После длительной (два года) и достаточно дорогостоящей (потрачено свыше 28 миллионов рублей) реконструкции начала работу новая-старая постоянная экспозиция «Материальная и духовная культура коренных народов Дальнего Востока России в конце XIX – начале XX веков». Выставка посвящена традиционной культуре коренных народов Хабаровского края — нанайцев, ульчей, негидальцев, удэгейцев, нивхов, орочей, эвенов и эвенков.
Модернизация стала возможной при поддержке ПАО «Транснефть» и правительства Хабаровского края. В результате большой и кропотливой работы появилась очень интересная и чрезвычайно познавательная экспозиция из трех залов. Как пояснил при открытии выставки директор музея Иван Крюков, «реконструкцию пришлось проводить в стесненных условиях». Этнографическая экспозиция размещается в старом, историческом корпусе музея, где буквально каждый кирпич имеет ценность.
Я поднимаю глаза
При посещении сразу обращаешь внимание на грамотно выстроенную экспозицию – очень светлую и просторную. Отдельные эмоции, как у постоянного посетителя музея, вызвали качественно проработанные мелочи и хорошая подача большого количества (несколько сотен!) подлинных экспонатов XIX–XX веков.
Заходишь и сразу поднимаешь глаза вверх, чтобы рассмотреть «небо», что нависает над самыми большими экспонатами — лодками аборигенов. И на этом «небе» этаким облачком проявляется изображение дракона. Кстати, дополнительное освещение в виде «кусочка неба» с орнаментом или «облаками» выполнено практически надо всеми реконструкциями «из жизни аборигенов». И этакое оживление, и дополнительный рассеянный свет.
А в перспективе, в следующем зале, просматривается уникальная выставка из жизни удэгейцев «Комплекс защитников дома шамана второй половины XIX века». Эти предметы были собраны Владимиром Арсеньевым в 1911 году на реке Кусун.
— Правильно, что их поместили за стекло. Ни к чему лишний раз к этим предметам прикасаться. Когда шаман проводил те или иные обряды, особенно по изгнанию хвори, то он «сбрасывал» боль и беды в таких вот защитников, — поясняет председатель старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Иван Андреевич Бельды.
Авторская ремарка
Вот как об этом писал Владимир Клавдиевич в очерке «Лесные люди удэхейцы»: «На самом видном месте стоит огромный севохи — Мангни, именно тот, которому служит шаман и который помогает шаману в камлании. У него на груди сделаны изображения металлических зеркал. В них отражаются злые духи, приближающиеся к дому шамана. Мангни пустотелый, что означает голод. Он должен пожрать черта. Сердце сделано в виде птицы. Оно должно трепетать так, как бьется привязанная за ноги птица».
Жаль, что этот очерк не был развернут в большое повествование. В предисловии к этому изданию Владимир Клавдиевич пишет: «Настоящая брошюра является кратким и популярным изложением большого труда «Страна Удэ(he)»,над которым автор работает уже 25 лет и к изданию которого он намерен приступить в ближайшем будущем». Не сложилось, не успел.
Так, может, и судьба Владимира Арсеньева отчасти предопределена слишком тесными контактами с этими предметами? Нет, я, конечно, материалист. Но порой трижды сплевываю через левое плечо и стучу по дереву.
«Перед юртой стоят выкорчеванные пни, воткнутые в землю стволами и вверх корнями (накасэ). На этих пнях вырезаны грубые подобия человеческих лиц, самые корни изображают волосы. Тут же, где-нибудь поблизости, стоят две или три лиственницы без сучьев и с кольцевыми вырезами по коре. Иногда на лиственницах укреплены деревянные птицы — куан». Это из книги Владимира Арсеньева «Лесные люди удэхейцы», выпущенной в 1926 году. Перечитайте его ранние издания — очень познавательное путешествие в мир коренных народов нашего края.
А еще лучше отыщите издания подлинных дневников военного разведчика и картографа- топографа (и только потом исследователя и писателя), что не так давно были выпущены во Владивостоке. Ведь книги Владимира Арсеньева типа «По Уссурийскому краю» сильно художественные и имеют массу лакун. Но читаются легко и увлекательно.
