С 9 августа Япония вводит жесткие ограничения за экспорт своих авто
Автомобильный рынок Дальнего Востока ждет, возможно, самое большое потрясение со времен повышения ввозных пошлин в нулевых. С 9 августа Япония вводит запрет на экспорт в Россию гибридных и электрических автомобилей, а также машин с объемом двигателя более 1,9 л. По оценкам компаний, занимающихся привозом японских авто, под ограничения попадает минимум половина востребованных среди дальневосточников моделей.
9 августа 2023 году в силу вступают новые правила ввоза подержанных автомобилей из Японии. Так, под запрет попадают машины с объемом двигателя свыше 1,9 л, а также все гибридные и электрические авто. И поскольку японские автопроизводители все больше делают упор на экологичность, автомобили с привычными ДВС на праворульном рынке стремительно исчезают. Как отмечают представители сферы автозаказа, после вступления санкций в силу российский Дальний Восток недосчитается порядка 50% привычных автомобилей.
Мечтают ли таксисты о дизельных Приусах?
— Однозначно нам придется забыть практически о всех минивэнах, потому что они либо гибридные, либо имеют объемные двигатели, не говоря уже о внедорожниках, кроссоверах и люксовых седанах. Непроходными становятся популярные у наших покупателей Приусы и прочие бюджетные легковушки с гибридными установками. Соответственно, исчезнут и полностью электрические автомобили вроде Ниссан Лиф, — объясняет директор компании «Выбор Авто» Артем Корсунов.
За те единичные модели, не попадающие под новые нормы, в условиях отсутствия альтернативы на аукционах закономерно рано или поздно начнется борьба ставок. По прогнозам эксперта, первое время конечная стоимость автомобилей может подскочить до 15%, однако в долгосрочной перспективе рынок все-таки должен успокоиться.
Японцы отгрызли руку, с которой кормились?
Тем временем директор компании «Авто-Воз» Александр Пилюгин подчеркивает, что самим японцам, в частности морским транспортным компаниям, все эти ограничения доставляют не меньше проблем. Уменьшение потока машин в Россию сулит потерю прибыли, а это значит, что не исключен сценарий, в котором транспортникам придется снижать цены на фрахт, дабы заполнить пустующие лоты на корабле. Таким образом высокая стоимость авто на аукционе частично сбалансируется подешевевшей доставкой. Но даже так, дополняет специалист, праворульные автомобили все же подорожают хоть и не на 20%, но на 5% как минимум.
Резать машины — не выход
Любой, кого посещала мысль заказать безпробежный автомобиль из Японии, хотя бы раз сталкивался с таким понятием, как «распил». Как не трудно догадаться, это способ ввоза иномарок по частям с целью снизить таможенные расходы, при котором импортируемый автомобиль в декларации будет числиться как набор деталей. К большому сожалению, таковым он станет уже непосредственно в России. Япония же рассматривает «распилы», как цельные машины, а значит, проблемы у нас начинаются уже на первом этапе — купить авто, попадающий под новые запреты, чтобы потом распилить его в порту Владивостока, нельзя. То же самое касается так называемых «конструкторов», то есть автомобилей, разобранных за границей на несколько частей.
— Для того, чтобы распилить авто, его нужно сначала купить, а брокеры попросту не принимают наши заказы на аукционах. Пока еще остается возможность приобрести машины на стоянках, но там цены значительно выше, и далеко не каждый российский гражданин сможет позволить себе даже «распил» или «конструктор», — считает Александр Пилюгин.
Шины и прочие расходники подорожают
Отсюда возникает еще одна комплексная проблема — зачастую в виде «распилов» и «конструкторов» в Россию попадали оригинальные детали для грузовых автомобилей, также известные как контрактные. Очевидно, что объемы их двигателей сильно превышают 1,9 л, из чего следует, что на Дальнем Востоке велика вероятность возникновения дефицита запчастей.
