Этот материал о том, как территориальное управление Росимущества, распоряжающееся различными видами собственности в Хабаровском крае и ЕАО, порой действует как слон в посудной лавке. И о том — как страдают государственные интересы и бизнес в Хабаровском крае
Планируемые потери
Российская Федерация благодаря действиям местного, хабаровского Росимущества несет репутационные потери, так считают бизнесмены, все еще пытающиеся заняться сельским хозяйством на арендованных землях. Предприниматели — в простое, бюджет государства не получает так необходимые сейчас налоги, потребители — без продукции.
В районе села Зоевка есть большой участок земли — более тысячи гектаров, земля разная, есть пахотная, а есть водоемы и болота, но дело не в этом. Болота можно осушить и начать возделывать землю. Но, судя по всему, государству, чьи интересы представляет в этом случае территориальное Росимущество, это не надо.
Огромный кусок земли является госсобственностью. Был проведен аукцион, где победила фирма «Сервис Агро» и получила в аренду от Росимущества — в их ведении находятся различные виды собственности — этот надел в тысячу гектаров.
На этом соблюдение интересов государства закончилось и началось «юридическое болото», да и земля так до сих пор не осушена и не готова к промышленному возделыванию.
Случилось многое, в том числе появился некто, пытавшийся оспорить результаты аукциона, суд даже накладывал на участок обеспечительные меры с запретом регистрации земли. И та самая фирма «Сервис Агро», взявшая в аренду участок, так и не смогла оформить окончательные бумаги, для того чтобы взяться и за мелиорацию, и за возделывание. Идет тяжба. С тем самым хабаровским подразделением Росимущества, где обязанности руководителя исполняет Любовь Пестова.
Предприниматели уже вложили в участок десятки миллионов рублей, но им так и не дали работать. Вместо этого Любовь Пестова и ее подчиненные активно пытаются, что называется, сутяжничать с аграриями. То есть, ни государству, ни людям. Странная позиция, но да бог с ними, с бюрократами, если бы они не пытались заработать денег в бюджет на окончательно документально не оформленной земле.
— Мы оказались в кабале, отказаться сейчас от земли мы не можем без суда, судимся с Росимуществом, пытаясь вступить в права арендатора, это длится уже около двух лет. Деньги в участок вложили, но у нас сейчас руки связаны. И более того, сейчас Росимущество пытается получить с нас арендную плату, якобы мы обязаны заплатить за эти гектары. Нам создают лишь препятствия, хотят лишь деньги с нас получать, несмотря на то, что у нас весь бизнес колом. Нас разоряют, — рассказала представитель «Сервис Агро».
С фирмы «Сервис Агро», застрявшей на земле в районе Зоевки, Росимущество сейчас требует арендную плату в размере около 4 млн рублей. Бизнесмены, надо сказать, дико удивлены, мол, как же так, мы толком и не смогли взяться за возделывание из-за бумажной волокиты с Росимуществом, а с нас уже требуют.
Итак, короткий итог. Огромный участок земли, на который — что сейчас редкость — нашелся желающий сделать его плодородным, Росимущество так и не смогло грамотно отдать в аренду, чиня всякие судебные разбирательства. А бизнес теряет время, прибыль, несет убытки и не может взяться за главное — за ту самую национальную программу продовольственной безопасности.
Конечно, у чиновников работа такая. Они избавились от необходимости поддерживать огромный кусок земли в надлежащем порядке, якобы нашли арендатора и теперь пытаются зарабатывать для бюджета деньги в виде арендных платежей. Вероятно, для галочки, мол, эффективно распорядились госсобственностью.
Когда-то такое называли саботажем, но это — не наш случай. Вообще, как говорят бизнесмены, это такой особый стиль управления руководителя Росимущества Любови Пестовой. Странная, даже изощренная деятельность с сомнительной пользой. И государство несет потери. Причем не только репутационные.
Особенности национальных торгов
К сожалению, вышеописанный метод управления вверенным хозяйством не случайность, а скорее стиль, выработанный в территориальном подразделении Росимущества.
В 2020 году территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в Хабаровском крае и ЕАО решило продать судно-рефрижератор. Корабль был непригоден к эксплуатации и по оценке экспертов считался конструктивно погибшим. По сути — лом. Рефрижератор был оценен в 700 с лишним тысяч рублей. Был объявлен аукцион, где определился один победитель, некто Павел Жовнер. Он вовремя не внес деньги за приобретенное судно, дважды просил отсрочку.
По хорошему и по закону Любовь Пестова должна была инициировать повторные торги, снизив цену лота на треть. Это делается для привлечения потенциальных покупателей, то есть для создания конкуренции. А задаток от Жовнера Росимущество должно было обратить в бюджет.
Однако закон был обойден, новых торгов не объявили. А Жовнер продал поношенный корабль третьему лицу. И время он, возможно, оттого что искал нового покупателя. Отличная схема, и голова ни у кого не болит.
Получается, государевы люди вполне могут вольно трактовать закон. Ну и, учитывая ситуацию с землей в Зоевке – по-своему интерпретировать интересы государства. Или так происходит оттого, что столичное руководство вряд ли обратит внимание на частные инициативы местных руководителей?
Степан Шишкин