Как в жизни
Спасибо вам, музейщики, за тонкое понимание ситуации в крае. Смотрю на инсталляцию, посвященную рыбалке малых народов, и душа радуется. С первого взгляда не понял, что вывешенные рыбины — всего лишь муляж. Пока выступали официальные лица, проскользнул за красную ленточку и тишком-бочком в уголок. Дабы убедиться, все ли у меня в порядке с глазами. Присмотревшись, понял, что не сильно ошибся. Вроде бы количество и качество рыбы соответствует нынешнему положению о квотах для аборигенов. Что могу сказать — музейщики сумели!
Очень удачно получилось и с остальными малыми инсталляциями. Привлек внимание уголок, посвященный охоте, — смотрю на одежду охотников-аборигенов и узнаю в куртке одного из них знакомый со времен службы в «непобедимой и легендарной» тип материи. «Совершенно верно, это сильно потертое шинельное сукно», — подтверждает музейный сотрудник.
И самострел, что стоит на тропе, вызвал неподдельный интерес тем, что настроен, но не взведен. — Все-таки это не настоящая охота, но музейная экспозиция, реконструкция охотничьего амбара, — поясняет специалист-музейщик. Понятно-понятно, но я так прикинул, секунд за пять агрегат можно привести в «рабочий вид»?
Или вот еще фишка: когда подходишь к очагу, что как-бы «отапливает» жилище нанайцев, то чувствуется запах сгорающего дерева. Или у меня после таежных походов по Приморью этим летом появились изведанные ощущения? Надо спустя некоторое время опять прийти в Гродековский музей и проверить и заодно внимательней осмотреть мелкие предметы, что размещены в застекленных витринах. Они, поведали специалисты, достаточно легко могут быть дополнены или модернизированы.
На каждой мини-экспозиции масса деталей, что можно и нужно рассматривать. Сюда можно возвращаться неоднократно и каждый раз находить что-то новенькое. Это не только очень хороший музейный проект, это отличная образовательная площадка, где представлены многие стороны жизни коренных жителей Дальнего Востока, начиная от раннего детства — игрушки и вещи, продолжая зрелостью — кочевая культура и свадебные обряды и заканчивая общением с духами — сэвэны и шаманство.
Лайфхаки и примочки
Позвольте пару советов. Когда будете посещать обновленную этнографическую экспозицию, то внимательно читайте не только то, что написано крупными буквами на поясняющих стендах. Также обращайте пристальное внимание на надписи к конкретным артефактам. Тем самым откроете много неожиданного.
Вот никак не мог предполагать, что самоназвание шаманского головного убора у нанайцев имеет такое знакомое для русского уха звучание! Поначалу подумал, что показалось, — блик там от лампы или «глаз замылился». Специально несколько раз подходил к стенду, посвященному шаманским верованиям. Нет, не ошибся, все правильно.
И такие мелкие открытия можно совершить у каждого стенда. Вот сможете указать, сколько весит серебряный слиток ямб, что в XIX веке прибыл из Китая, оказался у аборигенов, а позже — в экспозиции? Вот и я точно не знаю, но по скромным прикидкам килограмм благородного металла там будет.
В первом зале, где установлен информационный стенд с выводом информации на большой экран, есть возможность скачать на внешний носитель массу интересной и полезной информации — фотографии, поясняющие тексты, отличные документальные фильмы. В следующий раз обязательно этим воспользуюсь, пополнив свою электронную библиотеку документальными материалами. Подлинный материал собран, проверен специалистами и, самое главное, находится компактно, в одном месте. Переписать на свой носитель — не более чем техническая задача.
Кстати, если монитор взять больше и повесить его на торцовую стену зала, то помещение автоматически превратится в отличную лекционно-демонстративную площадку для детей и юношества.
— Совершенно верно, выставка будет дополняться и совершенствоваться. В-о-о-н те дверцы, что сейчас закрыты на ключ и прикрывают пока что пустые ниши, будут открываться, превращаясь в импровизированные столики. На них можно будет и потрогать копии некоторых экспонатов. Также посетители смогут попробовать себя в роли того или иного мастера, — поясняет главный научный сотрудник музея Виктория Малакшанова.
