11 сентября 2020 года с помпой и шумом (самолеты заказывались для доставки особо важных персон) недалеко от рабочего поселка Ванино АО ВаниноТрансУголь открыло для промышленной эксплуатации первую очередь транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки коксующегося угля.
Как отметил губернатор Михаил Дегтярев, этот проект стал для региона якорным инвестпроектом, который развивает социально-экономическую инфраструктуру края. Терминал был построен в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программ (ФЦП) «Развитее транспортной системы России (2010-2020 годы)». За грохотом оваций, за трескучей фразой неслышно было скрежета ломающихся конструкций.
Если уж быть точным — за пару-тройку месяцев до торжественного ввода в эксплуатацию угольного терминала АО ВТУ обрушились конструкции пересыпной станция (ПС) №11 на транспортно-перегрузочном комплексе на северном берегу бухты Мучке.
Запланированное падение
В имеющемся в распоряжении редакции документе от 27 июля 2020 года сухим канцелярским языком, более напоминающими лекцию по сопромату, была изложена имеющаяся на тот момент аварийная ситуация. А как еще назвать порядок вещей, когда рухнул натяжитель — многотонная металлическая подпорка конвейерной ленты. Повезло, что авария случилась не в процессе промышленной эксплуатации объекта. Да и сама ПС№11 находится на дальнем конце терминала.
Почему рухнула металлическая опора, причем не на пиковой нагрузке в 12 миллионов тонн угля в год, а на тестовом прогоне? В своем заключении от 22 июля 2020 года специалисты АО ВТУ дают предварительный ответ: «…ввиду плохого качества (отсутствия) бетона», «отсутствует полноценный провар арматуры с верхней пластиной». И т.д. и т.п. — с фотографиями и массой специфичных терминов на полтора десятка листов. Даже у меня, человека очень далекого от строительства, от такого рода данных волосы встают дыбом по всему телу. Это же грубейшие нарушения! И на таком важном объекте, 4-го класса опасности, где трудятся сотни людей…
Как я понял, после внутреннего расследования аварии у сотрудников АО ВТУ остались сомнения. И для точной и объективной экспертизы пригасили очень компетентную организацию. К началу августа 2020 года специалист ООО «Производственное коммерческие предприятия Эталон ДВ» предоставил по результатам технического обследования ПС№11 заключение, полностью подтвердив предварительные выводы. И то, о чем предполагали специалисты АО ВТУ- «грубейшие нарушения в технологии изготовления и установки закладных деталей; отсутствие операционного контроля со стороны линейного ИТР при производстве работ; отсутствие контроля скрытых работ» стало фактом .После доклада стороннего эксперта предположения стали жуткой явью: «…выявленные деформации и повреждения …, без восстановления поврежденных элементов конструкции – безопасная эксплуатация объекта в текущем состоянии ограничена. Рекомендуется до ввода объекта в эксплуатацию восстановить поврежденные конструкции и технологическое оборудование, либо исключить из работы аварийный участок». До торжественного ввода угольного терминала в промышленную эксплуатацию оставалось менее 40 дней.
Кто как руководит
Именно так — «предаварийное состояние» можно было бы охарактеризовать готовность большинства объектов ВТУ перед самым запуском в эксплуатацию терминала « с большим инвестиционным будущим». За месяц до ввода в эксплуатацию успели заменить, укрепить, проварить, подчисть и подкрасить — все и везде?
Как и кто строил, во всех подробностях и интимных деталях мог бы рассказать бывший в то время исполнительный директор АО ВТУ Владимир Шеянов, который являлся заказчиком работ на строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки коксующегося угля. Увы, с 2021 года г-н Шеянов уже не директор.
В настоявшее время его должность занимает Евгений Григорьев. Который, в процессе продолжительной (два с половиной часа) беседы, так ничего и не поведал про этап строительства и вопросы, с которыми по этому поводу к нему обращались, назвал: «Крайне неприятными».
Понимаю, когда речь идет о том, что какие-то ушлые «дельцы» вполне могли рассовать по карманам пару миллиардов рублей, как то не по себе становится. Зато Евгений Григорьев много и со знанием дела рассказывал об экологии, в частности о борьбе с угольной пылью. Господи, да на фоне вскрывшихся, в частности при проверке ситуации на ПС№11 проблем, это предполагаемое загрязнение от угольной пыли НИЧТО!
