Чем удержать на родной земле стремительно покидающих Хабаровский край его самых талантливых и перспективных жителей

Воистину животрепещущий вопрос встал на днях в краевой думе - и млад, и зрел выясняли, как, все-таки, шершавым языком канцелярии, «закрепить население» в Хабаровском крае, особенно, его лучший слой - талантливую молодежь? Председатель закдумы Ирина Зикунова возглавила брейншторм-сессию, где предстояло рассмотреть три краеугольных параметра, которые привлекают человека в территории: работа, зарплата, жилье. Но чемоданное настроение

Воистину животрепещущий вопрос встал на днях в краевой думе — и млад, и зрел выясняли, как, все-таки, шершавым языком канцелярии, «закрепить население» в Хабаровском крае, особенно, его лучший слой — талантливую молодежь?

Председатель закдумы Ирина Зикунова возглавила брейншторм-сессию, где предстояло рассмотреть три краеугольных параметра, которые привлекают человека в территории: работа, зарплата, жилье. Но чемоданное настроение у прогрессивной юности появляется гораздо раньше.

— Есть минимум две точки входа в проблему. Первая — когда после школы самые талантливые едут учиться в Москву и Санкт-Петербург и скорее всего не вернутся. Вторая — когда заканчивают бакалавриат и при выборе работы и магистратуры уезжают в столичные вузы, которые щедры на бюджетные места. Потом наступает семейно-социальная мобильность — если есть деньги у семьи, то она уезжает из края, — обозначила ситуацию Ирина Зикунова.

Участникам брейншторм-сессии предстояло выяснить, в чем несовершенство образования в крае, почему здесь не интересная для молодежи работа и что и как надо сделать лучше?

Председатель думского комитета по соцполитике Ольга Ушакова напомнила, что в крае объявлены к реализации пять флагманских проектов — больших строек, где требуются специалисты самых разных областей, а своих исполнителей для них пока не хватает. Поэтому хорошо бы начать готовить к ним уже сейчас школьников 9-11 классов. При этом в крае с каждым годом живет все меньше людей возрастом 17-30 лет, в том числе по естественной причине сниженной ранее рождаемости.

Сегодня Хабаровский край занимает последнее место по численности молодежи в ДФО. И лишь 40 процентов одиннадцатиклассников согласны остаться в крае после выпускного бала. В топе причин охоты к перемене места, высказанных самими ребятами — отсутствие возможностей для раскрытия талантов и получения хорошей профессии.

Доцент социологии Юрий Березутский признался: сколько живет в Хабаровском крае, столько и участвует в обсуждении проблемы оттока молодежи в другие регионы. Пришел к выводу: решение вопроса требует радикальных трансформаций на уровне «политики» во всех ее ипостасях. Он продемонстрировал масштабное исследование, которое еще продолжается по линии краевого министерства образования.

— За последние 30 лет население края уменьшилось на 19 процентов, молодежи — на 42 процента. В 1990 году на одного молодого человека приходилось полпенсионера, сейчас — полтора, — рассказал Юрий Березутский.

Только половина опрошенных школьников согласна продолжить образование в вузах края, остальные или не определились, или точно решили покинуть малую родину (таких примерно поровну). Из тех, кто еще на школьной скамье мылит лыжи куда подальше от родных берегов, половина «не видит перспектив», а почти 40 процентов «просто хотят уехать», попахивая иррациональностью и безнадегой в юных головах еще на старте взрослой жизни.

Интересно, что большинство (почти половина) рвущихся на запад (относительно Амура) хабаровских студентов хотят строить взрослую жизнь в российских столицах (в северной причем вдвое больше, чем в административной), 6,3 процента смотрят еще дальше, за рубежи Родины. А вот их старшие товарищи через 3-5 лет после получения диплома о высшем образовании мечтают о загранице втрое чаще, и лишь 28 процентов опрошенной элиты края — молодых, талантливых, образованных готовы жить в Хабаровске вечно.

— Таким образом 60 процентов молодежи края не планируют оставаться на Дальнем Востоке. Общие выводы: «политика» слабо ориентирована на «закрепление» молодежи, у которой нет уверенности в будущем. Необходимо изменить целеполагание, — подвел итог Юрий Березутский.

Участники брейншторм-сессии из ведущих хабаровских вузов убедительно доказывали, что местное высшее образование ничем не хуже, а зачастую лучше, чем в столичных вузах. Молодые люди стремятся не столько к уникальным знаниям, которые одинаковы для всех, сколько к красивой жизни в больших городах (и подальше от родительского контроля, видимо), неведомых перспективах, которые сами собой обрушатся на вылетевших из уютных домашних гнезд птенцов отечественного валового продукта. Между тем, в 12 вузах края (не считая военных) учатся около 40 тысяч молодых специалистов. Если бы все они остались в крае, кадровый голод был бы полностью удовлетворен.

Решение, где учиться после школы, в семьях принимают в основном матери, отметила проректор ДВГУПС Юлия Тюрина. С ними и надо работать. А современное поколение будущей элиты — сплошь «альфы», которые по своим психическим характеристикам шагнули выше существующего в крае рынка работодателей. Он к такому ритму не готов.

— Вы для них медленные, неинтересные, информационно чуждые, — рассказала Юлия Тюрина

Кстати, о работодателях. Даже самое лучшее образование однажды заканчивается и начинается работа, которая обычно определяет социальное самочувствие каждого человека в целом. Есть хорошая работа, а к ней достойная зарплата — и все остальное видится проще. Этот параметр неизменно лидирует в опросах всех возрастных градаций подросших поколений Хабаровского края как негативный. Но что происходит на самом деле?

По данным замминистра экономического развития Дмитрия Пугачева, численность трудовых ресурсов в крае медленно, но неуклонно падает. Вместе с тем, сейчас насчитывается 93 уже действующих и перспективных (на уровне идеи) инвестпроекта, которым в общем требуется почти 25 тысяч работников! Пугачев привел примеры: около 500 человек на производство стройматериалов; до 750 спецов и рабочих в горнорудное производство; нефтедобыче в Де-Кастри необходимо около 7 тысяч работников, а достраивать БАМ и его инфраструктуру — 7,5 тысяч!

При этом всего 26 действующих компаний края подали в правительство данные о том, сколько им требуется специалистов профессионального и высшего звена. Тогда как предприятий только малого бизнеса зарегистрировано несколько тысяч. Правительство идет вслепую, определяя образовательные планы, признались участники брейншторм-сессии.

В финале Ирина Зикунова предложила зафиксировать недостаточность коммуникации между властью, образованием и работодателями и обозначила вектор дальнейших действий для всех интересантов.

— Мы понимаем, что у нас должно быть стратегическое видение, должно быть воспитание регионального имиджа, должны быть перемены в молодежной программе, министерство образования и науки, региональные власти должны больше обращать внимание на высшее профессиональное образование, его продвижение, — заключила Ирина Зикунова.

Дело за малым — претворить все задачи в решения.

Елена Романова

Новости Хабаровского края