С духами шутки плохи. Их подкармливать нужно. Где-то дарами (и не дай бог сэкономишь, если еда, то самое вкусное нужно жертвовать), а где-то просто любовью. Собственно, последнее самое важное.
Где живут духи? Да где угодно. В небе, над и под землей, в воде. Каждая травинка пропитана их дыханием. И если для некоторых граждан природа – шаровая кладовая, бери, сколько хочешь, выгребай, то для других — живая, полная тайн и духов. Как не любить ее? А если охотишься или рыбачишь, аккуратничаешь, берешь столько, сколько нужно, не более, и не забываешь благодарить духов, что послали тебе рыбу или зверя.
Эта искомая экологичность традиций коренных народов, их культуры, их мировоззрения сегодня невероятно актуальна, в моде, если хотите. Рядом с нами — опыт, наработанный тысячелетиями, бери на вооружение, используй. От этого только станем богаче, духовнее.
Кстати, шаман — тунгусское слово. «Саман» в переводе с эвенкийского означает «неистовствующий».
Может, оттого, что коренные народы любят свою Родину, тонко чувствуют природу, а она для них живая и ранимая, духи неба, воды и земли одаривают их уникальными талантами.
Тугуро-Чумикания
Из Тугуро-Чумиканского района собиралась поехать на XVI Международную выставку-ярмарку «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2021» большая делегация — 12 человек. Готовились заранее в селе Тугур. Дети репетировали эвенкийские танцы, а мастерицы кропотливо изготавливали национальные костюмы и сувениры. Однако случилась вспышка коронавируса, и делегацию ни в какую Москву не пустили.
Для коренных малочисленных народов Международная выставка-ярмарка — что Новый год. Все стараются привезти самое лучшее, самое талантливое, едут и себя показать, и других посмотреть.
Вот так и получилось, что из всех планируемых участников осталась одна — мастерица из села Удское Аксинья Симонова.
Баулы с костюмами огромные. А выставочное место уже оплачено. Аксинья с грузом осталась одна. Все тяжелое. Костюмы из шкур, да еще расшиты бисером. А еще и подарки на выставку, и сувениры.
Что делать? На выручку пришли родные — муж Алексей да племянница.
Привезла на выставку Аксинья шаманский костюм, летний праздничный костюм девушки-оленевода, детский меховой костюмчик и костюм тотемного животного — волка.
— Этот зверь почитается эвенками. Мы его приравниваем к себе. Он такой же охотник, как и мы, — рассказала Аксинья Симонова.
И эта коллекция получила диплом первой степени на фестивале этнического костюма народов Севера «Полярный стиль», проходившем в рамках Международной выставки-ярмарки. А головной убор от шаманского костюма получил специальный приз.
— Все подходили, удивлялись и спрашивали: «Как вы его шили?» Я отвечала: «Как? Обыкновенно!» Шапка как шапка, из шкуры головы оленя. Сшила шапку для шаманского костюма. Смотрю и думаю: что-то она какая-то лысоватая. В коридоре лежали оленьи рога и прямо притягивали. Я и решила приделать их к шапке. Мой муж долго сопротивлялся: «Куда? Чего? Ты с ума сошла! У тебя идеи сумасшедшие!» А я уперлась рогом, как говорится. Заставила мужа, и он придумал, как все сделать. Получилось классно. Народ на выставке подходил, примерял и говорил, что не чувствует, что на шапке рога.
Шапку-то с рогами не только мужчины примеряли, но и женщины. Когда в первый раз Алексей облачился в шаманский костюм, на выставке ажиотаж поднялся ужасный.
— У меня мужа чуть не порвали! Часа три позировал, со всеми фотографировался.
Впервые Аксинья поднялась на первое место. До этого были третьи и вторые места.
— Иду по ступенечкам.
Работы мастерицы особые. В соцветьи бисерных узоров, в сочетании красок словно чувствуется дыхание для кого-то суровой, а для эвенков родной и любимой природы Тугуро-Чумиканского района. Там и лукавство, и основательность, и даже теплая зеленая нежность, как у первых хвоинок лиственницы весной. По-эвенкийски лиственница — мучун. Когда она распускается, появляются первые зеленые хвоинки, наступает праздник Икэнипке. Тогда эвенки говорят: «Давайте петь! Давайте радоваться!» И еще костюмы элегантны. Это уже для эвенков из разных краев и областей характерно. Не зря их называют аристократами Сибири.
