27 мая 2023, 7:59

В Хабаровске прошел подпольный просмотр агитматериалов «красных»

В реальности это не так уж загадочно и совсем не противозаконно. В бывшем военно-историческом музее — сейчас это военно-исторический зал Восточного военного округа — на казенном оборудовании прошел тестовый показ документальной киноленты из 80-х годов прошлого века.

«Эту бобину, как и ряд других, я в свое время приобрел в Новосибирске. И сейчас в первый раз увижу ее как надо — в динамике и со звуком», — рассказывает киномеханик Евгений Зарванский, настраивая аппарат.

В реальности технологии XX века мало чем отличаются от первых сеансов века XIX — громоздкий проектор «Радуга» из запасников музея, малое помещение ниже уровня земли. «Это наши фонды!» — парирует хранитель артефактов Ольга Эйсмонт. Хрипящий звук. «Надо усилитель и внешнюю колонку ставить», — дополняет Евгений.  Дергающееся изображение на белом пластике экрана.

Зато все такое родное и знакомое — город Хабаровск и край на пике своего социально-экономического развития – 70–80-е годы прошлого столетия. Зеленые города, бурно развивающийся край, люди труда, школяры, студенчество, рабочие, врачи за операционным столом, звероловы в тайге берут тигра для зоопарка — «страна продвигалась навстречу мечте».

Очень зеленый Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре — сталевар с Амурского завода («Привет, Фургал»), широченный проспект Амурска, строительство новых и развитие существующих предприятий края. Лесодобыча и лесопереработка, Солнечный горно-обогатительный комбинат, высокотехнологичная на то время медицина, маленькая девочка с кошечкой на руках в отдаленном поселке.

И так это напомнило мое счастливое детство в маленьком шахтерском поселке — чуть более пяти тысяч жителей — на Сахалине. Летними вечерами на общественный стадион с будкой приезжала кинопередвижка. И что из того, что забыли белый экран? Из ближайших домов кто-то из доброхотов обязательно белую простыню притащит, и молодые шахтеры вмиг ее растянут между столбами. И мы, заметив со двора мелькание луча от кинопроектора, несемся «на фильму». Очень часто крутили документалки про загнивание американского капитализма, парочку раз показали фильм про китайских ревизионистов и один раз была лента про боннских реваншистов.

Повезло, если на таких сеансах хватит места на лавочке. А нет, так смотреть можно стоя или, постелив куртку, усесться прямо на футбольное поле. При этом рекомендовалось запастить ватником — вечера в конце сахалинского лета не очень теплые.  Смотришь и рвешь зубами только-только дошедшую до кондиции корюшку.

 Бывало, что уставший от забот праведных киномеханик пускал ленту задом наперед и вверх ногами. Такого свиста и воплей я не слышал ни на одной трансляции с современных футбольных матчей. Вот такая ностальгия, аж слеза навернулась от воспоминаний.

Так что появился шкурный интерес: а еще можно будет в гости напроситься на подобные, пусть и не совсем длинные, киносеансы? Отвечает главный хранитель всех этих богатств Ольга Эйсмонт: «Все будет. Но надо сначала систематизировать и разложить».

Тут же вмешивается специалист-киномеханик: «Часть лент надо будет очистить от плесени — ненадлежащие условия хранения. И заодно провести увлажнение лент». О, это совершенно особая и очень интересная технология как продлить жизнь старым кинолентам. Выходит, прав один мой знакомый, что держит свою коллекцию 8-миллиметровых фильмов в достаточно сыром подвале.

Что могу сказать: сеанс удался. Правда, фильм не сумели досмотреть до конца — аппарат в ходе работы капитально грелся, из-за чего возникали проблемы с протяжкой ленты. Изображение на экране сильно дергается, а звук замедляется. Непередаваемое ощущение — так и хочется жизнерадостно заржать! «Для таких больших бобин — на 300 метров — надо брать другой кинопроектор. «Украина» для этих целей — само то. На этом маленьком киноаппарате за раз можно крутить ленты длиной 120 метров», — сетует Зарванский.

На мой крик души, что «в музее на открытой площадке стоит в полном сборе агитмашина, и там не только соответствующий аппарат, там полный комплект», специалисты «вылили ушат воды»: «Сначала все надо проверить и отладить. И только потом запускать. Мы в машину просто заглянули и пока что там ничего не запускали», — в один голос объяснили ситуацию Ольга и Евгений. По их тихой беседе я понял, что этим увлекательным делом — доведением до ума передвижного агитпункта — займутся в последний месяц этого лета.

Так что вполне возможно, что осенью военные запустят открытые киносеансы на свежем воздухе. Старая хроника, пусть даже и цветная, думаю, не всех и каждого сможет заинтересовать. «В загашниках нашего заведения есть и художественные фильмы, вот они должны пользоваться популярностью», — подхватывает тему Ольга Эйсмонт. Небольшой хроникальный фильм можно пустить этаким киножурналом. Вот вам и продленный киносеанс.

И если перед действом на свежем воздухе выпустить на сцену «бравого замполита» — это будет шоу! В следующий кинопоказ военного может заменить лектор общества «Знания», который прочтет небольшую популярную лекцию на злобу дня: «А если посмотреть на небо вооруженным взглядом, то можно увидеть…». Дарю идею совершенно бескорыстно.

Подтверждаю: к таким показам интерес будет. Несколько лет назад, под патронажем Гродековского музея, крутили в музейную ночь на улице советские мультики на 8-миллиметровом проекторе. Что дети, что взрослые смотрели с удовольствием, прощая огрехи в виде поблекшего изображения и полное отсутствие звука. Что поделаешь — и сами мы не очень, и техника у нас тоже слабовата.

Евгений Зарванский мечтает о прекрасном: «Понимаешь, многое, конечно, оцифровано. И есть идея эти музейные фильмы перевести в цифру. Но живой звук и реальное изображение в соответствующем антураже… Верю: стрекот аппарата, хрипящие колонки, внезапный обрыв ленты и вопли публики типа «сапожник» и «фильму давай!» создают неповторимую атмосферу».

Есть просьба и к вам, уважаемые читатели. Если у вас каким-то образом в домашнем архиве остались оригинальные кинопленки — казенные съемки, ваши путешествия, художественные фильмы, не спешите их выбрасывать. Просто придите в музей и предложите знающим людям. Чтобы потом, во время сеанса, громко сказать: «Это же моя фильма!». И приятного вам просмотра.

Андрей Дунаевский

Фото автора