Хабаровчане 2 дня были как на войне

Фестиваль документального кино в наше время - вещь довольно редкая даже для старейшего хабаровского кинотеатра «Совкино». К фестивалям игрового, иностранного кино, проходящим под сводами данного кинотеатра, хабаровчане, в принципе, уже привыкли. А вот всего-навсего двухдневный прокат документалки, предельно насыщенный (шесть-семь фильмов в день!), это, согласитесь, уникальное событие. Первым делом на ум приходит такая мысль -

Фестиваль документального кино в наше время — вещь довольно редкая даже для старейшего хабаровского кинотеатра «Совкино». К фестивалям игрового, иностранного кино, проходящим под сводами данного кинотеатра, хабаровчане, в принципе, уже привыкли. А вот всего-навсего двухдневный прокат документалки, предельно насыщенный (шесть-семь фильмов в день!), это, согласитесь, уникальное событие.

Первым делом на ум приходит такая мысль — уникальность фестиваля в чисто формальном, организационном плане ничего бы не стоила, если бы не их стилевая, повествовательная доходчивость и убедительность, если бы не их актуальность по существу и, конечно же, их информационная содержательность. Что ж, если автором всех сценариев (а в одном случае и режиссером-постановщиком) тут является известный писатель, секретарь Союза писателей России, заслуженный юрист Российской Федерации, сенатор Всемирной ассоциации прокуроров при ООН, известный кинематографист и в этом качестве обладатель премии «Золотой орел» Александр Григорьевич Звягинцев, то такой факт вполне закономерен.

И не только вежливости ради мы отмечаем, что высокий творческий гость из Москвы прибыл к нам в Хабаровск за два дня до открытия фестиваля и ради фестиваля, но то, что прибыл он ради нас, хабаровчан. В разговоре с ним я почувствовал эту искренность.

Считаю своим долгом поблагодарить того хабаровского школьника, что послал в компетентные руководящие структуры запрос: почему ни в одном из учебников истории нет упоминаний о Хабаровском процессе 1949 года, о процессе над японскими военными преступниками, разработчиками биологического оружия, производившими просто чудовищные опыты над живыми людьми. Реакция последовала незамедлительно в самом положительном смысле слова: в Хабаровске только что состоялся форум «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы». В рамках данного мероприятия и состоялся выше упомянутый показ документальных фильмов, уже о Нюрнбергском процессе.  И тут просто язык не повернется сказать, что все фильмы — об одном и том же. 

Да, все они об одном событии всемирного значения, и каждый  нес что-то принципиально новое в первую очередь для присутствующей в зале хабаровской молодежи, для старшеклассников и учащихся средних специальных учебных заведений, приходивших на просмотр организованно.

Уже на самый первый, достаточно ранний сеанс преподаватель гимназии №3 Ольга Анатольевна Онищук привела 28 девятиклассников. Всего же на сеансе присутствовали 84 зрителя.  А на следующий сеанс в зал «Гранд-иллюзион» пришли 160 человек.  Заполнение зала при демонстрации фильма «Жертвоприношение. Дети», повествующего о чудовищных злодеяниях нацистов по отношению к несовершеннолетним, лишь немного не дотянуло до предыдущего показателя. Но из той же 3-й гимназии его  посмотрели два девятых и десятый классы. Весьма представительной была гимназическая делегация и на следующем сеансе (показывался фильм «Адский колодец») – двадцать пять восьмиклассников. Впрочем, на этом показе бросился в глаза и другой эпизод: учительница средней школы №56 Галина Анатольевна Вашковец привела в «Гранд-иллюзион» только десять ребят, но это были всего-навсего шестиклассники, двенадцатилетние дети. Их впечатление от фильма было просто шоковым, они долго не могли проронить ни слова. «Да неужто такое было?» — спросил после фильма кто-то из них.

Да, такое было. Именно на эту тему на второй день фестиваля перед старшеклассниками долго говорил Александр Звягинцев, предваряя своим выступлением фильм «Нюрнберг. Свидетели». И уверен, даже если бы в программе фестиваля этого фильма не было, а была бы только встреча с московским гостем, молодежь должна была прийти. В зале тогда присутствовали 61 десятиклассник и 51 одиннадцатиклассник из краевого центра образования, а 71 восьмиклассник из КЦО вообще рекорд!  Представительной была делегация и школы №16.

Было Александру Григорьевичу о чем поведать. «Нюрнбергский процесс для меня — историческая тема номер один с двенадцати лет», — признался он.  Именно тогда Звягинцев написал стихи «Им не уйти от кары». И как раз благодаря его фильмам многие хабаровские школьники, учащиеся техникумов, колледжей хорошо поняли, за что кара должна быть неизбежной.

Лично мне особенно запомнился фильм «Нюрнберг. Процесс, которого могло не быть».  Уникальность фильма в том, что он обстоятельно повествует не о самом процессе, а о его подготовке. Это впрямь было что-то новое. А ведь нас, по словам Александра Звягинцева, еще ждут такие фильмы, как «Ветер возмездия» и «Апокалипсис по-японски» — уже о японских военных преступниках.

И, конечно же, выступивший перед фильмом в качестве официального лица специалист КНОТОК Павел Малеев был совершенно искренен, когда сказал, что видел пять фестивальных фильмов и это — не предел. И какой тут может быть предел, когда на экране идут такие фильмы, как «Кровавые деньги. Суд над промышленниками» или «Эшелоны смерти».

 Продюсер из Москвы Илья Васильев рассказал, что на форум в Хабаровск приехали примерно двести гостей — из Китая, КНДР, Республики Корея, Индии, Ростова-на-Дону, Воронежа и других городов России. И все до одного присутствующие, просматривая фильмы из циклов «Без срока давности» и «Нюрнберг», не могли чувствовать себя беззаботными зрителями. Хабаровск в это время стал центром человечности.

Михаил Корчмарев

Новости Хабаровского края