Девяностолетие выдающегося советского композитора Микаэла Таривердиева не осталось не замеченным в нашем городе
Очень многие люди в Хабаровске, да и по всей России сожалеют, что этот юбилей для великого маэстро является посмертным. Эта не совсем круглая дата в Хабаровске была отмечена творчески и с аншлагом: великолепным концертом вкупе с превосходным конферансом в главном зале Хабаровской краевой филармонии.
Участие в данном музыкальном празднике Дальневосточного академического симфонического оркестра от первого номера до последнего — уже есть доказательство нашей правоты. И участие в мероприятии замечательного молодого певца, нашего земляка Никиты Туранова наглядно доказывает то же самое.
И то, что игру оркестра вел лишь недавно ставший нашим земляком обладатель двух музыкальных дипломов талантливый дирижер Леонид Привалов, — факт примечательный, весьма способствующий праздничному настроению.
Но полноценный праздник музыки может состояться лишь тогда, когда исполняемая музыка сама по себе есть праздник. И по отношению к музыке Микаэла Таривердиева, начиная аккурат с того момента, когда он, молодой тбилисец, сделал музыку своей профессией, применимо без оговорок. Конечно, многие в зале хорошо знали данный факт еще до того, как об этом поведала публике ведущая концерта Светлана Елистратова. Лично я в восторге от песни про маленького принца. Но все равно, праздник, предназначенный всем, и стал праздником для всех.
По словам Светланы Елистратовой, Микаэл Таривердиев написал музыку к ста тридцати двум фильмам. Конечно, никто, включая вдову великого маэстро, все эти фильмы не помнит. Вот я лично из уст Светланы Елистратовой в тот вечер узнал о фильме «Я обещала, я уйду». И уже не важно, что и тридцати лет не прошло с момента выхода его на экран, забытый фильм напомнила прекрасная музыка Микаэла Таривердиева, где звучит тема Тбилиси, родного города композитора.
Тут лично мне вспомнились строчки Мандельштама: «Мне Тифлис горбатый снится, сазандарей стон звенит». Трудно объяснить, в чем конкретно чувствуется эта непосредственная связь. Но все же высокая поэтичность музыки Таривердиева вне сомнений. И само собою несомненен факт, что музыка всемирно признанного маэстро (интересно было выслушать рассказ конферансье, как Таривердиев был принят в США) гораздо более профессиональна, многогранна, академична и глубока в сравнении с обычной музыкой его земляков.
Но их искренность, их эмоциональность, их духовно-творческий порыв он — совершенно однозначно — внес в свою музыку и в мировое музыкальное искусство в целом. Именно этот аспект творчества Микаэла Таривердиева коротко, но весьма информативно и разъяснил в антракте, в личном разговоре с автором этих строк, Леонид Привалов, уже наш, хабаровский, дирижер. Но еще лучшим разъяснением тут стали сыгранные ДВАСО во втором отделении адажио, вальс и тарантелла, написанные Микаэлом Таривердиевым, маэстро тбилисским и московским, российским и советским – классиком!
Что ж, любому ясно: если композитор написал музыку к таким фильмам, как «Ирония судьбы, или С легким паром!» или «Семнадцать мгновений весны», то он воистину бессмертен. За два интересных отрывка, нет, два самостоятельных музыкальных шедевра, мы благодарны и оркестру, и дирижеру.
Мне очень понравился в тот вечер отрывок из музыки к фильму «Семнадцать мгновений весны». Как раз там, где Штирлиц имеет бессловесное свидание женой, за них все говорит бесподобная музыка Микаэла Таривердиева. И обе песни из того же фильма в исполнении солиста Хабаровского музыкального театра Никиты Туранова были встречены очень тепло.
Еще в самом начале концерта Никита Туранов был награжден бурными аплодисментами за песни на стихи Андрея Вознесенского из фильма «Ольга Сергеевна». И точно такие же аплодисменты был рад получить от нас, хабаровчан, лишь недавно обосновавшийся на улице Пушкина еще достаточно молодой дирижер Леонид Привалов. В Хабаровске он, по его словам, полюбил первым делом все, что связано с Амуром.
А в музыке — все, что связано с Микаэлом Таривердиевым. И в данном мне интервью он охотно признался, что был в восторге от исполнения сочинений композитора оркестром под руководством всем нам известного Антона Шабурова. «Впечатления от Хабаровска диаметрально противоположны впечатлениям Данте в те же тридцать пять лет, — пошутил новый дирижер оркестра, — здесь я не «в сумрачном лесу», а в самой благоприятной атмосфере». Поддерживаем в нем такие впечатления.
Михаил Корчмарев
Фото из открытых источников