Дальний Восток — будущий логистический хаб?

Перспективы развития экспорта обсудили на V Дальневосточном форуме предпринимателей Перевозка грузов из Центральной России и Беларуси в Азию может стать профильным направлением дальневосточной экономики. К такому выводу можно прийти из обсуждений, развернувшихся на V Дальневосточном форуме предпринимателей (18+). 8-9 сентября Хабаровск посетили делегации дальневосточных предпринимателей, чиновников и специалистов федерального уровня и иностранные гости. В условиях

Перспективы развития экспорта обсудили на V Дальневосточном форуме предпринимателей

Перевозка грузов из Центральной России и Беларуси в Азию может стать профильным направлением дальневосточной экономики. К такому выводу можно прийти из обсуждений, развернувшихся на V Дальневосточном форуме предпринимателей (18+).

8-9 сентября Хабаровск посетили делегации дальневосточных предпринимателей, чиновников и специалистов федерального уровня и иностранные гости. В условиях санкций Дальний Восток, похоже, стал неизменным объектом интереса всех, кто так или иначе причастен к экспорту. Но, в особенности, новому “Тройственному союзу” России, Китая и Беларуси — так назвали себя участники диалога, развернувшегося на форуме.

Глава всероссийского объединения предпринимателей “Опора России” Александр Калинин на пленарном заседании форума метко назвал нашу страну “чемпионом по санкциям”. Против России сейчас введено более 14 тысяч различных ограничений. Беларусь отстает не сильно. Пресловутый разворот на Восток для обоих государств и экономик стал практически неизбежен. Оттого статистика товарооборота, которую озвучили на встрече, может выступить маркером успеха или провала переориентации экспорта.

— В этом году товарооборот между Китаем и Россией превысит 200 миллиардов долларов. Эту цель ставили на конец 2024 года, но уже в этом году мы уверены, что достигнем ее. За первые 8 месяцев этот показатель достиг 153 миллиардов долларов, — рассказал генконсул КНР в Хабаровске Цзян Сяоян.

Как отметил представитель китайской делегации, Дальний Восток для Китая очень важен. Однако, большая часть товарооборота проходит мимо него. Так, за 2022 год товарооборот между КНР и Дальним Востоком составил всего 20 миллиардов долларов. При этом предприниматели из Поднебесной остаются главными инвесторами региона. Более всего они заинтересованы в сотрудничестве в сфере энергетики, полезных ископаемых, сельском хозяйстве и лесной промышленности.

Представитель приграничной провинции Хэйлунцзян Ма Ли добавил, что сейчас в Хабаровском крае действуют 42 инвестиционных предприятия с китайским капиталом в общей сумме на 380 миллионов долларов. Много ли это? Партнеры из Беларуси могли бы позавидовать и этим цифрам.

— 45% экономики нашей страны оказалось под санкциями. Рынки Западной Европы и Украины для нас занимали 40%. Сегодня — 5%. Переориентировать такой поток товаров, грузов — на 10.5 миллиардов долларов было очень сложно. Получилось, во многом, благодаря поддержке Российской Федерации и КНР. Китай для нас вышел на второе место в списке торговых партнеров, — озвучил статистику чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в РФ Дмитрий Крутой.

Общий товарооборот Беларуси и России, по данным спикера, составил 50 миллиардов долларов. Но, нашего региона в этой цифре практически нет — посол назвал цифру в 250 миллионов долларов и признал: “На Дальнем Востоке мы практически не присутствуем”.

При этом и белорусы, и китайцы добавили, что для расширения сотрудничества региону необходимы привлекательные проекты. В особенности, логистические. Над ними сейчас работают во многих субъектах. В том числе — Хабаровском крае.

— Мы делаем большие ставки на открытие грузопассажирского пункта на острове Большой Уссурийский. Через два года, думаю, пойдут первые фуры из России в КНР и из КНР в Россию, — озвучил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.

Также губернатор рассказал о других логистических проектах Дальнего Востока — расширении БАМа и восточного полигона РЖД, строительстве за частные средства Тихоокеанской железной дороги и строительство порта в Якутии. И это, как выяснилось, далеко не все логистические возможности.

— Мы обсуждали идею доставки грузов через Амур в порты Китая. Давайте сделаем дополнительный транспортный коридор река-море в рамках восточного полигона РЖД, — предложила генеральный директор «Российского экспортного центра» Вероника Никишина. — Также нужно развивать торговлю МСП (малое и среднее предпринимательство — прим. ред.) через каналы электронной коммерции. Сейчас остается вопрос экономически оправданной доставки. Для ряда продукции мы эту задачу с “Почтой России” решили. Но для масштабирования объемов этого недостаточно. Совместно с РЖД договорились о создании нового инструмента доставки — консолидации грузов МСП до полноценной торговой партии. Апробируем данный формат в Хабаровском крае. Это может увеличить возможности, которые у нас выстраиваются со странами Юго-Восточной Азии.

Потребуется расширение логистических возможностей и производителям, на чем настаивает заместитель генерального директора Корпорации МСП Алексей Журавлев. Он же рассказал, кому и зачем понадобится продукция дальневосточных предприятий.

—  Вектор экономического развития в последние годы активно сдвигается в сторону азиатских стран. Положительная динамика в развитии сотрудничества с рядом стран говорит о том, что те, кто не боится санкций, получают реальную прибыль от торговли с нашей страной. Это важно для огромного количества стран, — уверен заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации ФС РФ Константин Долгов.

Какой станет реализация идей нового “Тройственного союза” мы узнаем в ближайшие годы. Возможно, по Амуру в направлении Китая действительно двинутся многочисленные транспортные суда, а по трассе “Обход Хабаровска” караванами отправятся фуры. Каким будет вклад дальневосточных производителей в наполнение этих логистических цепочек — очередное неизвестное в и без того сложном уравнении. Но за белорусской колбасой на ярмарке в эту субботу хабаровчане уже выстраивались в очередь. Больше двух продуктов из дружественной страны в одни руки не давали. Чтоб не было дефицита импортной продукции, как в Советском Союзе.

Ольга Цыкарева

Новости Хабаровского края