Гость редакции — Ирина Валериевна Зикунова, председатель Законодательной думы Хабаровского края, доктор экономических наук
— В июне этого года в Гродно проходил очередной форум регионов России и Белоруссии, в котором вы участвовали. Как вы восприняли эту республику?
— Это было мое первое посещение этой республики и абсолютно, можно сказать, девственное ее восприятие. Мы приехали в гости. Мы приехали на большой форум регионов. Мы находимся сейчас в очень серьезных обстоятельствах, которые объективно влекут к себе два народа. Санкционное противостояние началось для Белоруссии раньше, для России усиленное санкционное противостояние действует сейчас. А во все тяжелые времена происходит притяжение между народами.
Я не чувствовала себя представителем другого государства. У меня внутренне никогда не было, что мы различаемся с белорусами или украинцами. Это с детства воспитанное чувство, что мы не просто славянские народы, а в принципе единый народ. У меня есть украинские корни, в семье других родственников есть белорусские. Это просто было и есть. И на форуме мы были представителями родственных братских народов.
— А самые яркие, зримые впечатления?
— Мы едем по дороге от Минска до Гродно, а с двух сторон простираются бесконечные, просто бескрайние поля с овсом, гречихой, пшеницей. Абсолютно чистые! А я знаю, что такое чистые поля — это должна быть высокая культура земледелия.
Разговариваем с водителем, и я ловлю себя на мысли, что начинаю говорить по-простецки, примерно так, как говорили в моей деревне в Черниговском районе Приморского края.
Приезжаем в Гродно. Это особенный город — дивный и потрясающе чистый! Зелень просто пышет. Плавно течет река, как белорусы ее называют — Нёман. Все красиво, тихо, спокойно — настоящая, реальная идиллия!
Поразительно, насколько у них здоровая еда. Например, приходим завтракать в отеле, а нам подают гречневую кашу с домашней котлетой и яичницу. Не надоевший шведский стол с хлопьями, а простой и вкусный завтрак.
— А самые сильные впечатления?
— Самое сильное — это, пожалуй, впечатление возвращения в Советский Союз.
— Почему так?
— В Белоруссии в экономике сохранился подход, очень похожий на управление экономикой Советского Союза. Мы неоднократно об этом говорили в разных диалогах неофициальной части форума. Это не только мое впечатление, но и других коллег из российских регионов.
Ладно, идут мероприятия, которые организованы Советом Федерации РФ: форум регионов, заседание секций, встречи, подписание соглашений — это все официоз. А вечером, как и положено, когда вас встречает гостеприимно принимающая сторона, знакомят с городом. У нас был чудесный экскурсовод, которого пригласил специально для нас руководитель крупного общереспубликанского государственного предприятия, курирующего все производящие и энергообеспечивающие сетевые мощности в республике.
— То есть вся белорусская энергетика — государственная?
— Да. И была возможность в диалоге с директором понять, как работает такое государственное предприятие. Это единое предприятие: у него и производство, и сети в одной структуре, есть региональные отделения, но центры затрат и прибыли не разведены. Еще с одним руководителем Минского отделения мы познакомились уже в день отъезда. Они занимаются газоснабжением, причем, на цифровом уровне, чтобы быстро отрабатывать все заявки, в том числе и населения, чтобы оптимизировать нагрузку на техников и т. д.
— Вы случайно не поинтересовались зарплатой?
— Напрямую такие вопросы я не могу задавать. Я спрашиваю чисто экономически, например: какая на предприятии дифференциация в оплате труда по уровням? Вообще, она подчиняется законам организации оплаты труда, которые я учила в институте народного хозяйства в дореформенное советское время — то есть применяется разница в тридцать процентов от уровня к уровню. При этом действует правило, что у руководства предприятия заработная плата не должна больше, чем в четыре раза превышать средний уровень. И у них точно также введен потолок заработной платы, чтобы не было превышения в разы или миллионных окладов.
— Правильно ли я поняла: если по предприятию средняя зарплата 40 тысяч рублей в месяц, то у директора 160 тысяч — не больше?
— Да, именно так.