— Я шью только тогда, когда мне в душе кто-то скажет: «Иди, шей. Делай так-то и так-то!» Когда я шью, я чувствую, что я не одна. Может, мама и бабушка помогают. Когда спрашивают: «Откуда эта фантазия?», я отвечаю, что это состояние моей души. Упрямо шью мужские костюмы.
А может, все просто объясняется? Просто это любовь. Аксинья и Алексей живут душа в душу. Вон у жены пришла фантазия оленьи рога к шапке приделать, так приделал, да так, что шаманская шапка стала событием на Всероссийской выставке. Тугуро-Чумиканский район — место суровое, зато у людей там сердца горячие!
— Женских нарядов на выставке очень много, все очень красивые, а мужских по пальцам можно пересчитать. Сшила я шаманский костюм, а у меня уже в голове другой сидит. Вся проблема с материалом. С ним очень тяжело. Тяжело найти контакты с оленеводами и охотниками. Часто говорят: «Вам надо это? Искать деньги, тратить свои, чтобы на выставку ездить?» Приезжаешь на «Сокровища» как будто к родственникам, своих родных навещаешь. Естественно, как ехать с пустыми руками? Вот и стимул хороший, чтобы шить, придумывать что-нибудь новое. И еще. Спасибо компании «Полиметалл» Если бы не они, наша поездка не состоялась бы.
Часы последние считала Аксинья, торопилась уехать домой, в свой родной Тугуро-Чумиканский район:
— У сохатых и изюбрей гон начался. Такая красота! Каждый год ездим с мужем на природу, а у нас там база отдыха есть. Я просто слушаю. Просыпаюсь очень рано. У меня там есть мое место королевское. А тропы лосей и изюбрей совсем рядом. Животные бегут, орут, а я этим заряжаюсь. Может, и шаманский костюм этим вдохновило. Я люблю тайгу слушать.
Нанайское нашествие
Во-первых, Леонид Сунгоркин, возглавляющий региональное отделение международной организации «Слоу Фуд», в рамках фестиваля «Мать Земля. Коренные народы. Мясо — Молоко» провел мастер-класс по лепке нанайских пельменей бианси и прочитал доклад «Жертвенная свинья» о роли свиноводства в культуре нанайцев.
Бианси – пельмени с начинкой, чаще всего из рыбного фарша, особой формы. Кто-то сравнивает их с полумесяцем, а кто-то и с серебряным слитком.
Во-вторых, приехала внушительная делегация из Нанайского района, а точнее, из национального села Джари со знаменитой мастерицей Валентиной Бельды.
Раз Валентина на «Сокровищах», значит, прости-прощай главная награда для тех мастериц, кто занимается изделиями из рыбьей кожи. Каждая работа ее достойна коллекций лучших мировых музеев.
Неудивительно, что ее работы признаны лучшими произведениями национального искусства.
Делегация из Межпоселенческого центра нанайской культуры села Джари на фестивале этнического костюма народов Севера «Полярный стиль» завоевала Гран-при.
— Мы показывали национальную одежду — один мужской костюм и девять женских нарядов, в том числе из рыбьей кожи, изготовленные Валентиной Бельды, — уточнила Дина Юсупова, участница делегации.
— Мужской костюм показывал представитель сильной половины человечества или так?
— Или так. Мы в Центре начали готовить мальчиков, чтобы они с нами ездили. Пока делегация была женская.
Если вернуться к победам, то образцовый ансамбль национального танца «Силакта» взял первое место в песенно-танцевальном конкурсе «Кочевье Севера», первое место и у экспозиции Хабаровского края. На 20 квадратных метрах разместили свои произведения мастерицы.
И себя показали жители Хабаровского края, и на день города погуляли по праздничной столице, на водных трамвайчиках по Москве-реке покатались, фейерверк посмотрели.
— Культурная программа у нас была по-полной, — поделилась Дина Юсупова. — Следующая наша поездка — на хабаровский фестиваль этнической музыки «Ритмы Дальнего Востока», а Валентина Бельды со своим работами сразу после «Сокровищ Севера» примет участие в фестивале «Вдохновение Арктики», который пройдет в Санкт-Петербурге.
Юрий Вязанкин
XVI Международная выставка-ярмарка «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2021», XVI Всероссийский фестиваль культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Кочевье Севера», фестиваль этнического костюма народов Севера «Полярный стиль» проходили в музейно-просветительском комплексе «Сокольники» в Москве.
В состав делегации от Хабаровского края вошли представители Аяно-Майского, Нанайского, Охотского и Тугуро-Чумиканского районов.