Как избрать главу?

В районе имени Лазо большинство участников публичных слушаний поддержали конкурсную модель. За последние несколько лет здесь сменились три главы, избирательные кампании при этом оплачивались из районного бюджета. Альтернативой нестабильности стал закон Хабаровского края «О внесении изменений в статьи 1.1 и 3 закона Хабаровского края «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае». Он предоставляет

В районе имени Лазо большинство участников публичных слушаний поддержали конкурсную модель. За последние несколько лет здесь сменились три главы, избирательные кампании при этом оплачивались из районного бюджета.

Альтернативой нестабильности стал закон Хабаровского края «О внесении изменений в статьи 1.1 и 3 закона Хабаровского края «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае». Он предоставляет муниципалитетам право определять модель выбора главы: на муниципальных выборах или депутатским конкурсом по итогам конкурсных процедур.

Закон не отменяет прямые выборы, он дает возможность принимать решение с учетом особенностей территории и при обязательном обсуждении с жителями. Только вместе со своими избирателями депутаты смогут решить, как выбирать глав — после проведения публичных слушаний.

Оба варианта имеют право на существование. При этом конкурсный вариант открывает ряд преимуществ: экономит средства местных бюджетов на проведение избирательных кампаний; повышает требования к кандидатам на должность глав, поэтому главная задача конкурсной комиссии состоит в том, чтобы оценить их профессиональные качества.

При прямых выборах некоторые кандидаты раздают обещания, которые просто не могут выполнить. Заманчивые перспективы добавляют голосов, но до реальных дел глава может и не дойти просто потому, что должность хочется, а компетенций нет.

Глава Могилёвского сельского поселения муниципального района имени Лазо, председатель Совета глав муниципального района имени Лазо Ирина Белова считает, что плюсы конкурсного отбора существенно перевешивают все характеристики прямых выборов. В первую очередь потому, что модель избрания главы муниципального образования по результатам конкурса предполагает повышенные требования к кандидатам и обусловлена необходимостью профессионального управления территориями.

Главой муниципального образования может стать любой совершеннолетний гражданин при отсутствии судимости (в случае избрания на муниципальных выборах). Очевидно, этого недостаточно для гарантии успешного управления. А задача конкурсной комиссии состоит в том, чтобы оценить профессиональные качества кандидатов на основании документов об образовании, стаже руководящей работы, анализе представленной кандидатом программы развития муниципального образования, личностных и деловых качеств.

— Как глава, дважды избранная на прямых выборах и один раз в результате конкурсного отбора, могу с уверенностью сказать, что в условиях нашей действительности нередки случаи, когда кандидаты, участвующие в выборах на ту или иную должность, используя финансовый ресурс и привлекая пиар-специалистов, добиваются благосклонности населения, зачастую непрозрачным путем, — заявила Ирина Белова.

Она отмечает, что, когда выбирают главу напрямую, некоторые кандидаты могут ввести людей в заблуждение, раздавая обещания направо и налево. Как правило, они не выполняются, а освободить от должности его практически невозможно. И в конечном счете, придя к власти, такие руководители неспособны решать насущные вопросы муниципалитета и не компетентны в решении конкретных проблем, несмотря на то, что заручились поддержкой избирателей и победили на выборах.

Главный плюс прямых выборов в том, что за главу голосуют жители. Но при этом деньги на избирательную кампанию расходуют из муниципального бюджета, а явка жителей зачастую едва превышает 30-40 процентов.

В случае же реализации модели с использованием механизма избрания главы по результатам конкурса повышается гарантия профессионализма кандидата. Система конкурсного отбора включает в себя несколько этапов. Кандидатов на должность главы муниципалитета должна выбрать специальная комиссия. Её состав из расчета 50 на 50 формируют глава Хабаровского края и депутаты районного совета, то есть кандидаты проходят два фильтра.

Финансирование расходов кандидатов, связанных с проведением конкурса, осуществляется ими за счет собственных средств. Члены конкурсной комиссии тоже не получают за это специального вознаграждения.

Кроме того, при проведении выборов затраты приходится нести и самим кандидатам, они зачастую неподъемные для вполне достойных людей. Принимая участие в конкурсе по избранию главы, кандидат не нуждается в доказывании своей финансовой состоятельности избирателям, необходимо лишь доказать свое объективное преимущество среди кандидатов-конкурентов.

— Считаю гораздо более эффективным экономически целесообразный, позволяющий сохранить политическое спокойствие конкурсный отбор, который должен дать районам и поселениям достаточно сильных и подготовленных глав, — прокомментировала Ирина Белова.

Елена Романова

Новости Хабаровского края