Г-н Григорьев обстоятельно поведал о социальной ответственности компании, стараясь не называть точных цифр. Хотя и такие данные, с точностью до рубля, есть в распоряжении редакции, так что об этом расскажем — своевременно или несколько позже. В дальнейшем исполнительный директор тщательно обходил все острые углы и в конце беседы — когда пошли вопросы про «скелеты в шкафу компании» все порывался уточнить, на чью мы мельницу воду льем и откуда у нас такая информация. Грязь, если ее не зачищать, а заметать под ковер, рано или поздно вылезет на свет божий.
Так что во время беседы с Евгением Григорьевым, как тому театральному деятелю Станиславскому, время от времени хотелось восклицать: «Не верю!». Вот и в транспортной полиции не поверили. И начали в прошлом году проверку, которая, по нашей информации была свернута через пару недель — не найдя ничего противозаконного. «Все хорошо, прекрасная маркиза»? Как бы не так — в этом омуте такие черти водятся!..
Что им строить?
С заказчиком вроде бы все понятно, перейдем к исполнителям. Компания ООО «Мастер Плит Строй» (МПС), где учредитель и руководитель Орлов Сергей Владимирович активно участвовала в строительстве «под ключ» практически всех объектов приоритетного индустриального проекта. По оперативно информации, на возведение наземных объектов был заключен контракт на 2 миллиарда 540 миллионов рублей. Как мы узнали, оплата по выполненным работам прошла в соответствии подписанным актам по проектным решениям и полном объеме.
— С нуля за два года и один месяц компания построила административно-бытовой корпус, транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке коксующегося угля, приложив свой опыт и ресурсы в строительство пожарного депо, обустройство железобетонных фундаментов, монтаж металлоконструкций и металлических конструкций на объектах транспортно-перегрузочного комплекса,- с официального сайта МПС.
В реальности, после окончания строительства все оказалось не так радужно. При аварии (называем ситуацию правильно!) на ПС№11 было выявлено, что МПС изменил конструкцию по толщине и армированию перекрытий, закладных деталей — последние не имели сертификатов. Со слов работников, по счастливой случайности никто не погиб из-за отсутствия на тот момент обслуживающего персонала.
На минуточку, таких пересыпных станций, как №11, на территории угольного терминала, не одна и люди там работают. А тут пришла информация, что МПС в нарушении проекта заменила, а заказчик никак не отреагировал на не сертифицированные металлические конструкции из КНР. По документам ЭТО провели как металл, но согласно проекта, и тут очень хочется верить информации, что после аварии на ПС№11 строительному отделу АО ВТУ была дана команда изменять рабочую документацию на фактическую. Как это понимать? «Мать-мать-мать!», — привычно ответило эхо.
И кто этих остановит?
Далее пошло по нарастающей: подмена проектных решений по конструкциям, по изменению армирования и толщин бетонных конструкций; на сооружение ответственных конструкций нанимались низкоквалифицированные кадры, в том числе из республик очень средней Азии; отсутствие входного контроля на поставку материалов и элементов, приводящих в последствии к авариям и разрушениям конструкций.
Что привело, по предварительной информации, к ряду деформаций (это еще мягко сказано) на ключевых объектах АО ВТУ. В частности: основное здание станции вагоно — опрокидывателя по колонам дало просадку на от 10 до 15 сантиметров — уже на грани аварии; бетонные балки по подкрановым путям стакер-реклаймеры не соответствуют нормативным требованиям, эксплуатация идет с нарушениями.
Последние — стакер-реклаймеры служат для подачи угля со склада, представляют собой конструкцию, состоящую из моста, опирающегося на шарнирные жесткие опоры, которые установлены на ходовые тележки. При помощи ходовых тележек комбинированный стакер-реклаймер передвигается по рельсовому пути вдоль склада. В реальности — очень большая, тяжелая и внушительная конструкция размером с многоэтажный дом. По предварительной информации, только на этих двух объектах устранение «проблем» может обойтись от 200 до 270 миллионов рублей.
Я так понимаю, что и технология проводимых работ строительным контролем заказчика то же не проверялась? Этакая «забывчивость» или попустительство ответственных работников ВТУ по основным объектам терминала? По предварительным подсчетам, при создании бетонных конструкций только на изменениях на не проектную арматуру, не считая металла из Китая, МПС «сэкономил» порядка 300-350 миллионов рублей.
