Песни льда и солнца: Новое звучание старых мелодий коренных и малочисленных народов нашей страны

Намедни в музыкальном музее «Мир говорящих машин» презентовали новую/старую пластинку этнической музыки в исполнении Кола Бельды. Новая она по звучанию, но старая по музыкально-смысловому наполнению. Музыка без границ Конечно, можно попробовать директивным указанием власть предержащих тех или иных государств постараться отменить культурное наследие отдельных стран или народов. Но, поверьте, с современными средствами коммуникаций полностью перекрыть

Намедни в музыкальном музее «Мир говорящих машин» презентовали новую/старую пластинку этнической музыки в исполнении Кола Бельды. Новая она по звучанию, но старая по музыкально-смысловому наполнению.

Музыка без границ

Конечно, можно попробовать директивным указанием власть предержащих тех или иных государств постараться отменить культурное наследие отдельных стран или народов. Но, поверьте, с современными средствами коммуникаций полностью перекрыть каналы получения информации очень и очень трудно. И пока кто-то отменяет нашу многонациональную культуру, мы по-прежнему слышим и слушаем музыку мира.

Спрос на нашу самобытную, интернациональную культуру существует. Никакими политическими заявлениями, никакими экономическим санкциями, никакими идеологическими клише нельзя воспрепятствовать взаимопроникновению культур.

Лишним свидетельством этого служит ремастеринг альбома «Белый остров», осуществленный фирмами Ebalunga (https://ebalunga.bandcamp.com) и Everland Music (https://everland-music.com) в 2022 году.

Оригинальная пластинка «Белый остров» была выпущена всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1988 году. Все песни на ней исполнил известный в то время Николай Бельды. Тот самый, самобытный дальневосточный исполнитель, что начал свою сольную карьеру с 50-х годов прошлого века.

Как все начиналось

Первоначально в  творчестве Кола Бельды  присутствовали абсолютно попсовые вещи с легким налетом этнотематики. Достаточно вспомнить шуточно лирическую «Песню об оленях» или, как ее чаще называли «А олени лучше!». В ней перечислялись основные виды транспорта в СССР, но рефреном звучала, что на олешках на Севере как-то проще ездить.

Причем на эту песню был снят, как теперь говорят, клип. Где по снежной дороге несется оленья упряжка под управлением опытного каюра. А Кола Бельды в стилизованных национальных одеждах распевает про красоты Севера. Кстати, большая часть сценических костюмов после ухода артиста на пенсию в 1990 году была сдана государству. И где они сейчас?.. И только малая  часть верхней одежды по-прежнему хранится в семье артиста и лишь изредка экспонируется.

Потом была песня «Чукча в чуме ждет рассвета». А в августе 1973 года Кола Бельды получил вторую премию Международного музыкального фестиваля в Сопоте — за исполнение песен «Природа поет» и «Увезу тебя я в тундру». На минутку, тогдашний музыкальный фестиваль в Польше, этакое нынешнее «Евровидение» для стран в основном социалистического содружества.

Вершина творчества

Именно в то время Кола Бельды начал собирать и сохранять национальные песни коренных и малочисленных народов Севера. Результатом работы стал совершенно не похожий на все прежние музыкальные выступления альбом «Белый остров». Над переводом песен с национальных языков с последующей литературной адаптацией работали журналист телепередачи «Время» Леонид Кушнаренко (псевдоним Леонид Полин) и московская поэтесса, журналистка Юлия Горжалцан.

В музыкальном сопровождении колоритно пропетых песен звучат как современные — на то время — электрогитары и синтезатор, так и подлинные раритеты — этнические музыкальные приспособления.  К примеру, ритуальный ударный инструмент, который нанайцы называют  «дуэнтэ», а ульчи именуют «удядюлу». В двух-трехметровом чурбаке из сухой ели выдалбливались отверстия, при ударе деревянной колотушкой по такому инструменту извлекаются звуки разной высоты.

В музыкальный ряд органично вплетены вибрирующие звуки древнего хомуса (он же варган), возраст которого составляет более 5 тысяч лет, чтобы потом «взорваться» ударами шаманского бубна, способного в умелых руках шипеть как змея, устрашать жесткими ритмичными ударами и звучать подобно серебряному гонгу.

