02 мая 2023, 2:21

Как в Хабаровске проходил этнический фестиваль «Ритмы Дальнего Востока»

В этих ритмах, в этих мелодиях словно оживает дальневосточная земля. Это для варягов она дикая и неприветливая, это для тех, кто на протяжении нескольких поколений сидит на чемоданах, собираясь променять дальневосточную роскошь на краснодарские яблоки, она невозможная. Не укладывается она в примитивные шансоны, у нее свой пульс, свое дыхание, свой рисунок.

Там такая древность, что те, кто утверждает, что «русы строили пирамиды» или «перстами чертили петроглифы на раскаленных базальтовых камнях около Сикачи Аляна», выглядят коверными клоунами. Там и мудрость, и глубина, такое чувство природы, что современным экологам только и остается завидовать. Другая Вселенная, может быть, более гуманная, но однозначно талантливая и органичная.

Поймать эту пульсацию, почувствовать эту глубину можно было на фестивале этнической музыки «Ритмы Дальнего Востока».  

Ульчи

Два мальчика из детского объединения «Мэдэ» села Богородское Ульчского района столь лихо выступили, что стразу стало понятно – вот они, новые звезды. Держись, Париж! Именно в столице Франции легендарного Кола Бельды назвали «Золотым голосом Севера». Арсений Рахманов играл на кингае – так ульчи называют хомус, а Егор Миронов пел.

— О чем пели?

— Сколько нарт? Пять. Сколько собак? Целых три собаки! И они везут пять нарт. Это целый рекорд! Это очень сильные собаки!

— На нартах хоть раз катались?

— Не-е-ет, это только в древности ульчи ездили.

— А хотелось бы прокатиться на настоящих нартах, запряженных собаками?

— Ой! – мальчик почему-то слегка смутился. — Ну, да! Правда, я собак боюсь. Нарты до сих пор делают, запрягают в них собак и на них катаются. Сейчас все-таки главное — технологии.

Очень как-то не по-детски прозвучало. Хотя устами младенцев глаголит истина:

— Технологии — технологиями, а собаки лучше.

— А олени еще лучше! В песне нашей говорится, что едут гости, что на них надето. Приехали гости — усади их за стол.

Егору одиннадцать лет, учится в шестом классе. Арсению восемь лет. Он во втором.

— Петь нужно душой, — вдруг назидательно говорит Егор.

Впереди большие гастроли. Поедет мальчик защищать честь Хабаровского края на международный фестиваль «Я могу» в Дагомызе.

Мальчики не одни были из Ульчского района. Из села Богородское выступил знаменитый ансамбль «Гива» в шаманских масках. И столь мощно это было, что сразу стало понятно, почему ульчи победили в сражении за озеро Кизи японское войско. Там в то время была огромная ярмарка, куда вел Соболиный путь (не только Шелковый был в истории человечества). На эту ярмарку приезжали купцы из Кореи, Китая и Страны восходящего солнца, бывали там и айны с Сахалина.

Сахалинцы

Если ульчский танец был шаманским, жестким, то островитяне привезли айнский  танцевальный номер — нежный и романтичный. Сюжет древний, как сам народ. Три птицы-девушки резвились на озере. И тут появился охотник. Две птицы улетели, а у третьей случилась с охотником любовь.

Образцовый ансамбль «Сказка» из хореографического центра «Мечта», которому исполнилось четверть века.

— Танец нам помогла поставить Маргарита Даниловна Ким, знаменитый хореограф из Хабаровского научно-образовательного творческого объединения культур, руководитель ансамбля  «Сэнкурэ», — рассказал участник ансамбля, тот самый, который в айнском танце был охотником.

Что касается хабаровского ансамбля «Сэнкурэ», то с сахалинцами они исполнили нивхский танец. 

Нанайцы

— Давным-давно жил мэрген-богатырь. Был он как камень. Богатырь рыбачил, охотился. Все люди восхищались им. Его знали все жители Амура. А сам он из старинного нанайского рода Семасинди. Был богатырь с крыльями. Всегда людям помогал, везде поспевал. Если идешь на охоту, поклонись ему, этому большому камню, символу мэргена, — об этом пел вокальный ансамбль «Дярикта» из села Богородское Нанайского района. Руководит ансамблем Виктор Павлович Бельды. Есть и детский ансамбль, которым он руководит. Изготавливает сам национальные музыкальные инструменты.

