, около 80 процентов ареала редкого хищника приходится на охотничьи хозяйства, такие как Дурминское. Здесь тиграм всегда хватало кормовой базы, и они вполне комфортно сосуществовали с охотниками. Это результат регулярных лесохозяйственных и биотехнических мероприятий: посадки саженцев кедра корейского; устройство кормовых площадок и искусственных солонцов для копытных животных; изготовление пожарных водоёмов, на которых учитывается перспектива водопоя животных; организация зон покоя, где охота закрыта в течение многих лет, — сообщается на сайте центра «Амурский тигр».

Группировка в Дурминском в последние годы стабильно насчитывает до 15 особей, или почти три процента от всей популяции амурского тигра в России. А в 2016 году, когда сразу у четырёх тигриц одновременно появились тигрята, здесь насчитали 22 хищника. Это самая большая группа тигров за пределами охраняемых территорий в Хабаровском крае. Более того, помимо тигров-резидентов на территорию хозяйства иногда наведываются тигры-пришельцы с прилегающих и отдаленных угодий, следующие за кочующими кабанами или в поисках свободной территории.

Исследования показывают, что большая часть гибели амурских тигров связана с деятельностью человека. А в Стратегии сохранения амурского тигра в Российской Федерации, разработанной в Минприроды, указано: амурский тигр может адаптироваться практически ко всем формам хозяйственного освоения территории при условии устойчивого природопользования, за исключением деятельности, связанной с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Директор Дурминского лесоохотничьего хозяйства Александр Баталов называет происходящее на территории не иначе, как «безумие». В то время как Россия подписывает одно за другим международные соглашения о сохранении условий для благополучной жизни хозяев тайги, в центре скопления уникальной и «благодаря» хоздеятельности человека едва не закончившейся совсем популяции уже поштучно учтенных тигров, иностранные золотокопатели собираются рыть и взрывать, сливая отходы в речку, которая является единственным источником питья для местного зверья и населения, а потом вливается в Амур, откуда пьет большая часть населения Хабаровского края.

— За четыре года у меня побывали туристы из 26 стран, и каждому я показал амурского тигра, потому что знаю все их «почтовые ящики». Это для людей незабываемые впечатления на всю жизнь. На международном экологическом туризме Хабаровский край мог бы заработать неисчислимо больше, чем налоги от американских потребителей наших недр. Мы можем прославиться на весь мир, дать рабочие места местному населению, получить средства на развитие территории. Но пока получается, за счет нашего естественного богатства, в ущерб нашим тиграм выходит, что здесь наживается только небольшая группа очень нехороших людей, — прокомментировал Александр Баталов.

Отдельного интереса заслуживает чехарда лицензий на разработку месторождения, их выдачи и отмены. Первая была отозвана по инициативе (теперь уже бывшего) Амурского природоохранного прокурора. Суд согласился с его доводами, а апелляцию от ответчика не поддержал. Теперь появилась следующая лицензия. По наблюдению Александра Баталова, экскаваторы гоняют по лесоохотхозяйству не так резво, как до вмешательства прокуратуры, но останавливаться не собираются. Пока ведется геологическая разведка. А там и до раскуроченных недр на исторической родине истинного хозяина тайги недалеко.

Подробно разбирать все перипетии противостояния мелкой в мировом масштабе инвестиции в региональный бюджет с живой природой, которую человек побеждает уже во вред самому себе с отчаянием смертника, редакция продолжит в следующих выпусках газеты.

Елена Романова

Новости Хабаровского края