В честь знаменательного события в музее истории города Хабаровска открылась выставка «История завода «Дальдизель». Выставка неоднозначная — ее раскритиковали ветераны предприятия, для которых устроили презентацию 21 ноября — но точно «в нужном месте, в нужное время»,
В экспозиции с помощью немногочисленных артефактов и большого количества фотографий раскрываются страницы прошлого одного из старейших предприятий Приамурья – завода «Дальдизель». Возникшее в 1902 году как окружные артиллерийские мастерские «Арсенал», предприятие прошло длинный и яркий путь развития на протяжении ХХ столетия. Так что в этом году можем отметить и 20 лет со дня «кончины» когда-то гремевшего на весь Дальний Восток завода…
Производству быть!
Впрочем, чего мелочиться: завод поставлял свою продукцию по всей стране, его дизеля эксплуатировались и за рубежом. Тяжелая сельхозтехника, судовые движки… «Оборудование нашего завода работало на многих плавучих буровых платформах», — с гордостью объявили бывшие работник на встрече немногочисленных ветеранов «Дальдизеля».
Этакая номенклатура выпускаемого оборудования и в «эпоху импортозамещения» была бы востребована, не так ли? Надо было сделать не так-то и много, начать с модернизации производства, заодно озаботиться преемственностью кадров, натаскивая молодежь на реальных делах, давая им не только заработную плату, но солидный социальный пакет: жилье (которое завод строил интенсивно начиная с 40-х годов), детские садики и места отдыха детей(лагерь «Чайка», основанный в 30-х годах, — одно из первых таких мест, нынче коммерческий центр отдыха) и многое другое.
Но вместо этого каждый захотел быть «немножко господином и рантье», и в 1992 году завод стал акционерным обществом. Учредителем общества выступил комитет по Управлению государственным имуществом Хабаровского края. Я так думаю, что владелица 14 обыкновенных акций Валентина Тютюнова после ухода на пенсию за счет дивидендов могла бы позволить себе некоторые излишества? Фотокопия ее свидетельства с регистрационным номером 1144 от 26 июля 1995 года имеется в моем архиве.
Но Валентина Сергеевна не может. Как эмоционально сообщили ветераны завода, «краевая администрация тогда задарма скупила наши же акции». Чего только на поминальном дне по заводу «Дальдизель» мне ни удалось услышать/подсмотреть, всего и не упомянешь. Пока ветераны перед походом в кафе (ну не каждый же год родному заводу исполняется 120 лет) разминались воспоминаниями, я как почвенник-государственник все пытался понять…
Что же мешало в 90-е годы оставить предприятие в деле? Площади есть, цеха не протекают, инфраструктура заводская отлажена, кадры есть и даже «фазанка» профильная под боком. И тут мне со стороны подсказывают, что именно в то время, когда завод начал выпускать продукцию под маркой «акционерного общества», хабаровские экономисты (ой вэй, еще те кадры!) нашептали тогдашнему главе края Ишаеву про ненужность тяжелого труда: «Китай под боком и там все сделают». Так что к 2004 году юридически, а фактически на пару лет раньше, как рассказали мне ветераны, завод «скончался». Ибо такие площади ближе к центру и «пропадают зря». Вот только не надо мне говорить, что у «Дальдизеля» как у реального производства не было будущего.
Даешь метизы в массы!
Метизы — гайки, болты, анкеры, другой крепеж для сборочного производства. В 1977 году в новом корпусе «Дальдизеля» разместили станки, выпускающие крепеж для основной продукции завода — дизельных двигателей морских судов. Пять лет назад с коллегой Михаилом Карпачем побывали на останках завода – в большинстве своем руины и тлен. Но только не в этом цехе, которому тогдашний директор «Дальдизеля» Юрий Николаевич Егорченков в 1992 году дал добро на аренду — исполнение сторонних заказов при 100-процентном осуществлении заводской программы. И с тех пор у них поперло.
Владимир Муниц, неизменный директор компании «Метизы», пришел на метизный участок мастером, но уже через год работал начальником цеха. Спустя десять лет Владимир Леонидович создал компанию «Метизы», постепенно выкупив площади цеха с оборудованием. На старом советском оборудовании продолжили выпускать крепеж, в числе потребителей на тот момент были Спасо-Преображенский кафедральный собор, жилой комплекс «Амурские зори», торговый центр «На Пушкина». Я сравнил номенклатуру станков цеха за 1978 год и состояние оборудования на 2017-й — отличия не значительные.
