Как старообрядцы сквозь века пронесли свою веру и свой уклад жизни

Об этом вы можете узнать, посетив выставку «Старообрядцы. Хранители традиций». Она начала свою работу в музее истории города Хабаровска. На ней представлены как предметы жизненного уклада крепких в старой вере людей, так и церковная утварь. - Эта экспозиция из цикла «Познаем народы России и мира» посвящена такому интересному историческому явлению, как старообрядчество, сохранившему традиции допетровской

Об этом вы можете узнать, посетив выставку «Старообрядцы. Хранители традиций». Она начала свою работу в музее истории города Хабаровска. На ней представлены как предметы жизненного уклада крепких в старой вере людей, так и церковная утварь.

— Эта экспозиция из цикла «Познаем народы России и мира» посвящена такому интересному историческому явлению, как старообрядчество, сохранившему традиции допетровской России. Выставка позволит посетителям узнать не только об истории, материальной культуре, но и о современных старообрядцах Дальнего Востока, — начинает экскурсию заведующий отделом исторических исследований и выставочной деятельности Сергей Меховщиков.

Что сердцу мило

Интересно было сравнивать образцы одежды мужчин и женщин той поры с современными одеяниями. Я так прикинул, кафтан бы не надел, а вот косоворотка вполне себе — и по крою, и по расцветке.

— А где же штаны, они же портки?

— Этот элемент мужской одежды быстрее снашивался, чем верхняя часть. Так что сейчас найти оригинал хотя бы конца XIX весьма проблематично. А лепить в витрину эрзац, современную поделку, это не по-музейному, не по-научному, — сетует Сергей Меховщиков.

А вот с дамскими одеяниями лучше. В витрине полный набор одежды и обуви. Нет, такой сарафан современным дамам или девицам точно не к лицу. А вот кожаные ботиночки на наборном каблуке… Очень стильно и очень дорого. Как-никак натуральное сырье, ручная работа.

-Не стоит старообрядцев считать закостенелыми в бытовых вопросах. Они и ранее, и сейчас сочетают стародавние и новые веяния. Если ранее мужчинам на моление надлежало идти в кафтанах строго определенного кроя, то сейчас допускается и в «олимпийке» стоять. Но обязательно подпоясанным, — поясняет музейный работник.

Если включить голову, то большинство бытовых вещей, показанных на выставке, вполне может быть применимо в наше время. Конечно, лить крестик в домашней обстановке как-то тяжело. А вот иное… Нет ни газа, ни электричества? Костер в квартире не запалишь? А хочется чего-нибудь погорячее? Вот вам старый добрый тульский самовар с медалями. Воды налил, растопил и радуйся жизни. Технологии этого дела легко найти на просторах Интернета.

Ах, у вас и квартира тоже не велика? Вам в помощь самовар походный, который по внешнему виду напоминает сильно откормленный чайник. Только его не надо ставить на огонь, у него топка внутри. И судя по многочисленным следам ремонта  — следам пайки во многих местах, сей медный девайс использовался весьма активно.

Или вот сплетенный из лыка пестерь, он же короб для собирания ягод и грибов, я бы и сам при вылазках в лес использовал. В нем-то и весу всего ничего, граммов 100-200. В походе с грузом за плечами с каждой верстой грамм веса давит на плечи все больше.

Совместными усилиями

На выставке в своем большинстве представлены экспонаты из музейного фонда. Часть предметов предоставлены сотрудником Дальневосточного художественного музея Ольгой Эйсмонт. Кое-что из ее личного собрания. К примеру, все ткани, что находятся внутри подвесной детской колыбели – часть личной коллекции «мануфактурного товара».

 – Некоторые вещи, как этот пояс, мне подарили старообрядцы. Но большинство вещей – рушник, обрядовые вещи временно предоставлены именно для этой выставки, — поясняет Ольга.

Оказывается, если есть доверие, то и такое, достаточно закрытое сообщество, как старообрядцы, может поверить на слово. В свое время Ольга Эйсмонт побывала в местах компактного проживания дальневосточных старообрядцев. Я видел снимки этих людей – какие интересные лица, какие фактурные сцены обычной жизни.

— Так давайте расширим экспозицию, — мгновенно включается в тему Сергей Меховщиков. – И в коридоре размести эти фотографии, ка дополнение к основной выставке.

И может быть, вскоре появится возможность сравнить как внешний облик, так и домашнюю обстановку нынешних старообрядцев. И крепких в вере людей, которых в конце 30-х годов снимали японские фотографы в деревне Романовка в Маньчжурии. Копии этих фотографий можно увидеть в экспозиции.

От меня небольшая подсказка. Когда будете на вставке и подойдете к витринам с крестами и складнями, то ВНИМАТЕЛЬНО сравните экспонаты и то, что изображено на фотографии. Поверьте, вас ждет приятное открытие. Так приходите в музей истории города Хабаровска, узнайте больше об истории страны, об истории людей, крепких в вере своей, несмотря на прошедшие столетия.

Выставка «Старообрядцы. Хранители традиций» открыта для посещения как минимум до конца декабря 2022 года по адресу  г. Хабаровск, ул. Ленина, 85, музей истории города Хабаровска. Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00; касса работает с 10:00 до 17:00. Четвертая пятница месяца — с 10:00 до 21:00, выходной — понедельник. Справки по тел.: +7 (4212) 460-958. Билеты онлайн можно приобрести на сайте музея museumkhv.ru и на сайте Культура.рф. Доступна оплата Пушкинской картой и простой банковской картой. Подробности на сайте музея — http://museumkhv.ru .

Старообрядчество (староверие, древнеправославие) — ветвь русской православной традиции, сформировавшаяся в середине XVII века из-за неприятия частью православного населения реформы, проведенной в Русской церкви. Совокупность течений и организаций, исповедующих сохранение древнерусских дореформенных чинов и обрядов. В частности, двоеперстное сложение при крестном знамении (после реформы – троеперстие) и архиерейском благословении (имянословное благословение), «однолитерное» написание имени Спасителя — «Исус» (в отличие от «Иисус»), сугубую Аллилуйю (в отличие от 3-кратного возглашения в новой традиции), земные поклоны во время церковной службы, направления движения по солнцу (посолонь) при крестных ходах. Богослужение велось по старопечатным книгам, изданным до 1654 года. Также они придерживаются эстетики средневековой иконописи и оформления убранства храмов, принципов организации церковной жизни (соборность, покаянная семья, а не территориальный приход; тайна исповеди), некоторых бытовых запретов.

Автор: Андрей Дунаевский

Новости Хабаровского края