Coca-Cola потеряла 190 млн евро из-за приостановки деятельности в России

Пока производитель популярной газировки метался между санкционной истерией и прибылью, его импортозаместили, не дожидаясь дефицита. Новость полугодия: Coca-Cola HBC потеряла 190 млн евро из-за приостановки деятельности в России, сообщается в отчетности компании. Дальше ожидается продолжение убытков - по предварительному прогнозу, более 80 млн евро до конца года. А отечественные производители вовремя поймали фишку и теперь

Пока производитель популярной газировки метался между санкционной истерией и прибылью, его импортозаместили, не дожидаясь дефицита.

Новость полугодия: Coca-Cola HBC потеряла 190 млн евро из-за приостановки деятельности в России, сообщается в отчетности компании. Дальше ожидается продолжение убытков — по предварительному прогнозу, более 80 млн евро до конца года. А отечественные производители вовремя поймали фишку и теперь гонят, каждый свою, колу по трубам аппаратов, прежде отлично справлявшихся с «Тархуном», «Байкалом», «Колокольчиком» и еще десятками зарекомендовавших себя брендов как федерального, так и регионального масштабов. Стоило ли так истерить?

На сегодня снижение объемов продаж оригинальной колы из-за истощения запасов на складах фиксируется на 17-19 процентов. В хабаровских магазинах рассказывают, что еще недавно, когда случились перебои, заказывали напиток аж из Казахстана, хотя ближайший от нас завод легендарной продукции с красной этикеткой находится в Приморье. Ниша коричневой газировки с характерным привкусом не успела опустеть, как начала заполнятся продукцией как альтернативного импорта, так и местного производства.

Прощается и не уходит

Словно бы обидевшись второй раз за год, 16 июня Coca-Cola HBC, являющаяся дистрибьютором американского производителя, объявила, что в нашей стране напитки его брендов больше не будут ни производиться, ни продаваться. Минсельхоз России при этом сообщил, что не станет вносить этот продукт в перечень товаров для параллельного импорта.

Но! После всех метаний выяснилось, что тот самый бренд уходил-уходил да не ушел. Похоже, это новое слово в российском маркетинге у западных «партнеров». Регулярно всплывать в инфополе, драматически прощаясь, пока юристы готовят документы по ребрендингу. Так от нас уходила, чтобы остаться, самая успешная в мире американская франшиза быстрого питания, которая, пококетничав несколько месяцев, в итоге открыла те же двери, но под новым названием и с тем же ассортиментом. Судя по тому, что газированный гигант всю общую историю двух брендов поставлял свою продукцию к гамбургерам, то и тут, похоже, решил не изобретать велосипед.

Тем более что «заначка» под это у компании уже в нашей стране имелась. Еще в 1995 году российский рынок начала покорять компания, выпускавшая пакетированные соки бюджетной ценовой категории под маркой «Добрый». Через десять лет уже популярное предприятие выкупила корпорация Coca-Cola, вместе с узнаваемым названием продукции. Именно ему теперь предстоит заменить уникальную, первую часть названия мирового бренда, чтобы получилась «Добрая Кола», «Добрый Оранж» вместо «фанты» и далее по списку. На днях об этом объявили вездесущие телеграм-каналы, опубликовав утекшую в сеть закрытую презентацию ребрендинга.

Шаг назад, сто вперед

Происхождение колы самого известного американского бренда уводит нас к временам Гражданской войны на звездно-полосатом континенте. Один из ее участников, пристрастившийся к морфию для облегчения боли от ранения, изобрел напиток из листьев коки и орехов колы, как заменитель наркотика. Позже он удачно продавал его как альтернативу популярному вину из тех же ингредиентов при «сухом законе».

С разницей в несколько лет другой американец, аптекарь, разливал аналогичный напиток в качестве лекарства от несварения желудка. Со временем средство для лечения стало популярным для утоления жажды — но не самым. В истории компании есть три эпизода, когда владельцы товарного знака «Пепси» пытались (безуспешно) продать его более финансово успешной «Кока-Коле». Зато жидкость с синей упаковкой стала гораздо известнее в нашем, русскоязычном пространстве, еще в 1959 году на выставке «Промышленная продукция США» в московском парке Сокольники. Тогда вице-президент США Ричард Никсон угостил им Никиту Хрущёва. Тот, хоть и был антизападником, напиток одобрил.

Вскоре, в начале 1970-х, две сверхдержавы наладили взаимовыгодное сотрудничество. Американцы меняли свою газировку на наш до сих пор самый узнаваемый за границей русский бренд — «Столичную» водку. Массовое производство советского пепси на импортном концентрате началось в 1979 на излете советской истории — на заводе, который сегодня подхватывает упавшее знамя «Кока-колы» — московском «Очаково».

Кстати, интересно, что в год, когда советский народ (правда, в основном только в Москве) начал пить заграничную колу, одновременно отечественные предприятия начали выпуск «Байкала», который по сути можно считать аналогом коричневому иностранцу. Правда, наш выпускался не на экзотических листьях и орехах, а своих, сибирских травах. Как и сегодня, у него много последователей с разными наименованиями, между которыми неуловимо чувствуется что-то общее, как в названии, так и в содержании. Даже в Комсомольске-на-Амуре разливают «Амут», в честь озера в соседнем Солнечном районе. Так теперь происходит и с колой, и чем дальше, тем разнообразнее.