— Ой, как хорошо у них! Справедливо. Разумно. Какие еще детали запомнились? Как одеты белорусы? Какие у них лица? Вы обратите внимание: на улице у хабаровчан преимущественно серые одежды, сплошь озабоченные и насупленные лица…
— Лица белорусов обычные, спокойные. Тех, с кем мы общались, я бы назвала доброжелательно-серьезными. Даже в гостинице тебя встречают не услужливо, а доброжелательно. Если говорить о белорусах, которых мы наблюдали на форуме (о спикерах, о модераторах и других), то обращает на себя внимание конкретная, практико-ориентированная квалификация.
— То есть?
— Это когда люди говорят не общими фразами, а о деле, с ориентацией на решение серьезных задач. Еще у белорусской стороны прослеживался выход на общее экономическое пространство, на общую производственную кооперацию. Например, представители академической и вузовской науки Белоруссии говорили о необходимости разработки общей экономической стратегии общего экономического пространства.
— Так и тема форума регионов была соответствующая.
— Тема форума была об интеграции регионов. Но если говорить об интеграции, то важно учитывать следующую закономерность. Интеграция между двумя государствами развивается от самых простых и до сложных форм. Все зависит от того, насколько стороны доверяют друг другу. Начинается с того, что идет попытка друг друга узнать — это разовая внешняя торговля. Дальше могут последовать долгосрочные торговые контракты — как правило, это продукты конечного потребления. Скажем, продукты питания, одежда, товары повседневного спроса. Если стороны начинают больше доверять друг другу, то переходят на следующий этап — на товары производственно-технического назначения. То есть дорогостоящие технику, машины, оборудование. А дальше начинают заниматься инжинирингом, образуют совместные предприятия, торговые представительства, вкладывают инвестиции.
— А на каком этапе сейчас интеграция России и Белоруссии?
— В России есть все пять этапов, хотя по регионам они просматриваются по-разному.
— А у Хабаровского края?
— По нашему региону инвестиционных заделов пока нет. В основном идет внешняя торговля — то есть, освоен пока первый этап интеграции. Но хочу сказать, что в марте этого года заключено двухстороннее соглашение о сотрудничестве. Первый заместитель председателя правительства края Мария Юрьевна Авилова и представители Республики Беларусь создали рабочую группу по интеграции. Уже составлен план мероприятий, ориентированный, в том числе, на закупки сельскохозяйственной техники, автобусов, грузовых машин, даже есть идея организации в Хабаровском крае центра их сервисного обслуживания. Это умный ход.
— Почему?
— Потому что торговлю продуктами и товарами повседневного спроса тяжеловато увеличивать, усиливать и укреплять. Транспортная составляющая оказывает свое влияние на цену товара. А путь инвестиционного сотрудничества, тиражирования бизнеса в меньшей степени зависит от транспортного фактора.
— На предыдущих форумах были подписаны соглашения между нашими странами на очень крупные суммы. Нынче был уже девятый форум регионов, а Хабаровский край только начинает активизироваться. Не отстаем ли мы?
— Давайте будем честны. Если речь о Нижегородской области, то она рядом с Белоруссией. И развивать там, к примеру, производственно-техническую кооперацию не сложно. Активная кооперация идет в тех регионах, которые рядом с Белоруссией. Если речь вести о Хабаровском крае, то это просто сумасшедшие расстояния и потому транспортные затраты очень большие. Кстати, на форуме была высказана такая идея: для реализации проектов союзного государства рассмотреть смягчение или льготирование транспортных тарифов железной дороги. То есть в проработку такой вопрос пошел.
— Вы хотите сказать, что все-таки грядет оптимистичное завтра?
— Оптимизм, разумеется, есть. Существует усиленное встречное движение России и Белоруссии по пути укрепления союзного государства. У нас внешний товарооборот Хабаровского края за 2021 год вырос примерно на 20 процентов. То есть идет рост, опережающий общую экономическую динамику. Рост и в торговле с Белоруссией, и в производстве отмечали практически все участники форума.
— Что хорошего в белорусской экономической системе, схожей с нашей бывшей советской?
