Осенний «Рецепт от скуки и печали» Сергея Кратенко заработал в режиме мини-экспозиции в музее истории города Хабаровска. А по соседству с выставкой художника — другая «персоналка»: выставка заведующего отделом исторических исследований и выставочной работы Сергея Меховщикова «Русские проволочные монеты XIV — нач. XVIII вв.»
Нарисуйте мне Хабаровск
— Выставка планировалась как показ декоративно-прикладного искусства, накопились вот эти все предметы и предметники, всякие вазончики. Но у меня появилась мысль показать весь предметный ряд. И когда выставил все, а мы находимся в музее, и музей требует определенного подхода к экспозиционной площади, то экспозиция была дополнена рядом моих картин. Причем эти картины были специально оформлены к этой выставке, — поясняет художник. — Я не специализируюсь на чем-то конкретном. В мастерской рядом на мольбертах могут стоять и акварель, и картина маслом.
Смотришь на полотно «Красный куст» — ярко, празднично, не по-осеннему. Какая тут хандра, какой такой ненашенский сплин? Вспоминаешь самые лучшие моменты прошедшего лета! Или вот картина «Солнечный разлив» — так красиво, просто не верится, что это уголок Хабаровска.
— Хочешь знать, как она появилась? Один из знакомых в конце весны 2012 года предложил отметить встречу. Не хотелось отталкивать человека, стоим, потребляем. Дело было в районе «Спиртзавода». И тут краем глаза замечаю, как солнце снизу подсвечивает деревья. Такая красота! Сделал фото и дальше продолжил со знакомым общаться. Потом в мастерской внимательно посмотрел, прикинул. И вот так, со случайного взгляда, и появилась картина «Солнечный разлив», — рассказывает об истоках вдохновения художник.
Порой бывает и так: начинает писать, а что-то не идет. Так было с «Красным кустом».
— Надоело, глаз замылился, ничего уже не воспринимаешь. Смотришь и понимаешь — какая туфта! Не зацикливаешься, переходишь к иному виду творчества, тем самым меняя физическую и умственную деятельность. Отдыхаю от живописи и начинаю работать с деревяшкой, — Сергей Кратенко поясняет разнообразие своего творчества.
Резец и руки
Переход от одного вида деятельности к другому происходит порой в течение вечера. А порой замысел вызревает годами.
— Вот эти деревянные композиции ждали своего часа несколько лет. Когда в питомнике Лукашова сносили плодовые деревья, подобрал несколько стволов. Долго лежали в углу мастерской, пока не подошел их черед. Дальневосточная груша — очень удобный материал для обработки: что различными резцами, что при полировке. Наружная полировка идет рукой, — рассказывает Сергей Кратенко.
Как это — рукой? Руки художника, они же должны быть чувствительны? Но, оказывается, одно другому не мешает — специально пожал кисть его правой руки: мозоли и огрубевшие кончики пальцев. И поэтому сразу поверил, что окончательную доводку своих деревянных творений мастер делает голыми руками.
— Дерево своими изгибами, своими кольцами, своими сучками подсказывает форму готового изделия. Все композиции из дерева, что видите на вставке, имеют вполне утилитарную функцию и могут служить для украшения интерьера, — подсказывает художник.
Смотрю на малую художественную композицию из тонкого стволика грушевого дерева, всю такую ажурную и воздушную, и понимаю: вот она, уникальная авторская подставка под карандаши или кисти. А если внутрь поместить стеклянный сосуд (все деревянные композиции пустотелые — это особенность сердцевины дальневосточной груши), то выйдет очень фактурная ваза для цветов.
Работа с деревом требует более внимательного отношения.
— Неверным движением резца можно испортить всю композицию. В ювелирном же деле гораздо проще исправить ту или иную погрешность, можно просто перепаять, — поясняет Сергей.
Драгоценные вы мои!
— В своей жизни, а занимаюсь я подобным творчеством боле 40 лет, сталкивался с людьми, что как-то зацепили своей деятельностью. Многих из них сейчас, к сожалению, уже нет. В плане творчества это были выдающиеся мастера. В Хабаровске в свое время активно работало объединение камнерезов, там такие люди творили! И они все оставили какой-то след. Мне интересны многие виды изобразительного искусства. Как-то было интересно попробовать себя в новом деле. Не от нечего делать, а как вызов: могу ли я? Берешь и пробуешь. Я всю жизнь пробую, — начинает рассказ про ювелирную технику Сергей Кратенко.
— Но как совместить различные техники, различные материалы — серебро, бронзу, камни, кость и моржовый клык, кораллы? Интересуешься, ищешь, пробуешь, что-то получается, что-то не выходит. Где- то «методом тыка», где-то подглядишь, — делится приемами мастерства Сергей Кратенко.
И даже из отходов производства, точнее, из обрезков металла, если их спаять с душой, может получиться уникальная подвеска. Ажурные подсвечники, что напоминают переплетение трав на лугу, тоже несут вполне утилитарную функцию — на выставке в них воткнули свечи.
— Меня до сих пор восхищают такие люди, как московский архитектор Шехтель — основоположник нашего стиля модерн. Всю жизнь стремлюсь сделать что-то этакое, артистичное, — называет одного из своих «учителей» хабаровский художник.
Смотришь на его изделие в виде «золотого ключика» по мотивам произведения Алексея Толстого и видишь, как из вполне функциональной вещи можно сделать стильную.
— Совершенно верно, валялся старый ключ, взял, покрутил, приложил руки, изготовил подставку, вот и получилась сказка, — рассказывает мастер.
Вы думаете, это все, чем занимается Сергей Кратенко? Напрасно. У него несколько высокохудожественных фотовыставок, он реставратор и иконописец…
Добро пожаловать в мир мастеров!
Андрей Дунаевский
Фото автора
Кто вы, Сергей Кратенко?
Родился в Хабаровске, детство провел в Сергиевом Посаде (Загорск), где впервые столкнулся с захватывающей и даже мистической работой художника, там и приобрел первый опыт. После службы в армии выбрал ремесло художника-оформителя, которое требует знания материалов и технологий почти во всех областях изобразительного искусства.
В творческом багаже художника архитектурные объекты, интерьеры, выставочные проекты. Графика, живопись, работа с деревом, металлом, камнем, реставрация икон и других исторических памятников – и это не полный список. Многие работы находятся в музеях и вузах Хабаровска, в частных собраниях соотечественников и за рубежом.
Знак зодиака – Весы.
Жизненное кредо – сам-один.
Хобби – литература, история, наблюдение за природой, работа в саду, спортивная стрельба.
По характеру сдержан, радушен, обязателен до педантичности, но не занудлив, обладает чувством юмора. Любит осень, прогулки под дождем, родной город, добрую и умную беседу. В данный момент работает в музее истории города Хабаровска художником-реставратором.
Персональная выставка (живопись и декоративно-прикладное искусство) Сергея Кратенко «Рецепт от скуки и печали» работает до 15 ноября 2021 года.