И на этом фоне рассказы местных работников, что часть объектов, как то — два общежития и прочие не основные сооружения на территории терминала уже в этом году будут ремонтироваться, уже не удивляют. Если ЭТИ очень сильно лукавили и не менее сильно «экономили» на основных объектах, что говорить про остальные здания и сооружения? И это только начало.
Вот тут и посмеемся?
На сцене, простите, на строительстве терминала появляется другое действующее лицо — ООО «РЦ ПТ СДМ «Компания Ремсталь» (Ремсталь). Во главе с генеральным директором Рифкатом Рашитовичем Бадрутдиновым, он же учредите. Нет, нет, к славе и деньгам комика из Камеди-клаб сей муж никакого отношения не имеет, просто фамилии созвучные. А что касается зарабатывания денег, тут Рифкат Рашитович 100 очков вперед даст Тимуру Тахировичу! Сразу оговорюсь, в деле возведения угольного терминала не рассматриваем деяния остальных двух братьев Бадрутдиновых. Там отдельный замес.
Только Рифкат Рашитович, только фирма Ремсталь! С которой заказчик и подписал пакет документов о выполнении земляных работ в соответствии с проектом. И все завертелось и пруха поперла! В частности, по проекту отсыпка железнодорожного полотна выполняется грунтом 5-6 категории -80 % скальника, 20 % твердые и песчаные (пылеватые) грунты, крупный гравий.
По факту — около 2 миллионов кубических метров отсыпано суглинком с добавлением 15-20 % скальника, по стоимости в 1,5-2 раза ниже проектно-сметной документацией. На это нарушение, похоже, закрыли глаза — проведено как выполнение по проектным решениям. И оплачено в соответствии выполнения проектных объемов. По самым примерным прикидкам только на этом «деле» может быть «потеряно» 800-850 миллионов рублей.
При таком качестве, в нашем климате идет сползание грунта, которое может привести к разрушению полотна. И это при неполной загрузке первой очереди терминала АО ВТУ. Как объявил исполнительный Евгений Григорьев, в 2021 году через терминал прошло где-то 7,5 миллионов тонн. Это сопоставимо с информацией в 7,9 миллионов тонн, которую нам предоставили специалисты из Дальневосточной железной дороги.
Такое количество угля составляет две трети от запланированных объемов в 12 миллионов тонн. «Данными о прогнозируемых объемах перевалки угля в 2022 году ДВ ЖД не располагает, так как с грузополучателем АО ВТУ долгосрочные договорные отношения, предполагающие фиксацию определенных объемов перевозок, не устанавливались», — из ответа на запрос.
Так что г-н Григорьев, может, прежде чем на железную дорогу пенять, сначала наведете порядок в собственном хозяйстве? Можем и подсказать — где, кто и как «осваивал средства». А то когда в полтора раза поднимется нагрузка на транспортную инфраструктуру терминала, боюсь , все потуги Ремстали не помогут. Это сейчас, по условиям договора и подписанным актам, «обрушение полотна» проходит как гарантийный случай и должно выполняться силами Ремсталь за свой счет. А что потом?
Дальше, глубже, больше.
«Экономией» на отсыпке железнодорожного полотна Рифкат Рашитович не ограничился. Если прокатило один раз, то почему и не повторить на другом участке? Согласно проектной документации, поставка грунта на обратную отсыпку в первую очередь тела причала должна была выполнена таким образом : 30 тысяч кубически метров скальника с коэффициентом морозостойкости 300 — при поставках с карьера стоимость 900 рублей за куб и более 250 тысяч кубов обычного скальника — при поставках с карьера стоимость 300 рублей за куб. Все в ценах 2018-2020 годов.
По предварительной информации, в тело причала засыпано смесь обычного скальника с суглинком — почвы, содержащие глину и значительное количество песка(30-40%) из отвалов при выработке грунта на строительной площадке угольного терминала АО ВТУ. На этом ушлые деятели заработали немногим менее 150 миллионов рублей.
Про то, что прямо с места строительства брался материал для отсыпки, подтвердили и местные, что были привлечены к ряду работ на этапе возведения первой очереди угольного терминала. И в беседе с Евгением Григорьевым исполнительным директорам АО ВТУ мы услышали, что ничего такого в том, что часть грунта с места возведения объектов шла на отсыпку.
