Вы не бывали в Бурятии? Не добирались до Баргузина? Вы не любовались Байкалом? Как жаль! Постарайтесь обязательно побывать в тех местах. А пока — добро пожаловать на выставку «Бурятия. Дорогами России», что начала свою работу в картинной галерее имени А. М. Федотова.
Понимаю, что современная цифровая фотография сейчас доступна всем и каждому. Приехать на место и с немыслимой для кисти живописца точностью запечатлеть красоты тех мест, где удалось побывать. Но только взгляд художника способен разглядеть, только кисть мастера способна передать скрытую красоту окружающего мира.
В первый раз спаянная общим увлечением немногочисленная группа дальневосточных художников – хабаровчанин Алексей Авдеев и приморский живописец Владимир Листровой — совершили пробную поездку на юго-запад Бурятии в июне 2018 года.
— Какие там места, какая красота! Горы Восточного Саяна стоят в серебре снегов. С горных склонов с шумом в Иркут стекают многочисленные хрустальной чистоты потоки. Красивые, одухотворяющие места. Можно писать степи, а через полчаса — горы или тайгу, — с восхищением вспоминает о поездке Алексей Авдеев.
Красоты и реальность Бурятии
— Тогда, путешествуя на своих автомобилях, добрались до поселка Монды на границе с Монголией, увидели и написали этюды горы Мунко-Саридак (Седой Голец) — одного из столпов мироздания по центрально-азиатским верованиям. Добрались и переночевали на абсолютно безлесном Окинском перевале, и нам посчастливилось встретить утро в горах, — продолжает рассказ художник.
В восхищении от поездки живописцы задумали большое путешествие в такие божественные места. Поездка группы художников летом прошлого года была организована Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ в лице Виталия Васильева в рамках проекта «Русская Атлантида» (в 2022 году этот проект отмечает свое 10-летие и сотый пленэр).
— С «Русской Атлантидой» довелось пописать в Твери, в Индии, а теперь и Байкал с Баргузинской долиной, — говорит Алексей Авдеев.
Хорошую идею пленэра дальневосточных художников на Байкале чуть не загубили обстоятельства неодолимой силы – от пандемии и продолжая резко отмененных договоренностей до транспортных проблем. Так что в дальний путь на Баргузин художники отправились автомобильным транспортом.
— Два дня в пути — и на месте нас встретил и принял на полный пансион Баир Будаев. Этот предприниматель и владелец арт-резиденции «Баргуджин Токум», переживающий за свою малую Родину, позволил нам, как можно более насыщенно провести десять дней пленэра, — рассказывает Алексей Авдеев.
Живописцы увидели Байкал во всех проявлениях его характера, почувствовали дыхание баргузина с горных вершин одноименного хребта. Казалось, как можно написать красками ветер? Однако это у художников получилось.
Так что, прежде чем собраться и поехать на Байкал (по карте «Мир» вам назад вернется до 20% затрат на поездку), обязательно приходите на выставку в галерею имени А. М. Федотова.
Но ждет вас и еще одно прекрасное открытие.
Песнь огня и металла
В галерее продолжает работать выставка «Метафоры огня» заслуженного художника из Комсомольска-на-Амуре Валерия Леватаева. На ней представлены около 50 произведений, выполненных в технике горячей эмали. Подобной технике без малого две тысячи лет. Полотна линяли, фрески тускнели, эмаль по-прежнему сияла.
Фигуры людей, немного не пропорциональные, с вытянутыми глазами и носами, Валерий начал рисовать еще в детском возрасте. Десяток лет тому назад мастер Леватаев оказался в Ярославле, где поработав с эмалью, остался верен искусству и поныне. С тех пор он единственный на Дальнем Востоке, кто работает с горячей эмалью.
Процесс подобного творчества очень трудоемок, дороговизна исходных материалов обуславливает сравнительно малый размер картин. Сейчас эмальеры активно закупают французские, английские, австрийские эмали.
Порошковую эмаль разводят водой до сметанообразной консистенции и наносят на основу — небольшие медные листы. Прежде чем начать обжиг в муфельной печи при температуре свыше 800 градусов по Цельсию, эмаль необходимо полностью высушить, иначе лопающиеся пузырьки воздуха испортят гладкость покрытия. Это в случае работы с эмалью одного цвета.
Если же горячая эмаль в украшении многоцветная и перегородчатая — именно в такой манере и исполнены картины Валерия Леватаева — работа становится еще более трудоемкой. Первой наносят жаростойкую эмаль, затем изделие помещается в печь, где эмаль затвердевает. Эмаль наносят снова, только берут уже менее жаростойкую, и вновь изделие возвращают в печь, но температуру немного снижают. И так далее, главное не испортить украшение.
— Сложным является подбор цветов на картине. После запекания она должна смотреться ярко и эстетично, — поясняет Валерий Леватаев.
Самая тугоплавкая эмаль – белая. Далее, по мере уменьшения температуры, идут розовая, синяя, зеленая, черная и красная. Эмаль плавится, ровно заливая необходимые участки. Кажется, все так просто…
— Использую ювелирную эмаль, которую производят в Подмосковье. Это технологические краски, которые являются ядовитыми, поэтому работать с ними нужно в специальной маске. Нужны медные листы, которые предварительно должны быть загрунтованы, — рассказывает Валерий Леватаев.
Так что обязательно загляните на эти выставки. Не спешите, присядьте, вглядитесь в полотна, наберитесь приятных впечатлений и доброго пути!
Виктор Панин. Фото автора
P.S. Выставка «Бурятия. Дорогами России» проходит до начала сентября 2022 года по адресу: г. Хабаровск ул. Карла Маркса, 47. На выставке представлены произведения А.Г. Авдеева (Хабаровск), В.А. Белых (Санкт-Петербург), Ю.А. Ващенко (Москва), Е.Н. Деминой (Дубна Московской области), И.А. Кочергиной (Комсомольск-на-Амуре), В.С. Листрового (Лесозаводск Приморского края) и М.А. Смахтиной (Москва).