16 мая 2023, 10:55

Предвыборная кампания по цене самоката

Кандидаты в мэры Хабаровска отчитались о средствах, вложенных в предвыборная кампания

Лидером по вложениям в предвыборный пиар оказался действующий градоначальник, единоросс Сергей Кравчук с 2,5 млн рублей, а вот самым «экономным» партийцем стал представитель «Новых людей» Вениамин Стельмах, потративший чуть менее 25  тысяч рублей

Политологи разделились во мнении: одни считают предстоящие выборы промежуточным этапом между более масштабными губернаторской и президентской кампаниями, а значит крупные вложения рискуют себя не окупить. Другие предполагают, что на самом деле предвыборные капиталы партий существенно больше, иначе с сегодняшними расценками политтехнологов их бы ни на что не хватило. Сколько денег потратили кандидаты на рекламу перед выборами, в обзоре «Молодого дальневосточника  XXI век».

Сергей Кравчук («Единая Россия»)

Относительно скромно, судя по финансовым отчетам, ведут предвыборную кампанию претенденты на пост мэра Хабаровска. Краевой избирком опубликовал сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и их расходовании. Самыми большими объемами вложений перед оппонентами может похвастаться, как не удивительно, действующий мэр краевой столицы Сергей Кравчук, на счету которого к 18 августа числилось 2,5 млн рублей, из которых 1,9 млн уже израсходовано. На предвыборную агитацию, в том числе выпуск и распространение печатных и аудиовизуальных материалов было затрачено около 370 тысяч рублей (учтены только транзакции свыше 50 тысяч рублей – Авт.). Большая часть расходов, а именно 1,2 млн, пошли на так называемые «иные расходы», какие именно, в отчете не уточняется.

Два с половиной миллиона – много это или мало? Политический консультант Вячеслав Беляков считает, что провести крупную агитационную кампанию на эти деньги, тем более для такой партии, как «Единая Россия», почти нереально. Он предполагает, что реальный бюджет, учитывая опыт прошлых выборов 2018 года с поправкой на инфляцию, в разы больше.

— Подобный объем средств для предвыборной кампании уровня краевого центра, можно сказать, ничтожен. Двух миллионов, думаю, не хватило бы даже на зарплату людям, которые занимаются агитацией. Складывается ощущение, что средства избирательного фонда идут только на очевидные вещи, например, печатные материалы и баннеры. Сколько денег идет на раскрутку в соцсетях, посчитать точно невозможно, потому что эту статью очень сложно оформить официально, — объясняет специфику предвыборной агитации Вячеслав Беляков.

Иного взгляда придерживается политолог, кандидат исторических наук и директор экспертно-аналитического центра ДВ-Регион Евгений Чадаев. Он считает, что для кампаний муниципального уровня на Дальнем Востоке в принципе не свойственны высокие траты на агитацию. Плюс ко всему, через полгода состоятся выборы президента, к которым уже готовятся партии, и лишние издержки им сейчас ни к чему.

— Если кандидат узнаваемый, то ему не нужно тратить много денег на пиар. Сергей Кравчук уже 20 с лишним лет работает в органах власти в Хабаровске, личность и без того достаточно медийная. У действующего мэра тактика коренным образом отличается от остальных в том плане, что избиратели могут оценить его достижения визуально, глядя на то, что было им сделано за последнее время. С другой стороны, с него и больший спрос, — отмечает Евгений Чадаев.

Михаил Сидоров (СЗРП)

Следом за Сергеем Кравчуком по объему избирательного фонда идет кандидат от партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Михаил Сидоров. Он вложил в два раза меньше – 1,1 млн рублей, миллион из которых уже реализован. Здесь также львиная доля затрат скрыта под грифом «иные расходы». На предвыборную агитацию, согласно отчету, ушло 65 625 рублей.

Как отмечают эксперты, Михаил Сидоров широко известен в Хабаровске благодаря своему бэкграунду в городской думе и  имеет немалое количество сторонников, что также позволяет ему в какой-то степени экономить на условных листовках и баннерах. Вместо этого он делает ставку на событийную повестку. Кроме всего прочего, председатель реготделения СЗРП как бы подчеркивает, что он является сторонником осужденного экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, что, вероятно, должно обеспечить ему поддержку оставшегося оппозиционного электората.