Но в таком случае ведь возможен вымыв суглинков, что может привести к обрушению покрытия причала? Или это то же мелось? По самым острожным прикидкам на исправления потребуются дополнительные капиталовложения в 25-30 миллионов рублей. И это только малая часть того, что в реальности творилось на строительной площадке
Третий лишний
Согласно оперативной информации, что бы Ремсталь смогла погасить задолженность перед налоговой в сумме 40 миллионов рублей, г-н Шеянов провел оплату 120 миллионов рублей (в нарушение бюджета) на счета Ремсталь. Что не исключает и получение вознаграждения за договор и содействия, хотя это только предположения. Точную информацию даст только тщательная проверка, но это не наша епархия.
И как результат, после всего выше описанного дела у Рифката Бадрутдинова пошли в гору. Вот уже ряд лет, ни шатко — ни валко, идет строительство терминала (как сказали местные — газового) в Советской Гавани. И тут, после 2020 года, стройка резко ускорилась. Чистое совпадение, эффективный собственник, все сам – никакой магии.
А не то что ООО «Альянс-Стройиндустрия» (АСИ), где учредитель и генеральный директор Юрий Шинк. Подписанные с заказчиком договора на строительства объектов для АО ВТУ не были исполнены, АСИ покинул стройку. Наверное потому ( тут Юрию Шинк лучше знать), что денег не хватило на выполнения строительных работ, так как было большое количество «обнала и откатов»? В этом случае можно предположить размер «унесенного ветром» в 80 — 150 миллионов рублей.
И тут, мне так думается, что было многое: «закрытие глаз» со стороны ответственных лиц заказчика на подмену материалов; поставку материалов низкого качества; приемка выполненных работ не в полном объеме и далее по списку. Как результат, сейчас у АСИ проблемы — «в отношении юридического лица в деле о несостоятельности (банкротстве) введено наблюдение».
Полтора миллиарда — не вопрос
Не так давно пришла информация, что на строительство второй очереди угольного терминала АО ВТУ пропускной способностью в 12 миллионов тонна угля через Сбербанк и ВТБ было выделено как кредит (под очень щадящие проценты) свыше 30 миллиардов рублей. И опять шерсть встала дыбом — когда я представил, что на это и последующее строительство (третья очередь с пропускной способностью в 16 миллионов тонн намечена на 2027 год) придут те, кто и «возвел» основную часть сооружений первой очереди терминала АО ВТУ вблизи Ванино. Тем более, что предпосылки, как и информация, к этому есть…
По не точным подсчетам только на этапе строительства первой очереди угольного терминала АО ВТУ в бухте Мучке примерная сумма «потерь» составляет от полутора до двух с половиной МИЛЛАРДОВ рублей. И уже намечают планы по освоению сумм на строительство второй очереди в 2025 году.
На устранение нарушений и последствий, возникших в результате «пренебрежения» проектной документацией, допущенных в ходе строительства, предположительно придется выложить от полумиллиарда рублей.
И тут я не могу обойтись без допущения, что Владимир Шеянов, будучи на тот момент в должности исполнительного директора АО ВТУ, мог вступить с подрядчиками при строительстве указанного объекта в сговор на хищение денежных средств, выделенных на строительство угольного терминала. Для сокрытия данных фактов, г-н Шеянов мог давать указания своим заместителям по строительству и строительному контролю на принятие работ, фактически выполненных с нарушениями, с составлением необходимых документов (актов выполненных работ).
И нет ничего удивительного в том, что в результате вышеописанных деяний, попадающих под статью уголовного кодекса (мне тут видится 238 статья УК — как минимум) и «рвануло» летом 2020 года.
В сухом остатке — при строительстве угольного терминала АО ВТУ шло массовое нарушение требований проектной документации, при строительстве могли использоваться некачественные материалы. В последствие это может привести к обрушению построенных конструкций (причальной стенки, мачт, железнодорожного полотна, различных производственных помещений), что может повлечь гибель людей.
Или все-таки есть шанс исправить ситуацию, хотя бы при последующем строительстве? Может, стоит поступать как в сельском хозяйстве — сначала тщательно копать, а уж потом обстоятельно сажать. Причем так можно делать во всех отраслях народного хозяйства.
Андрей Дунаевский. Фото автора