Как тогда пояснил Владимир Муниц, «ведущим заказчиком метизов выступает строительная отрасль. Ангары, разные складские помещения, как быстро возводимые, так и демонтируемые, география поставок — не только Хабаровский край, но и Приморье, Сахалин, Камчатка». Так что шанс сохранить производство был, не надо мне тут ля-ля про невидимую руку рынка.
Просто желание дикого капитализма схватить здесь и сейчас убивает любую здравую идею. Так что попытка завода «Дальдизель» выжить через акционирование не удалась. Постепенно, сбрасывая социалку с баланса – детские сад, пионерский лагерь и прочее непрофильное, завод все равно умер.
Исторический момент
В реале от былого технического великолепия остался только метизный цех, этакий «заповедник соцреализма». Оборудование преимущественно советского периода, на стенах реальная агитация 70-х — 80-х годов. Мастера, стоящие за станками, ну вылитый «технический пролетариат» тех времен, у многих даже спецодежда едва ли не из старых запасов. Так было еще пять лет назад, как сейчас дела обстоят, не знаю.
В кабинете господина Муница тогда стояло заводское знамя с гербом СССР и орденом Трудового Красного Знамени, которым был отмечен «Дальдизель». Масса артефактов из когда-то заводского музея – начиная от макетов дизелей в почти натуральную величину и заканчивая изделиями ширпотреба — панно, эстампы уютно себя чувствовали в чистых и светлых коридорах ООО «Метизы».
Я ни на что не намекаю, но количество экспонатов на выставке в музее, «отражающих жизнь и деятельность завода в разные периоды своего развития – образцы выпускаемой продукции, инструменты, фотодокументы, награды и знаки отличия», как-то уступают тому, что я видел на бывшем метизном участке. Хотя меня потряс самый главный экспонат музейной экспозиции – однолемешный плуг. Как пояснил Виктор Рахуба, «им еще лет десять назад на Богдановке землю пахали, прицепляли к мотоблоку и вперед». Сто лет изделию, но оно — хоть сейчас в дело.
Так, может быть, в будущем, стоит объединить эти два «производства»? На мой взгляд, выиграют все – и музей впишет себе в деятельность новое направление, и ООО «Метизы» за счет увеличения потока как нынешних потребителей (список смотри выше), так и грядущих (школяры, студенты и прочая заинтересованная публика), увеличит свою маржинальность. Да и молодая поросль не только услышит-увидит об истории производства, но заодно сможет на деле попробовать себя в реальном деле импортозамещения. По крайней мере, мне очень хочется в это верить.
За сим, милостивые господа, откланиваюсь.
Эдуард Попов. Фото автора
Хотите знать больше о славном прошлом завода? Приходите в Хабаровский городской центр хранения документов по адресу : г. Хабаровск, ул. Уссурийская, дом 6, с 10:00 до 16:00, обед с 13:00 до 14:00, выходной — суббота, воскресенье. Сайт : https://centrhd.ru, одно окно: 8 (4212) 211-989, приемная: 8 (4212) 217-341. Спрашивайте фонд № 1210 «Открытое акционерное общество «Ордена Трудового Красного Знамени завод «Дальдизель» г. Хабаровск, где крайние даты документов: 1909–2006. В этом фонде: опись № 1 дел по личному составу (1909–2006 гг.), единиц хранения: 3601; опись № 2 личных дел (1926–1990 гг.), единиц хранения: 1060; опись № 3 невостребованных трудовых книжек (1927–2006 гг.), единиц хранения: 795.
Выставка «История завода «Дальдизель» открыта для посещения до 30 декабря 2022 года по адресу г. Хабаровск, ул. Ленина, 85, музей истории города Хабаровска. Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00; касса работает с 10:00 до 17:00. Четвертая пятница месяца — с 10:00 до 21:00, выходной — понедельник. Справки по тел.: +7 (4212) 460-958. Билеты онлайн можно приобрести на сайте музея museumkhv.ru и на сайте Культура.рф. Доступна оплата Пушкинской и простой банковской картами. Подробности на сайте музея — http://museumkhv.ru.