Хабаровчане узнали, что труп может быть поводом для любви

С одной стороны, время неумолимо, безжалостно, а с другой стороны, говорят, что оно не властно над настоящим. Список неподвластного времени не так уж и велик. Это, конечно, не деяния чиновников. Как бы они со всех [...]

С одной стороны, время неумолимо, безжалостно, а с другой стороны, говорят, что оно не властно над настоящим. Список неподвластного времени не так уж и велик. Это, конечно, не деяния чиновников. Как бы они со всех сил ни пыжились, увековечивая за счет народных денежек свои потуги по укреплению вертикали и горизонтали власти, а всё, даже памятники,  часто оказывается максимум объектом голубиных инсинуаций. Почему? Потому что время – самый жестокий цензор, а порой и палач.

Хабаровский, теперь уже академический музыкальный театр, который до сих пор горожане называют музкомедией, давно уже прошел проверку временем.  И, несмотря на преклонный возраст, хотя 95 лет для российского театра не такой уж и большой, его премьеры собирают аншлаги, а спектакли дарят особенную радость, после которых хочется жить ярко и чтобы обязательно была любовь.

Новая премьера в этом театре особая. Это бенефис народной артистки России Татьяны Маслаковой,  лауреата  Всероссийской театральной премии «Золотая маска» за лучшее исполнении женской роли.  Она — дива,  явление на дальневосточной сцене, человек редкого дара влюблять в себя зрителя. Бенефис посвящен юбилею артистки. Сколько исполнилось? А разве это важно? Пока каждое ее появление на сцене сопровождается аплодисментами, время не властно над этой удивительной женщиной, а копилка лет — всего лишь напоминание о сыгранных ролях и блистательных победах.

Режиссер

Музыкальный детектив «Шерше ля фам!» композитора Владимира Баскина и автора либретто Евгения Муравьева — первая работа на дальневосточной сцене Елены Артюхиной, с февраля этого года режиссера Хабаровского краевого академического музыкального театра.

— Для меня большая честь и удовольствие работать в театре с такими богатейшими традициями. Зная, какие великие режиссеры здесь работали,  мне посчастливилось прикоснуться сквозь время через артистов – Татьяну Маслакову, Дениса Желтоухова, через мастеров сцены к их творческому шлейфу, который они оставили в Музыкальном театре. Для меня это огромная честь, огромное испытание на прочность. Степень открытости, с которой меня встретили в этом коллективе, меня потрясла. Я влюблена в Дальний Восток, я влюблена в этот загадочный, удивительный театр. Признаюсь, что он непростой. Здесь работают яркие актерские личности. Их надо удивлять. Режиссеру здесь нужно быть творчески интересным, чтобы быть услышанным, — рассказала Елена Артюхина. — Первая работа – это проверка на прочность. Судить зрителю, а он в Хабаровске искушен. Публика не простая, видавшая многое.

Главное, что есть в новом спектакле, так это фирменный музкомедиевский дух! За этим духом 95 лет — а это несколько поколений хабаровчан — целые зрительские династии ходят в театр на ул. Карла Маркса.

Главное, что все сделано без «холодного носа», а репетиционные страсти всегда подогревают градус премьеры. Они своего рода жертвы, без которых невозможна любая мистерия.

— Мы, конечно же, ссоримся, обижаемся друг на друга. Но от этого не уйти, это же творческий процесс! — поделилась Татьяна Маслакова. — Я уже извинялась перед Еленой Олеговной, что мы такие гады, нервы ей портим.

А где это видано, чтобы артисты, особенно перед премьерой, кровь не пили? Тем более что состав собрался звездный. Что ни артист, то любимец публики. Был бы это футбол, так не обошлось бы без битв фанатов!

О мюзикле

Либретто этого музыкального детектива написал Евгений Муравьев, известный поэт-песенник, автор слов хита Аллы Пугачевой «Речной трамвайчик».

Cherchez la femme (шерше ля фам) — французское выражение, которое буквально означает «ищите женщину». Выражение стало крылатым благодаря роману Александра Дюма-отца «Могикане Парижа» 1854 года, где фраза «Cherchez la femme, pardieu! Сherchez la femme!» является поговоркой парижского полицейского чиновника.

