Плакать или смеяться над рапортами краевого минсельхоза? Вот недавний: в 2021 году улучшены жилищные условия 12 сельских семей. То есть на огромной территории нашего края, где в сельской местности живет ТРЕТЬ его населения, аж двенадцать семей получили господдержку! Ужас как радостно.
Понятно, что утаить такой «рекорд» было бы просто подло. Торжествовать тут тоже не от чего. Но чтобы как-то замазать «достижение», дается другая цифра: а вот, дескать, с 2014 по 2021 год социальную выплату на жилье получили 204 семьи. Кто помнит арифметику, тот разделит и тоже поймет: не густо!
Зато рядом зазываловка: минсельхоз края опять предоставляет сельским жителям господдержку на улучшение жилищных условий в размере 70 процентов от расчетной стоимости жилья.
Так, может, не очень продвинутый сельский народ еще не понял, где лежит его жилищное счастье? Потому и не пишет заявления. А если их нет, то и минсельхозу комфортнее в отчетах, дескать, нет спроса.
Но согласитесь, что так лавировать — это чисто по-страусиному: спрятать голову в песок, чтобы показать задницу. Никому не надо рассказывать, в каком бедовом состоянии все наше краевое сельское жилье, в какие годы государство строило для работников АПК и социальной сферы последние новые дома. А уж какой на него спрос, и говорить нет смысла. Только спрос на него немой, беззвучный. Новое жилье селянину недоступно.
А минсельхоз соблазняет как раз доступностью получения господдержки. Дескать, условия — проще простого: постоянное проживание и работа в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание семьи нуждающейся; наличие 30 процентов собственных средств от расчетной стоимости жилья. Расчетная стоимость пляшет от норматива: для семьи, к примеру, из трех и более человек — по 18 квадратов, предельная цена квадрата в 2021 году при строительстве жилья составляла 60000 рублей, при покупке — 43500.
Вроде бы все хорошо. Но давайте разберемся. Семье, к примеру, из трех человек построить новый дом площадью 54 квадрата (18 х 3) требуется 3,24 миллиона рублей (54 х 60000). На это дело причитается 70 процентов господдержки, или 2,268 миллиона рублей. Но 972 тысячи рублей должно быть у семьи своих денег.
А теперь вопрос по существу: у кого из селян есть заначка в миллион рублей? Где его взять? При их-то даже усредненных начисленных зарплатах (если верить статистике) в тридцать тысяч рублей? А у социальных работников ведь и того меньше. При таких заработках и кредит не даст ни один банк, да и чем за него рассчитываться?
Вот такая господдержка и дразнилка одновременно. Кстати, наш минсельхоз любит козырнуть тем, что в крае для работников агропромышленной сферы существует три десятка разных видов господдержки. Да, существует. А насколько сельский народ ими пользуется? Если всмотреться в отчеты, то по многим из них сплошные нули. Да и суммы господдержки в прошлом году были существенно снижены и из краевого, и из федерального бюджетов. Но почему-то никто не говорит о пересмотре программы, по которой идет господдержка селянам, хотя она была утверждена краевым правительством еще в 2012 году.
Однако нет ли иезуитства в торжестве 12 сельских семей-новоселов на фоне грядущей радости в миллион квадратов городского жилья?
Вероника Неверова