В Хабаровске проходит выставка «Фантастические животные»

Так называется проект студии искусств Алексея Бабурова, хабаровского художника и знаменитого ювелира С какой ностальгией мы вспоминаем свое детство! Смакуя, рассказываем, что трава была зеленее, небо голубее, конфеты слаще, даже котлеты из хлеба и чуть-чуть мяса неизвестных пород животных в советских школьных столовых некоторым до сих пор кажутся просто волшебно вкусными. А помним ли мы

Так называется проект студии искусств Алексея Бабурова, хабаровского художника и знаменитого ювелира

С какой ностальгией мы вспоминаем свое детство! Смакуя, рассказываем, что трава была зеленее, небо голубее, конфеты слаще, даже котлеты из хлеба и чуть-чуть мяса неизвестных пород животных в советских школьных столовых некоторым до сих пор кажутся просто волшебно вкусными.

А помним ли мы наши фантазии, наши страхи, наших демонов, живущих в темноте в шкафу или под кроватью? То ли мозг старательно все стирает, то ли зачастую все это мы скрываем в силу наших, уж очень взрослых ханжества и вранья. Типа, детство — лужайки, зайчики-щеночки, всякие мимишности и конфетки, в крайнем случае — бабайки.

«И вот  ночью в спальне разверзается пол, а там о-о-огромная мясорубка. Люди туда падают, и их перекручивают в фарш. Из него потом пекут пирожки. Одна девочка купила пирожки, откусила, а там человеческий ноготь!»

Или еще

«Одни люди купили ковер с красивым черным пионом и повесили на стене около кроватки, где спала ма-а-аленькая девочка Оля. Ночью запахло мертвечиной, и из пиона потянулись руки с кривыми и грязными длинными ногтями к шее Оли и задушили ее во сне. Девочка даже не пикнула, лишь до-о-о-лго тихо хрипела. Утром пришли в детскую спальню родители, а их девочка вся синяя, мертвая, глаза из орбит вылезли. Похоронили Олю, а ковер с черным пионом продали соседям. Не выбрасывать же на помойку! У соседей тоже была девочка…»

Сколько же было рассказано таких леденящих душу историй по ночам в пионерских лагерях, когда все взрослые спали! А неожиданный крик в самый неподходящий момент: «Отдай мое сердце!» Наверное, невероятное количество деток писалось в это время от страха.

Такое кровожадство –  неотделимая часть того детства, а эти истории, видимо, как страшные чудовища, живут до сих пор под кроватями и в шкафах, поджидая детей.

В какой же момент эти злобные, но веселые бабайки превращаются в унылых зайчиков, готовых по первой указке взрослых изображать счастливое, безоблачное детство?

Как там в песенке?

День искрится радостью,

Вдаль меня манит,

Надо мною радуга

Весело звенит.

У реки под ивою

Слышу соловья,

Самая счастливая

В это утро я!

Путь к творчеству

Раскрыть ребенка, выявить его способности и таланты – великое искусство. Не задавить его штампами и форматами, всевозможными педагогическими технологиями, взращивая нечто невразумительно усредненное, а помочь стать личностью, тут сегодня смелость нужна и даже наглость.  Этого всего не занимать Алексею Бабурову. Работу его учеников можно посмотреть на выставке в кафе, которое находится рядом с Хабаровским театром кукол.

Нет ощущения, что это работы детей. Ничего примитивного, детско-игрушечного. Объемные скульптуры невиданных зверей, яркие краски, словно, открылся портал, с одной стороны, в невиданный, но с другой – знакомый до боли мир, откуда и они стали проникать в наше довольно серое, однообразно квадратное, с четкими гранями мироздание.