Что касается либретто, то в основе — адаптация пьесы «Миссис Пайпер ведет следствие» британского драматурга Джека Поплуэлла. Эта пьеса легла и в основу сценария советского фильма режиссера Аллы Суриковой.

Музыку к спектаклю написал Владимир Баскин.  Это уже пятая постановка в афише спектакля с его музыкой. Хабаровчане полюбили его мюзиклы – «Искусство жениться», «Кот в сапогах», «Первая любовь», «#капитанБлад», «Подлинная история поручика Ржевского».

— Композитор использовал интонации  с одной стороны детектива, а с другой – кабаре, — уточнил Руслан Антипинский, главный дирижер Академического хабаровского музыкального театра.

Но хабаровчане – не первооткрыватели. В мае этого года, как говорят,  «мировая премьера» детектива состоялась в Иркутском музыкальном театре имени Н.М. Загурского. Однако иркутяне для спектакля выбрали малую сцену, где все музыкальные номера шли под фонограмму.

Хабаровская  версия — полноценный спектакль на большой сцене с танцевальными номерами и живой музыкой.

— Наш театр стал первым в России, поставившим спектакль под оркестр. По нашему заказу Владимир Баскин написал оркестровку, — рассказал Руслан Антипинский.

Кстати, когда композитор писал музыку к спектаклю, перед ним стоял образ Татьяны Маслаковой.

— Как же чудесно и приятно писать музыку и представлять её в своих грёзах в Вашем потрясающем исполнении, а потом — бац, грёзы рассеиваются, и уже это воплощается в реалиях и, конечно, гораздо прекраснее, чем в моих крайне сомнительных грёзах! — прокомментировал Владимир Баскин. — Желаю Вам благополучия и счастья, радости, творческого горения, азарта, куража, которых Вам не занимать, новых поклонников, дарить Ваш искрящийся и зажигательный талант Вашим многочисленным любящим зрителям и удачи Вам во всех делах!

Спектакль

Звездный состав – заслуженный артист России, народный артист Хабаровского края Денис Желтоухов, любимцы женской части публики Никита Туранов и Валентин Кравчук, блистательная Юлия Лакомая, заслуженная артистка России Анна Иванилова, новая звездочка Василиса Серова и необыкновенно даровитый Андрей Кучинский, каждый выход артистов на сцену сопровождался аплодисментами.

Стоит особо отметить танцевальные номера в постановке заслуженного артиста  Хабаровского края Андрея Крылова. Всё было блестяще: и ансамблевость, и актуальность, и чувство такта, и редкая для этого жанра осмысленность, и чувство синкопы.

Танцевальный номер Андрея Кучинского, в котором он выделывал почти акробатические трюки и при этом пел, да так, что и не заметно было совсем ни сложной хореографии, ни сложной вокальной партии, заслуживает самых высших похвал. Зрители в антракте горячо обсуждали этот номер, подчеркивая, что артист выделывал ТАКОЕ!

Для Юлии Лакомой – красавицы, тонкой, умной, роль Сюзанны Брессар – определенная смелость. Ей блестяще удалось сыграть безнадежно влюбленную дурнушку.

И, конечно, главная «фишка» спектакля – фирменный дуэт театра: Татьяна Маслакова – Денис Желтоухов, намоленный, отточенный. Там, казалось, воздух становился плотным из-за актерских энергий.

Стоит согласиться с режиссером Еленой Артюхиной, что, как и положено мюзиклу, это – актерский спектакль. О чем мюзикл? Мистика, убийство и, конечно, любовь. Как ни крути, это главная ценность в нашей жизни.

— Основная мысль спектакля звучит из уст героини Татьяны Маслаковой: «Если бы не труп, мы бы не встретились!» — сказала Елена Артюхова.

«Браво!» — скандировали зрители, а потом уже в социальных сетях горожане писали: «Восторг!» и благодарили и актеров, и всех причастных к созданию этого детектива.

Сегодня жизнь полна тревогами и потерями, коронавирусом и QR-кодами, и этот легкий жанр особо востребован даже не для того, чтобы забыть обо всех сложностях, а для того, чтобы подарить надежду на то, что правда побеждает, а любовь торжествует. А значит, жить нужно светло.

Юрий Вязанкин

Новости Хабаровского края