Таким образом, один миллион с небольшим – вполне адекватная сумма по меркам провинциальных муниципальных выборов. Хотя Вячеслав Беляков допускает, что справедливороссы могли провести часть расходов по другой, недоступной широкому зрителю линии.

Александр Чупров (КПРФ)

Очень долго реготделение Коммунистической партии РФ не могло определиться с кандидатом, раз за разом откладывая дату его представления. И все-таки выбор был сделан в пользу Александра Чупрова, замначальника управления Россельхознадзора в Хабаровском крае. Его избирательный фонд пополнился на 615 тысяч рублей, которые, не считая 972 рублей, были потрачены в полном объеме. В отличие от оппонентов, в структуре его расходов преобладает элементы предвыборной агитации. Так, на листовки и прочие материалы было затрачено более 260 тысяч рублей. На иные расходы ушло минимум 200 тысяч.

Как считает Евгений Чадаев, у КПРФ свой, непохожий на остальные партии современной России подход, позволяющий добиваться заветных процентов, не прибегая к большим финансовым потерям. Его ключевой элемент  – славное прошлое под единым красным флагом, которое многие до сих пор мечтают вернуть. К тому же, в наше время КПСС 2.0 не раз успела попиариться на громких инициативах, идя вразрез с позицией Кремля, будь то повышение пенсионного возраста или поправки в Конституцию. Около оппозиционные настроения помогли КПРФ заручиться поддержкой уставшего от перемен электората.

— Специфика электората КПРФ в том, что им, по большому счету, неважно за кого голосовать. Люди идут не за конкретным человеком, а за партией, потому что не хотят видеть у власти кого-либо еще. И так голосуют поколениями на протяжении десятков лет, независимо от уровня избирательной кампании, — объясняет особенности электората КПРФ Евгений Чадаев.

Вениамин Стельмах («Новые люди») и другие

До выборов осталось чуть меньше трех недель, а у «Новых людей» на счету избирательного фонда кандидата Вениамина Стельмаха числится всего 24 700 рублей, и что-то нам подсказывает, этим сумма вложений может ограничиться. Что странно, учитывая большие управленческие амбиции председателя Молодежной палаты краевой думы. Уступает ему только самовыдвиженец Абдухамид Саидов с 8000 рублей на счету.

— По моему мнению, такие цифры говорят о том, что кандидат вообще ничего не делает или партия ни на что не рассчитывает. На 25 тысяч можно напечатать несколько пачек листовок – этого явно недостаточно, чтобы провести добротную избирательную кампанию, особенно в Хабаровске, — оценивает предвыборный бюджет «Новых людей» Вячеслав Беляков.

Между тем представитель «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость» Николай Сингур задекларировал 32 400 рублей на счете, а Виктор Ротарь от партии «Родина»  — 30 000 рублей.

Главное – не победа

Между тем у политконсультанта Вячеслава Белякова есть альтернативное видение ситуации вокруг кампаний кандидатов в мэры Хабаровска. Основывается оно на доминировании действующего градоначальника Сергея Кравчука в медиапространстве, с которым даже крупным партиям сложно конкурировать.

— Небольшие объемы вложений в избирательную кампанию могут быть обусловлены тем, что сами по себе выборы проходят в довольно неконкурентной среде. Нет сомнений в том, что именно Сергей Кравчук сейчас у многих на слуху. Это дает ему возможность особо не разбрасываться деньгами. Зачем, если рейтинги и так высокие? И его оппоненты не торопятся вкладываться в выборы, в которых высок риск проиграть. Причем такое положение дел характерно для многих региональных кампаний, не только хабаровской, — считает Вячеслав Беляков.

С другой стороны, в текущих выборах примут участие и кандидаты, о которых подавляющее большинство хабаровчан узнало впервые. Для них самих это, возможно, большой шаг в построении политической карьеры, а для партии – галочка в бюллетени, необходимая для того, чтобы избиратель не забывал о ее существовании.

— Как я уже говорил, с финансовой точки зрения большим игрокам будет выгоднее пропустить «электоральное» межсезонье, чтобы набрать ресурсов перед президентской кампанией. Что касается выдвинутых новичков, то им опыт участия в выборах может пригодиться при устройстве на другие должности. А партии нужно всегда оставаться в политическом поле, потому что один раз не поучаствует, два, на третий — избиратель уже может не прийти, — подытожил Евгений Чадаев.

Тарас Левин