Выбирай на вкус

Пока иностранный гигант игрался в монополиста, по поводу ухода которого, вероятно, ожидался, да так и не раздался скорбный вой по всей Руси, отечественные производители довольно оперативно объявили: незаменимых у нас нет. В том числе, на региональном уровне, даже в самых дальних уголках страны.

Сегодня на одной полке хабаровского ритейлера-монополиста, где отоваривается большинство жителей городов края и соседних субъектов, в одном ряду стоят кола из Николаевки (ЕАО), Лесозаводска (Приморье), Японии и Кореи. Тут же теми же стройными рядами выстроились привычные бутылки обеих импортных марок-конкурентов, известных в любом уголке мира, в том числе без калорий, со вкусом манго, вишни и другим разнообразием. А вот что изменилось заметно — их ценник, который с февраля вырос примерно вдвое. И это — первое конкурентное преимущество отечественного производителя.

Итак, один литр пока еще доступной нам Coca-Cola стоит без двух копеек 95 рублей, «Пепси» того дороже — почти 115 рублей. Приморские дистрибьюторы для разнообразия привозят нам менее внушительные объемы колозаменителей от восточных соседей. Жестяная баночка 0,25 мл китайского аналога продается за 50 рублей, 0,35 л японского — 95 рублей. А рядом – 1,4 л из Лесозаводска за 79,98 руб., и самое выгодное предложение — целых полтора литра дальневосточной колы без сахара всего за 59,98 руб. из Николаевки, что за мостом через Амур от Хабаровска. Кстати, у местных, как и у наших азиатских соседей, также представлена кола с различными вкусовыми добавками.

Небольшой тест-дегустацию мы провели среди трех представителей. Кола из Приморья оказалась самой сладкой, что неудивительно — она единственная содержит настоящий сахар, вдобавок к подсластителю аспасвит. Николаевская — наименее сладкая, но при этом характерная только для этого напитка горчинка здесь выражена ярче, чем в привычном напитке американского бренда. Настоящая Coca-Cola в данном случае послужила эталоном для сравнения дальневосточных конкурентов.

Не исключено, что в дальнейшем ассортимент хабаровских магазинов еще больше расширится, как это уже происходит в центральной части страны. Федеральные отечественные бренды один за другим сообщают о выпуске или части, или всей линейки аналогов импортных газировок. В медийном пространстве об этом заявили, например, «Очаково» и «Черноголовка». А совсем скоро, уже этой осенью, самую настоящую колу начнут разливать под Хабаровском, на заводе минеральной воды и газированных напитков в Сосновке.

Та самая. И точка

О своей «коле» на заводе подумали в самом начале американских метаний. Опыт есть — здесь еще с 2016 года, не привлекая внимания импортных производителей, выпускают мега-популярную, особенно у детей, газировку с молочным вкусом и различными ароматами. И если оригинальный корейский «Милкис» сегодня продается за неприличные для подобной продукции 240 рублей за полторашку, то сосновский, как обычный, так и со вкусом дыни, персика, клубники, ничуть не хуже оригинала, с завода отпускают ритейлерам по 60 руб./1,5 л.

Но есть один нюанс — название «Милкис» никто себе юридически не присваивал. В отличие от колы, разновидности которой теперь патентуют все, кому не лень.

— Мы хотели начать выпуск своей колы еще в июле, но при оформлении документации выяснилось, что придуманное нами название уже используют на другом предприятии. Сейчас придумали другое, но говорить его не буду, пока все не оформлено, на всякий случай, — рассказала генеральный директор ООО «Аквалюкс Трейд» Ксения Тонких.

На заводе сами себе поставили задачу: сделать «ту самую» кока-колу, чтобы невозможно было отличить. Известно, что оригинальная рецептура американского напитка с полуторавековой историей до сих пор остается тайной, но специальные добавки, имитирующие его вкус, давно выпускают десятки фирм по всему миру. Хабаровчане купили на пробу несколько ароматизаторов немецкого и российского производства, экспериментировали два месяца, выпуская пробные партии по несколько литров.

К каждому ароматизатору производитель прилагает рецептуру продукта, который можно приготовить с его использованием. Но получалось то кисло, то просто невкусно. Выиграл — и это отличная новость — отечественный производитель.

— В каждой воде ароматизатор раскрывается по-разному. Через месяц мы нашли «наш» аромат, подобрали к нему оптимальную дозировку, степень сладости. В эксперименте участвовали не только руководство и технолог, но и сотрудники нашего предприятия, финальный вариант выбирали все вместе, — вспоминает Ксения Тонких.

В итоге удалось повторить именно тот вкус, по которому напиток узнают в любой точке мира. Теперь надеются к сентябрю закончить оформление бумаг и начать массовое производство. Спрос изучат на практике, тогда и определятся с объемами. А потом пустят в ход и колу с вишней, и со вкусом бабл-гам… Стоить напиток будет в разы дешевле привозных. Так местный производитель в очередной раз доказал, что он ничем не хуже разрекламированных брендов. Осталось дождаться первой партии.

Что же пить?

Доктора рекомендую чистую воду, зеленый чай и немного красного вина. А газировку мы уж как-нибудь выберем сами — на свой вкус и кошелек. Главное, чтобы все были здоровы и, желательно, не трепали нервы ни себе, ни людям.

Все равно, очевидцы подтверждают: за границей любая кола (как и все прочие товары импортных марок, которые массово выпускаются на российских предприятиях) совсем другая, чем у нас с теми же этикетками.

Елена Романова

Новости Хабаровского края