— Свистульки, манки на птицу, на изюбря. В старину мальчики и девочки воспитывались охотниками, их учили, как выслеживать зверя. С пеленок воспитывались дети добытчиками, учились играть на дудках, свистках, манках. Появилась у нас и нанайская скрипка — дечуке.  Сами ее сделали. Ходили по музеям, смотрели. Конский волос вместо струны, смычок.

— У нанайцев были кони?

— Обязательно. «Мори» по-нанайски. У нас они были до прихода русских на Амур. Есть гипотеза, что ульчи, нанайцы, удэгейцы, орочи – осколки большой империи, которую разбил Чингисхан. Когда я пошел в школу, русского языка не знал.

Орочи

Орочская обрядовая песня принесла Гран-при Анне Гончаровой из Хабаровска

— Эта песня исполнялась орочами на Медвежьем празднике, — рассказала Анна Гончарова. —  В ней говорится о том, что я подношу жертву духам тайги, духам реки в виде юколы, в виде ягоды. В это время медвежьи кости стучат, медвежьи кости стучат. Эта песня исполнялась в самом конце медвежьего праздника, когда все потрапезничали. Эта песня сопровождала подношение духам.

В течение многих лет не звучали орочские песни на краевых праздниках. Если бы не квоты на рыбу и морепродукты, может быть, и забыли бы про эту уникальную культуру охотников на морских зверей, хранителей побережья Татарского пролива. И вот эта завораживающая шаманская песня. Значит, каток глобализации, сначала советской, а теперь уже и мировой, не погасил огонек самобытной культуры. Значит, есть еще надежда, что возродится эта уникальная культура.

Алтайский сказитель

Завершал гала-концерт специальный гость из Республики Алтай директор Улаганского центра развития культуры, ремесел и национальных видов спорта Василий Тельденов:

— Мои песни авторские, я сам пишу их. Песня про друзей появилась у подножия нашей знаменитой горы Белухи. Это самая высокая гора в Сибири. Седло отвалилось, я упал с лошади. Подбежали друзья, помогли подняться, поймали животное. Я тогда понял, что жизнь – это лошадь. Порой мы забываем, кто помог нам оседлать коня.

Если я в жизни споткнусь,

Есть у меня друзья, которые меня за руку поднимут.

Если решу покорять жизненный путь,

Есть у меня друзья, которые сзади подтолкнут.

За друзей всегда буду благословение просить:

Если у моих друзей хорошо, то и в моем сердце спокойно

— Использовали при исполнении песен горловое пение. Это вредно для здоровья?

— Конечно, это вредно для сказителя. Например, после концерта хуже становится зрение.

— На концерте невозможно было не поддаться вашему обаянию. Плюс еще какая-то невероятная энергия!

— Это не энергия. Это просто поет душа.

 …Закончился фестиваль этнической музыки «Ритмы Дальнего Востока», и еще долго, где-то там, в области сердца — словно бы отзвук бубна. В этот миг казалось, что и солнце ласковее, и земля роднее, а Амур словно обрастал чешуей, и вот это уже не река, а могучий Черный дракон.

Юрий Вязанкин

Открытый краевой фестиваль этнической музыки и песни «Ритмы Дальнего Востока» посвящен Международному дню коренных народов мира. Солисты и коллективы из Республик Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Сахалинской области, а также из Хабаровска и районов края стали участниками фестиваля, чтобы сохранить традиции своих предков и популяризировать уникальное культурное наследие.

Специально для гостей и участников фестиваля состоялась серия мастер-классов от членов жюри. Председатель жюри директор Улаганского центра развития культуры, ремесел и национальных видов спорта Василий Тельденов рассказал гостям открытого урока о тонкостях горлового пения, о даре сказителя и познакомил с несколькими национальными музыкальными инструментами. Член жюри артистка-инструменталистка Государственного театра эстрады Республики Саха (Якутия) Альбина Дегтярева провела мастер-класс по игре на хомусе – якутской разновидности варгана.

По решению жюри лауреатом первой степени стала солистка народного эвенкийского ансамбля «Осикта» Наталья Аюшеева из Республики Бурятия. Гран-при фестиваля достался Анне Гончаровой из Хабаровска.

Участники фестиваля отыграли концерт для жителей города Вяземский. На протяжении всех концертных программ и в Хабаровске, и в Вяземском работала выставка-ярмарка народных ремесел. Мастера представили изделия, выполненные из дерева, меха, рыбьей кожи и других природных материалов.