И если бы не вся эта яркость, то можно было бы и испугаться. А это просто весело так, как нам, уже взрослым, и непонятно. Эти животные были везде: дисциплинированно — на окнах, потому что маленькие, а большие, даже огромные — на стенах и потолке.  Можно представить лица тех мамочек, которые принуждают своих деток рисовать ромашки и лепить Буратин. Ведь ничего не понятно! Никаких соприкосновений со взрослым миром, тиражирующим, как правило, какую-нибудь бытовую полухудожественную банальность. Никакого навязывания! Смотри и фантазируй, а, не можешь? Твое право.

— Дети — полноценные люди, у них такое же подсознание, как у взрослых, — уверен Алексей Бабуров. – Подсознание как раз формируется в детстве. В творчестве нужно использовать внутренний мир человека, а не идти стереотипами. Творчество, может, и есть избавление от страхов, выплеск какой-то энергии.

Ребята в бабуровской студии создавали фантастических насекомых и животных, рисовали красных рыб. Линии ломанные, сложный синкопированный ритм в этих, хоть и детских, но, видимо, очень современных произведениях искусства. Почему бы и нет? Пока взрослые борются с останками вульгарного соцреализма, дети натаптывают тропу если не в будущее, то хотя бы в современность. Как говорится, устами дитя глаголит истина.

— Я старался, чтобы дети ушли от стереотипов: земля должна быть коричневого цвета, небо голубым, чтобы они отказались от шаблонов и начали думать самостоятельно. Это и есть настоящее творчество или путь к творчеству. Есть каноны. Они допустимы в храмовом искусстве. Там для творчества у художника небольшое пространство.

Отец

— Когда ребенок воспитан дома, когда ребенок подготовлен, конечно же, это задача родителей научить воспринимать новое — когда ребенку интересен мир и чему-то учиться, с такими детьми нет никаких сложностей заниматься, работать и учить их чему-то.

К сожалению, сегодня дети часто не воспитаны, не умеют учиться, ленивы мозгом, с такими сложно. У нас, конечно, в студии есть отсев, и это неизбежно. Не всем дано быть художниками, не всем дано быть творческими людьми, поэтому, как и в любом учебном заведении, кто-то остается, а кто-то нет. Коллектив постепенно складывается. Как и мой отец Владимир Бабуров, который  в свое время преподавал и много подготовил художников, которые и в Хабаровске, и за его пределами, так и мы продолжаем его дело – учим людей.

Знаменитый хабаровский скульптор Владимир Бабуров, которому 14 августа исполнилось бы 75 лет, поддерживал сына, говорил, что занимается правильным делом, и даже приходил к детям давать мастер-классы.

Смотришь на работы детей, и в какой-то момент видится в этом детском творчестве отражение Владимира Бабурова, его внутренней свободы.

—  Он тоже любил работать с цветом в эмалях, любил нестандартные ходы. Конечно же,  я чувствую себя сыном своего отца.

Рыбы

Так называется цикл графических работ студийцев. Не верится, что писали все это детские руки. Линия уверенная, даже кажется, что выверенная чуть ли не до миллиметра. Как-то Алексей большими кистями мазал, наносил мазки на холст, экспериментировал и в какой-то момент подумал, что хорошо бы сделать детский проект.

— У нас был еще аналогичный проект «Птицы». Что касается линии, то учу я правильно держать кисть, правильно держать карандаш, правильно стоять у мольберта. Должна быть правильная эргономика проведения линий. К сожалению, часто на это не обращают внимания. И никто им не рассказывает «страшную тайну», что стоять нужно прямо.

Возьмем, к примеру, секцию велосипедистов. Все дети садятся – кто на руль, кто задом наперед, и все пытаются ехать, но почему-то падают. И тут появляется человек, который начинает их учить правильно садиться на велосипед, а за руль держаться крепко руками. И в итоге все едут. Вот так и мы делаем, так себя примерно ощущаем.

Может, в этом и кроется разгадка: прямая спина как символ уважения и к себе, и к творчеству. Личность невозможна без чувства собственного достоинства. Даже если это пока еще маленький человек.

Юрий Вязанкин

Фото Алексея Бабурова

Новости Хабаровского края