В народном костюме все не так просто. Приметливый глаз
подметит и тайнопись вышивок, и загадку кроя
Столетиями примерялся костюм, выверялся каждый стежок. В
этом одеянии, как в песне, — и душа народа, и мечта о красивой и обязательно
счастливой доле.
О бурятском костюме, о том, какие они, бурятские женщины, рассказывает Чимита
Цыренова. Два года как эта обаятельная женщина переехала из Бурятии.
— Когда переехала, думала, что все национальное размоется,
все забудется. Но что заложено, все остается. Оно требует выхода. Хочется и
песни бурятские послушать, и на своем языке поговорить. Особенно остро стояла
проблема общения на бурятском. Сейчас стало проще, когда появилось землячество.
Бурятское землячество «Тоонто» появилось совсем недавно. Только в Хабаровске
бурят около тысячи человек, а в Хабаровском крае еще больше – учителей и
врачей, приехавших по программе переселения.
Буряты – народ кочевой, и это все отразилось на костюме. Он был удобен в первую очередь для верховой езды. Бурятский мужской зимний костюм называется дэгэл. Есть летнее одеяние. Оно называется тэрлиг.
Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.
— К халату пришивали серебряные, коралловые или золотые
пуговицы. Первую пуговицу — на вороте,
затем на плечах, под мышкой и самую нижнюю — на талии. Каждая пуговица пришивалась
не просто так, каждая имела свое тайное значение.
Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать
(хэшэг буян). Во время молитв и обрядов
расстёгивали верхнюю пуговицу на вороте, чтобы не было препятствий для благодати, нисходящей
в тело. Средние пуговицы — yнэр баянай –
были ответственны за многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние
пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка — хэшэг
буянай. Буряты верили, что от того, как застегивают пуговицы, зависит
долголетие человека.
— Мужской халат украшал особый четырехугольный
борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое
значение. Энгэр состоял из цветных полос.
Сначала шла синяя полоса. Этот цвет (хухэ унгэ) – воплощение Вечного
синего неба (Хухэ мунхэ тэнгри), одного из главных высших сил, олицетворение
неба и воды, он символизирует вечность и бесконечность и является одним из
предпочитаемых цветов в бурятской в одежде.
Вторая полоса — черного цвета. Это символ земли, величия и
могущества.
Третья полоса красная. Это символ огня, жизненной энергии. Она должна уходить до самого низа халата,
чтобы все плохое сгорало и уходило вниз.
— Получается, что
буряты — это люди, которые стоят крепко на земле, смотрят в небо и всегда
энергичны?
— Да. Мы же потомки Чингиз-хана.
Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии, известной по средневековым источникам как Баргуджин-Токум.
— Бурятский головной
убор тоже имеет свой тайный смысл. Черный край шапки тоже символизирует землю, синий цвет — небо. Например,
если это шапка мужчины из хоринских бурят, то там будет по количеству
родов 11 швов. Шапка полусферической
формы, наверху — серебряный наконечник. Это символизирует Луну. К наконечнику
привязывают 108 красных нитей. Это лучи солнца. Для бурят это сакральное число.
А теперь об обуви. Носки изогнуты для того, чтобы меньше
топтать землю, стараться ее не
подковырнуть. Буряты всегда относились к земле с уважением, потому что она
кормила, она поила.
И еще рукава. То место, где они заканчиваются, похоже на
копыта лошадей. Варежек-то раньше не было. Когда было морозно, мужчина опускал
эти «копыта» и руки не мерзли.
Каждый элемент в костюме продуман, ни одной детали нет
лишней. Мужской костюм дополняли два элемента – нож (хутага) и огниво (хэтэ). Народный
костюм был связан с кочевым образом жизни, с буддизмом.
— Ходят ли буряты в
национальных костюмах в жизни?
— В советское время наша национальная одежда была под
запретом. Но тем не менее старики одевались в народное. Конечно, все зависит от
семьи, насколько сохранены традиции. Когда мы были молодыми, мы, конечно, этого
не понимали. А сейчас все меняется.
— Так ведь красиво!
— Дети до 14-15 лет — мальчики, девочки — все ходили в
длинных рубахах. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке,
а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и,
после того как они отрастали, заплетали в две косы на висках.
В 15-16 лет девушкам надевали на голову особое украшение
«саажа». Это означало, что к ней можно свататься.
После свадьбы женщине заплетали две специальные косы. В набор одежды для женщин входила рубаха
(самса), штаны (умдэ) и халат. Женский халат, в отличие от мужского,
представлял собой юбку и кофту, сшитые на талии. Застегивался такой халат на
специальные пуговицы – «тобшо». Рукава собирались на плечах. Все замужние
бурятские женщины обязательно носили безрукавки.
В женской одежде лиф был прямой до талии, с глубокими
проймами и широкими у основания рукавами. Сами рукава были составные: широкие
основания в наплечной части стягивались в густую сборку, образующую буфы, к
локтям они сужались, и здесь же пришивали нижнюю часть рукавов, называемую
тохоног – «локоть». Её шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Рукава
заканчивались обшлагами — туруу.
Женские украшения были более сложными. Это и кольца, которые носили на каждом пальце, бывало даже в несколько рядов, и браслеты на обеих руках, и серьги, и височные кольца, и нагрудные украшения. Последние состояли из множества серебряных медальонов, которые могли быть квадратными, треугольными и круглыми. В них вкладывали молитвы, которые служили оберегом.
Безрукавка была обязательной частью одежды замужних женщин
как обычной, так и праздничной. В народе считалось, что женщина не должна
одинаково показывать волосы и спину небу. Поэтому голова женщины должна быть покрыта
шапочкой, а спина – безрукавкой.
— Какой должна быть
бурятская женщина?
— Она должна быть мудрой, немногословной. Это раз.
Во-вторых, она всегда должна себя держать в руках в любых обстоятельствах. И в
то же время женщина должна быть обаятельной и улыбчивой.
— Как вы думаете,
когда были люди более счастливы: при современном укладе или традиционном?
— Люди, в каком месте или времени ни рождаются, счастливы
по-своему. Ты же не выбираешь, когда рождаешься. Это же карма твоя. Раньше было
строго. Невесту выбирали из другого рода. Даже Чингиз-хану нашли первую жену из
другого рода. И он женился на ней.
Сегодня есть, конечно,
когда сватают, и молодые люди
обмениваются поясами, но молодого человека не принуждают взять в жены
девушку. Сегодня много свободы. Но без родительского благословения нельзя. В
любой культуре родительское благословение играет огромную роль. Есть карма
своя, а есть карма рода, карма народа.
Главное, не делать ничего плохого — ни в действиях, ни в
помыслах.
Юрий Вязанкин