По словам московского музыканта Александра Лаврова, который занимался обработкой и аранжировкой музыки для альбома «Белый остров», нашлось место звучанию и такого очень специфичного инструмента, как янгпа — ритуальный шаманский пояс с металлическими подвесками.

Результатом работы большого творческого коллектива стал очень необычный по звучанию и очень самобытный по содержанию альбом. Но выпуск его опоздал лет на пять. В середине 80-х пластинка «Белый остров», я так думаю, «стрельнула» бы. Но в конце 80-х годов в СССР во всю бушевала перестройка, преобладало «новое мЫшленье». Увы, как песенному наследию, воплощенному в альбом «Белый остров», так и такому реликту советского музыкального прошлого, как Кола Бельды, просто не нашлось места.

Австрия нам поможет

И новой, встающей с колен России ни сам исполнитель, ни его творчество не понадобились. И вернувшись в 1990 году в Хабаровск, Кола Бельды не нашел понимания. Очень быстро, в декабре 1993, он сошел в могилу.

 Память о самобытном исполнителе востребована сегодня во многом благодаря подвижничеству его супруги Ольги Бельды, организовавшей общественную некоммерческую организацию «Кола Бельды», в последние годы появились и внимание к личности, и к творчеству.

— Вокруг творчества и жизни Кола Бельды по-прежнему больше слухов и легенд, основанных на не совсем литературных пересказах посторонних людей, — отмечает Ольга Бельды.

Хочется верить, что, основываясь на реальных фактах и подлинных словах и действиях артиста, супруга рано или поздно издаст книгу о жизни и творчестве Кола Бельды.

Увы, популяризацией этномузыки коренных и малочисленных народов России озаботились не отечественные лейблы, но австрийские фирмы. Ebalunga — дистрибьютор старых и редких вещей 60-80-х годов в стиле фанк, джаз, фолк, афро, латин, диско, боссанова и психоделик рок. Everland Music, позиционирующий себя как «самый фанковый лейбл в мире», предлагает платформу для открытия музыки: «Мы сосредоточены на отличной музыке, которая была отложена из-за отсутствия маркетинговых и дистрибьюторских ресурсов».

Если у вас есть желание услышать одну из самых интересных и очень необычных по звучанию пластинок Кола Бельды — «Белый остров», то загляните в закрома, откройте кладовку или осмотрите антресоли. Может быть, там вы найдете еще советский проигрыватель и старую пластинку. Но если подобного чуда с вами не случится (кому сейчас в век «цифры» нужен «теплый ламповый звук»), то загляните в музыкальный музей Хабаровска, чтобы услышать песни льда и солнца.

Виктор Панин, Фото автора

Музыкальный музей «Мир говорящих машин» основан на частной коллекции семьи Веретенниковых, в которой представлены говорящие машины и аудионосители, выпущенные с 1880 по 1980 год. Находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 50. Музей работает только по предварительной записи. Запись на экскурсии: телефон: +7 (4212) 25 11-57. WhatsApp, SMS: +7 914 542 11-57, доступна оплата Пушкинской картой. Электронная почта — info.vinyl27@gmail.com. Подробности на сайте музея — https://vinyl27.com .

Альбом «Белый остров»

 Сторона 1: «Хозяин леса» (песня манси), «Чайка» (долганская песня), «Возвращение домой» (чукотская песня), «К океану» (юкагирская песня), «Охотник» (эвенкийская песня). Сторона 2: «Рыбачка» (эвенская песня), «Праздник» (эскимосская песня), «Белый остров» (саамская песня), «На нартах» (хантыйская песня), «Любимая» (хантыйская песня), «Приветствие» (ульчская песня).

Дискография Кола Бельды

 1971 год – мини-альбом (гибкая грампластинка) Кола Бельды. Студийные альбомы: 1973 год «Поет Кола Бельды»; 1982 год «Хейдже (Здравица)» ; 1985 год «Приди, весна»; 1988 год «Белый остров (White Island)».

Новости Хабаровского края