Вполне возможно, что при вдумчивом осмотре новой-старой экспозиции музейщиками у специалистов могут появиться вопросы к отдельным моментам или экспонатам. Но с моей — обычного завсегдатая — точки зрения выставка замечательная.
Спасибо всем работникам Гродековского музея за хорошую работу. Отдельная благодарность пресс-службе за постоянную помощь и неформальные консультации в подготовке этого и ряда других материалов исторического характера.
Андрей Дунаевский
Фото автора
Новая этнографическая экспозиция «Материальная и духовная культура коренных народов Дальнего Востока России в конце XIX – начале XX веков» в Гродековском музее работает ежедневно с 10:00 до 18:00 часов, кроме понедельника (выходной) и последней пятницы месяца (санитарный день). Автор концепции — кандидат искусствоведения, заведующий научно-исследовательским сектором этнографии Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова Галина Титорева. Авторы художественного проекта — Алексей Тамулевич, Бронислав Тамулевич. Строительство и монтаж экспозиции — компания «НестандАРТ».
Он же — «японскiй шпiонъ»?!
Выставка «Андрей Бодиско. Первый блогер Хабаровска (1863-1922)» начинает свою работу в Гродековском музее
Общественный деятель, журналист и фотограф полковник Андрей Бодиско происходил из дворянской семьи декабриста Михаила Андреевича Бодиско. Как и отец, он был воспитанником Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, окончил Николаевскую морскую академию, заведовал минной частью Черноморского побережья. Неизвестно, при каких обстоятельствах он попал на Дальний Восток в начале 1900-х годов. Хабаровский период жизни А.М. Бодиско в 1910-х годах совпал с важным этапом развития города.
Господин Бодиско оставил оригинальные снимки, связанные с Приамурской выставкой 1913 г. в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых, а также с Хабаровским музеем, его зданием и экспозициями, жителями города и видами Амура. Не имея визитной карточки фотографа-профессионала, он скромно оставлял дату и свою подпись в нижнем левом углу фотографического снимка. Многие фотографии публикуются впервые.
Бодиско вел бурную общественно-полезную жизнь — состоял действительным членом Приамурского отдела ИРГО, а в 1916 году стал организатором филиала Географического общества и его первым председателем в городе Никольск-Уссурийском. Печатался в журнале «Известия Хабаровского городского общественного самоуправления» и «Сборнике обязательных постановлений» городской думы. Оставил чудесные записки «Из жизни Хабаровска» — статистический очерк на 300 страниц о деятельности городского самоуправления конца XIX – начала XX века. Шарман, просто шарман!
Но начальник контрразведывательного отделения штаба Приамурского военного округа полковник А.А. Немыский имел иное мнение, подозревая общественного деятеля в неблаговидных делах: «Бодиско, как старожил, хорошо знаком с местностью, материально не обеспечен и злоупотребляет спиртными напитками; как нравственные качества, так и политическая благонадежность его с положительной стороны полиции не известны и подлежат сомнению». А еще оный Бодиско, по данным контрразведчиков, якшался с иностранцами, в том числе и с японцами. Так что — без вариантов!
На выставке в музее можно увидеть книгу Андрея Бодиско «Из жизни Хабаровска», которая вышла в свет в 1913 году и была приурочена к открытию Выставки Приамурского края. В 2008 году Дальневосточная государственная научная библиотека сделала репринт этой книги, и ее электронный экземпляр выложен во Всемирную паутину для безвозмездного использования любым желающим.
Также на выставке будут представлены фотографии и предметы из собраний Государственного исторического музея (Москва), Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, Государственного архива Хабаровского края, Дальневосточной государственной научной библиотеки.
Выставка «Андрей Бодиско. Первый блогер Хабаровска (1863-1922)» работает с 17 сентября до ноября 2021 года по адресу г. Хабаровск, ул. Шевченко, ХКМ им. Н.И. Гродекова, 2 этаж, выставочный зал № 5.