— Можно с уверенностью сказать, что подорожает все связанное с расходниками, в том числе и шины. Проблема в том, что на территории страны они перевозятся именно на грузовиках, а так как их может коснуться нехватка деталей, в цене вырастет техническое обслуживание, а за ним и стоимость логистических услуг, — предполагает Александр Пилюгин.
Станет ли Китай новой Японией?
Альтернативу (конкуренцией это назвать сложно) японскому «правому рулю» на российском Дальнем Востоке предлагают только китайские и корейские соседи. Однако с последними отношения не отличаются особой теплотой. Недавно Южная Корея также ввела санкции, по которым в Россию нельзя ввозить авто и запчасти дороже 50 тысяч долларов. Да и ассортимент доступных малолитражек у них не блещет разнообразием.
— У Японии сегмент легковых автомобилей представлен огромным множеством моделей на любой кошелек. Чтобы купить условный безпробежный Солярис в Корее, нужно около полутора миллионов рублей, в то время как авто того же класса из Японии обойдется примерно в 700 тысяч. К тому же в Корее расчет происходит в вонах или долларах, курс которых не столь выгоден по сравнению с йеной, — уточняет Артем Корсунов.
Китайские автомобили, напротив, имеют большие шансы если и не стать полноценной заменой «правому рулю», то как минимум залатать брешь в потребностях дальневосточных автолюбителей. Импортеры отмечают, что китайский автопром сейчас находится в самом расцвете и предлагает приемлемое соотношение цены и качества. Правда, почувствовать это можно только если везти авто напрямую из Поднебесной, минуя дилерские центры с их наценкой.
Как и в Японии, в КНР действуют льготные таможенные тарифы для автомобилей возрастом от трех до пяти лет. А с 2019 года министерство торговли Китая сняло запрет на вывоз подержанных автомобилей, что еще больше развязало руки российским компаниям, занимающимся привозом иномарок.
Нельзя не отметить, что в Китае и в меньшей степени в Корее помимо их собственных марок можно найти и японские машины, причем с левым рулем, что для многих является ключевым требованием к автомобилю. Таким образом, формально можно обойти санкции и купить хоть 4-литровый «Крузак», но для этого нужно быть очень ярым фанатом «правого руля» и иметь солидный банк, чтобы переплатить минимум 30% от стоимости «японки».
Дорогие соседи
Помимо прямого импорта из Японии в России существует целый ряд относительно честных способов растаможить праворульное авто любого типа и литража, например через Казахстан или Абхазию. Однако, по словам экспертов, этими каналами, как правило, выгодно пользоваться западным регионам. В теории жителям Дальнего Востока ничего не мешает прибегнуть к одной из этих схем, но, опять же, придется серьезно разориться на дорогостоящую логистику.
Утильсбор — последний гвоздь?
В контексте всеобщего подорожания автомобилей в том числе японских стоит отметить еще один фактор, так или иначе ему способствующий — это увеличение утилизационного сбора на ввозимые иномарки. В Минпромторге это решение традиционно мотивируют стремлением поддержать отечественного автопроизводителя, так как налоги якобы пойдут на финансирование льготных программ на покупку российских машин. Но как это часто бывает, возросшие издержки импортеры будут компенсировать за счет покупателя, поднимая конечную стоимость.
Для дальневосточников эта реформа будет особенно ощутимой: сеть дилерских центров АвтоВаза здесь практически не развита, а за оставшиеся крохи с японского стола в любом случае придется переплатить.
Важно, что размер утильсбора зависит от объема двигателя, а если преисполниться оптимизмом и вспомнить, что двигатели свыше 1,9 л нам не видать, то и рост цен должен быть не таким уж драматическим. Некоторые опасения вызывает перспектива подорожания машин из Китая, но автомпром Поднебесной следит за общемировым трендом, и объемные двигатели ставятся в очень ограниченное число моделей, которые стоят дорого и без всяких реформ.
Денис Дю