— Александр Григорьевич Лукашенко руководит республикой с 1994 года. Почему в Республике Беларусь действуют сейчас многоотраслевые государственные предприятия тяжелой промышленности? Потому что он еще с того времени сохранил их былые заделы. И по предприятиям легкой промышленности аналогично. Ее было архи тяжело сохранить в России в условиях либерализации и наплыва китайских товаров. А в Белоруссии это огромный государственный концерн, который объединяет предприятия по производству волокон, одежды, смесовых тканей и т. д. Сохранены все важные предприятия в статусе государственных: машиностроительные и стекольные заводы, предприятия химической, пищевой, легкой промышленности и т. д. Все они находятся на хозрасчете. Имеется доля прибыли, которая направляется на инвестиции. То есть успешно функционирующее предприятие финансирует само себя. Так сохранен контроль и управление со стороны государства.
— Стало быть, белорусы не позволяют частной собственности рулить государством?
— Большое присутствие частной собственности в республике не ощущается. Оно есть, но не в ключевых, не в стратегических отраслях.
Однако не будем слишком прекраснодушными. Есть нормальное влияние прогресса. К примеру, необходимость перехода на цифровые процессы приводит к серьезным переменам в составе работающих. Объективно приходится заменять персонал, идет высвобождение людей — это тоже непростые процессы для белорусов.
— Вернемся к нашим, хабаровским, отношениям с Белоруссией. Что мы имеем?
— Встречный поток белорусских товаров в Хабаровский край в шесть раз превышает наши объемы экспорта в Республику Беларусь. И номенклатура белорусского импорта гораздо шире нашего экспорта.
— Конкретно…
— Это белорусские продукты, одежда, обувь, сельскохозяйственная техника, некоторые виды машин и оборудования, и т. д.
— А что мы экспортируем?
— Текстиль, одежду, обувь, машины и оборудование, консервированную продукцию пищевой промышленности, деревянную мебель и т. д.
— И в денежном выражении?
— Объем белорусского импорта в Хабаровский край за 2021 год составил в пределах 6 миллионов долларов.
— Так это ж копейки!
— Объем хабаровского экспорта в Белоруссию в шесть раз меньше.
— Обидно за такие цифры, но что есть, то и есть. Идет ли разговор о том, что мы можем экспортировать в Белоруссию?
— Конечно. Разговор об этом вел наш губернатор Михаил Владимирович Дегтярев на встрече с президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко в мае этого года. Речь шла о поставках нашей рыбной продукции, о возможности развивать это направление. Обсуждалась также возможность поставок из Белоруссии для нужд наших промышленных предприятий технологического оборудования, сырья, материалов и запчастей. Говорилось о расширении взаимодействия хабаровских и белорусских научно-исследовательских учреждений в области селекционного семеноводства. В IT-сфере: предлагается наше программное обеспечение предприятий и органов власти Белоруссии. Еще есть потребность сотрудничества в сфере туризма. Кроме того, наши предприятия сети «Хоту-Ас» заинтересованы в том, чтобы стать представителями самого лучшего белорусского предприятия — Брестского мясокомбината.
Кроме того, мэр Хабаровска Сергей Анатольевич Кравчук встречался с руководителями Могилевского горисполкома. Обсуждали совместные мероприятия, установили бизнес-контакты, подписали соглашение о развитии сотрудничества в сфере культуры и спорта. То есть мы, можно сказать, в начале славных дел.
— О чем говорили белорусы и россияне в своих выступлениях? Это была в основном экономика?
— На форуме было несколько секций, я участвовала в экономической. О чем говорили? О единой промышленной политике. О производственной кооперации. О необходимости специализации по регионам. Об организации товарообмена. Мне все время казалось, что речь идет о возвращении к принципам организации экономики времен Советского Союза.
— Так, может быть, и давно пора начинать возврат?
— Я думаю, что в капиталоемких стратегических отраслях такое единство промышленной политики было бы правильно, потому что это было бы получением выгоды от концентрации производства, от его специализации. То есть получение эффекта на экономии затрат, на росте производительности труда, на развитии технологической, конструкторской подготовки производства и т. д. Это все мы слышали из уст министра промышленности Республики Беларусь. Этому когда-то нас учили в институте народного хозяйства по планированию промышленности. Понимаете, да?
Представители наших министерств говорили о том, как конкретно и хорошо поддерживаются в РФ проекты импортозамещения.
Обе стороны говорили о необходимости поддержки предприятий легкой промышленности, в частности, о поставках компонентов для производства искусственных волокон. Потому что развитие производства тканей автоматически влечет развитие швейного производства — то есть идет хорошая мультипликация на развитие смежных отраслей.
Запомнилось выступление представителя Торговой палаты России, который говорил, что мы очень мало (даже вместе с Белоруссией) используем конечный спрос на нашем рынке. Он занят другими производителями — из Турции, из Китая и т. д. Только 20 процентов нашего общего с Белоруссией рынка мы закрываем своими собственными товарами. То есть наши люди покупают 80 процентов одежды турецкой, китайской и других импортеров. Или: 4/5 этого рынка отдано несоюзным государствам. Это очень щедро — отдать такую большую часть своего рынка! Хотя у нас есть все возможности производить больше товаров и хорошего качества, и этим надо заниматься.
Мне понравилось выступление представителя белорусского ученого-экономиста об общей долгосрочной стратегии развития экономики России и Белоруссии. Понимаете, экономика очень сильно находится под влиянием политики. Хорошо, когда ею управляют по экономическим законам, без идеологии. А когда мы имеем дело с очень большим экономическим пространством, как наше союзное государство, то на нем и природные, и трудовые ресурсы распределены неравномерно. Значит, следует четко понимать, где в регионах и какая возможна специализация. Значит, должен быть скоординированный подход к тому, что и где производится, и к товарообмену. В принципе, специализация уже сложилась. Но ее надо поддерживать и способствовать тому, чтобы не было перекосов в ценообразовании и т. д. Поэтому и нужна общая долгосрочная стратегия: кто и что будет производить, где, как будет складываться регулирование транспортных и энергетических тарифов и пр.
— Какие-то выводы можно сделать после форума?
— После выступлений на форуме регионов у меня сложилось впечатление, что в Белоруссии действительно управляемая со стороны государства экономика на принципах прямого централизованного планирования и организации производства. Во-вторых, у меня сложилось впечатление, что там есть средний, в меньшей степени дифференцированный уровень жизни населения — то есть, относительно ровный уровень жизни. Третий момент: в организации общественного уклада есть стабильность, правопорядок.
Если сравнивать с нами, то Российская Федерация отличается значительной неравномерностью развития регионов, но в целом более высоким уровнем экономического развития и национального богатства.
— А теперь о сотрудничестве в парламентской сфере.
— Мы подписали соглашение с Могилевским областным Советом депутатов. Будем обмениваться опытом законотворчества, организации работы депутатских комиссий, будем приглашать друг друга на совместные мероприятия и т. д.
— Есть ли разница в депутатской деятельности наших стран?
— Есть. Должна заметить, что количество полномочий по законодательному регулированию в регионах Российской Федерации больше, чем в регионах Республики Беларусь. У них даже с точки зрения организации работы парламента нет таких больших, как у нас, объемов работы аппарата и постоянных органов при законодательном органе. Республика небольшая (9 миллионов населения, из которых 2 миллиона — жители Минска), и для них это естественно, это нормально. Работа с областями регулируется просто. Правила взаимодействия с регионами, закрепленные в законах, у них принимаются на национальном уровне, и в меньшей степени делегируются региональным депутатам.
Было обозначено еще одно направление межрегионального сотрудничества — это взаимодействие молодежных парламентов или молодежных Общественных палат. Сейчас очень важно заниматься патриотическим воспитанием молодежи. Мы видели, как бережно, как трепетно белорусы сохраняют память о войне — это заслуживает большого уважения и того, чтобы учиться. Мы были на мемориале в Хатыни — потрясает! Это боль Белоруссии, которую народ не забывает ни на день. Это народ, который передает молодым уроки войны.
— Чем закончим разговор?
— Когда мы уезжали с форума регионов, было такое ощущение, что мы с белорусами давно знакомы. Было хорошее чувство близости.
Раиса Целобанова
На снимке:
Подписание соглашения о сотрудничестве между Законодательной думой Хабаровского края и Могилевским областным Советом депутатов республики Беларусь Фото из архива И. В. Зикуновой